Методические указания по решению задач (в том числе методом «мозгового штурма», методом кейса»)

Для контрольного решения задач в рамках практических занятий студент должен быть готов решить представленные преподавателем задания и задачи, с подробным обоснованием своего решения.

Решение задач предусматривает несколько этапов.

Первый этап – изучение проблемной ситуации и определение вопросов, требующих разрешения. На данном этапе студент должен установить вид возникшего правоотношения, субъектный состав, характер нарушенных прав и способы их защиты. Кроме того, студент должен наметить вопросы, которые требуют разрешения для правильного решения задачи.

Необходимым элементом данного этапа является уяснение значения понятий и терминов, используемых в содержании казуса, или необходимых для решения задачи.

Второй этап – определение подлежащей применению нормативно-правовой базы. На данном этапе студенты определяю, какими нормативными актами регулируются спорные правоотношения и находят нормы, необходимые для правильного решения задачи.

Третий этап – ознакомление с доктриной гражданского права и практикой разрешения аналогичных ситуаций органами судебной власти.

Четвертый этап – письменное изложение решения задачи. После анализа всех фактических обстоятельств казуса и выработки собственной правовой позиции студент должен выполнить письменное решение с подробным его обоснованием, опираясь на нормативно-правовые акты, а в случае необходимости, на доктрину и практику судебных инстанций.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговаяатака, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.

Первый этап: постановка проблемы. Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей. сем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.

Участниками являются: ведущий – (либо преподаватель, либо активный член группы).

Задача ведущего координировать процесс генерации идей путем наводящих вопросов, напоминая о задачах штурма, правилах его проведения.

генераторы идей – все студенты группы.

экспертная комиссия – 3-4 студента. Задача комиссии обрабатывать поступающие варианты решения и идеи, делать необходимые записи.

Второй этап: генерация идей. На стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей. Каждый студент вправе представить несколько вариантов решения казуса. Выражать свои идеи нужно кратко и лаконично – так у каждого будет время высказаться.

Третий этап: комбинирование и совершенствование предложенных идей. Участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

Четвертый этап: отбор, систематизация и оценка идей. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из оценок комиссии.

Метод решения кейс-задач – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:

развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение, проблемоосознанного мышления;

практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;

способность и готовность к оценке и принятию решения;

гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний;

развитие социальных компетенций при работе в группе (включая учебу у других и с другими)

Этапы работы с кейсами:

Первый этап: Введение в проблему. На данном этапе в центре внимания находится осмысление проблемной правовой ситуации. Цель этой ступени – краткое описание проблемной правовой ситуации и представление сути проблемы, путем выделения требующих разрешения вопросов.

Второй этап. Сбор информации. Обучающийся с учетом специфики проблемных вопросов начинает сбор эмпирического материала для их решения. В процессе реализации данной стадии аспирант осуществляет поиск нормативных источников, необходимых для разрешения кейса, доктринальных источников, в которых рассматриваются проблемы, относящиеся к кейсу, материалы судебной практики.

Третий этап. Рассмотрение альтернатив. Обучающийся составляет макеты нескольких вариантов решений, аргументируя каждый из них.

Четвертый этап. Принятие решения. Формирование письменного отчета о решении кейса с изложением выбранной позиции.

Пятый этап. Презентация решения. Презентация решения происходит на практическом занятии в группе. Если обучающиеся пришли к разным вариантам решения, то каждый из присутствующих приводит контраргументы.

Наши рекомендации