Тема 10. Система норм права и система законодательства
Понятие системы норм права. Отрасли, подотрасли и институты права. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право. Система норм права и система законодательства в их соотношении.
Лекция.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: мониторинговые исследования - сбор и обобщение правоприменительной практики к Темам 10-14 (см. п. 3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы).
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 13 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.
Тема 11. Правовые отношения
Понятие правового отношения: различные подходы. Правовое отношение и норма права. Структура правового отношения (основные подходы). Субъект права и субъект правового отношения. Правовое отношение и субъекты (стороны) правовых отношений. Объект правоотношения. Содержание правоотношений. Виды правоотношений. Понятие, виды и роль юридических фактов. Юридический факт и правовое отношение. Правовые презумпции и правовые фикции.
Лекция.
Семинарское занятие:
Задание 1
Решение задачи по выбору преподавателя.
Пример 1:
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2012 г. № 19-П отметил, что «по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в постановлениях от 24 октября 1996 года № 17-П и от 17 декабря 1996 года № 20-П применительно к таким являющимся самостоятельными субъектами права объединениям граждан, как юридические лица, в основе их правового статуса лежат, прежде всего, конституционные нормы, устанавливающие основные права и свободы, которые по своей правовой природе могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам, и потому то или иное конституционное право человека и гражданина может распространяться на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо».
Какой теорией юридического лица руководствовался Конституционный Суд?
Как могли бы повлиять на решение Конституционного Суда другие теории природы юридического лица?
Пример 2:
В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.
Реализуется ли это право в рамках правового отношения?
Если да, то охарактеризуйте это правовое отношение, укажите на его элементы.
Если нет, то поясните, каким образом реализуется указанная норма.
Задание 2
Обсуждение дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя.
1. Проблемы понятия и структуры правового отношения.
2. Субъект права и субъект правового отношения.
3. Юридические факты, юридические презумпции и юридические фикции.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 14 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 14 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.
Тема 12. Реализация права
Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. Субъекты правоприменения. Стадии применения права. Правоприменительные акты: понятие, структура, виды. Пробелы в законодательстве и способы их восполнения и преодоления. Толкование норм права. Способы толкования правовых актов. Толкование по объему. Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование. Аутентичное и легальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Интерпретационные акты.
Лекция.
Семинарское занятие:
Задание 1
Задание направлено на развитие навыков использования различных способов толкования:
Осуществите системное толкование текста статьи ст. 560 Гражданского кодекса РФ, в частности, выявив связи общих и специальных норм, а также связь толкуемой нормы с дефинитивными нормами ГК РФ и принципами гражданского права.
Задание 2
Какие принципы, способы и виды толкования были использованы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 11-П? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3
Обсуждение дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя.
1. Пробел в законодательстве и квалифицированное молчание законодателя.
2. Аналогия закона и расширительное толкование.
3. Границы судейского усмотрения.
Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 15 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.
Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 15 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.