Тема 10. Система норм права и система законодательства

Понятие системы норм права. Отрасли, подотрасли и институты права. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право. Система норм права и система законодательства в их соотношении.

Лекция.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: мониторинговые исследования - сбор и обобщение правоприменительной практики к Темам 10-14 (см. п. 3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы).

Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 13 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.

Тема 11. Правовые отношения

Понятие правового отношения: различные подходы. Правовое отношение и норма права. Структура правового отношения (основные подходы). Субъект права и субъект правового отношения. Правовое отношение и субъекты (стороны) правовых отношений. Объект правоотношения. Содержание правоотношений. Виды правоотношений. Понятие, виды и роль юридических фактов. Юридический факт и правовое отношение. Правовые презумпции и правовые фикции.

Лекция.

Семинарское занятие:

Задание 1

Решение задачи по выбору преподавателя.

Пример 1:

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2012 г. № 19-П отметил, что «по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в постановлениях от 24 октября 1996 года № 17-П и от 17 декабря 1996 года № 20-П применительно к таким являющимся самостоятельными субъектами права объединениям граждан, как юридические лица, в основе их правового статуса лежат, прежде всего, конституционные нормы, устанавливающие основные права и свободы, которые по своей правовой природе могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам, и потому то или иное конституционное право человека и гражданина может распространяться на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо».

Какой теорией юридического лица руководствовался Конституционный Суд?

Как могли бы повлиять на решение Конституционного Суда другие теории природы юридического лица?

Пример 2:

В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.

Реализуется ли это право в рамках правового отношения?

Если да, то охарактеризуйте это правовое отношение, укажите на его элементы.

Если нет, то поясните, каким образом реализуется указанная норма.

Задание 2

Обсуждение дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя.

1. Проблемы понятия и структуры правового отношения.

2. Субъект права и субъект правового отношения.

3. Юридические факты, юридические презумпции и юридические фикции.

Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 14 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 14 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.

Тема 12. Реализация права

Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. Субъекты правоприменения. Стадии применения права. Правоприменительные акты: понятие, структура, виды. Пробелы в законодательстве и способы их восполнения и преодоления. Толкование норм права. Способы толкования правовых актов. Толкование по объему. Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование. Аутентичное и легальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Интерпретационные акты.

Лекция.

Семинарское занятие:

Задание 1

Задание направлено на развитие навыков использования различных способов толкования:

Осуществите системное толкование текста статьи ст. 560 Гражданского кодекса РФ, в частности, выявив связи общих и специальных норм, а также связь толкуемой нормы с дефинитивными нормами ГК РФ и принципами гражданского права.

Задание 2

Какие принципы, способы и виды толкования были использованы в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 11-П? Аргументируйте свой ответ.

Задание 3

Обсуждение дискуссионных вопросов темы под руководством преподавателя.

1. Пробел в законодательстве и квалифицированное молчание законодателя.

2. Аналогия закона и расширительное толкование.

3. Границы судейского усмотрения.

Подготовка к семинарскому занятиюпредполагаетизучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 15 учебно-методического комплекса по Теории права и государства, использование примеров из действующего законодательства Российской Федерации и (или) юридической (судебной) практики по вопросам, вынесенным на обсуждение.

Самостоятельная работа студентов с использованием учебно-методических материалов:изучение теоретических элементов и хрестоматии, решение тестов и машиночитаемых задач по теме 15 учебно-методического комплекса по Теории права и государства.

Наши рекомендации