Особенности современной правовой и судебной системы США.
В фундамент современной правовой системы США положено три основных политико правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.
Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти - законадательной, исполнительной, судебной - и разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три "ветви" представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.
Федерализм - конституционный принцип, предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.
Судебный конституционный надзор - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.
Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.
Основной текст конституции.
Основной текст состоит из преамбулы и семи статей.
Преамбула излагает цели принятия конcтитуции: . образовать более совершенный союз: . гарантировать правосудие, свободу, благоденствие; . обеспечить совместную оборону.
Статья 1 описывает полномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции. Статья 6 провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов.
Конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.
КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ.
Имеют схожую структуру и включают разделы; . преамбула, . билль о правах, . избирательное право и выборы, . законодательная власть. Она принадлежит законодательным собраниям - легислатурам. Устанавливается их структура, порядок избрания, срок полномочия и т.д. . исполнительная власть. Принадлежит губернатору. . судебная власть. Верховные суды штатов осуществляют конституционный надзор в пределах штата. . финансы и налоги, . милиция штата, . местные органы власти, . образование, . благоустройство.
В конституции многих штатов включены статьи, касающиеся: . трудовых отношений, . здравоохранения, . сельского хозяйства, . административно-территориального деления.
Конституции штатов (конституция штата Алабама содержит 129 тысяч слов) более объемны по сравнению с федеральной конституцией США (9 тысяч слов).
Детализация конституционных предписаний в конституциях штатов объясняется тем, что политические партии, заинтересованные группы, религиозные и лоббистские организации пытаются закрепить свои привилегии в самом тексте конституции штата.
Средний возраст ныне действующих конституций штатов составляет 82 года.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Законодательная власть в США осуществляется конгрессом и легислатурами штатов.
Конгрес США.
Состав и полномочия конгресса.
Состоит из двух палат: . сенат (100 человек). Каждый штат представлен двумя членами, избранными на 6-тилетний срок. Каждые 2 года сенат обновляется на одну треть. . палата представителей имеет 435 членов. 1 депутат от 500 тысяч человек избирается сроком на 2 года. Каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.
В составе конгресса: юристы (62%), бизнесмены (37%), журналисты, бывшие государственные служащие.
Конгресс имеет совместные широкие конституционные полномочия: . устанавливает налоги, пошлины, акцизные сборы, . утверждает федеральный бюджет, . финансирует государственные акции, . берет и выдает кредиты, . регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами, . объявляет войну, формирует вооруженные силы, . осуществляет контроль за деятельностью правительственных учреждений.
У каждой из палат есть отдельные полномочия: . только от палаты представителей могут исходить законопроекты о государственных доходах. Ей принадлежит право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков. Это право было осуществлено в 1801 и в 1825 годах. . сенат принимает участие в принятии международных обязательств, а также участвует в назначении на высшие должности государственного аппарата, правительства и верховного суда. Если ни один из кандидатов в вице- президенты не получит более половины голосов выборщиков, вице-президента выбирает сенат.
В случае осуждения гражданских должностных лиц в порядке импичмента, палата представителей вправе возбуждать преследование, но только сенат может осуществлять суд.
Комитеты конгресса.
Важную роль в деятельности конгресса играют: . постоянные комитеты, которые готовят тексты законодательных актов по своим проблемам, осуществляют надзор за деятельностью органов федерального правительства в своей области; . специальные комитеты учреждаются палатами для выполнения какой-либо специальной работы. Могут существовать в течение нескольких созывов. . объединенные комитеты обеих палат. Их задача - координация позиций обеих палат.
Партийные фракции.
В конгрессе США представлены только две крупнейшие партии страны - Демократическая и Республиканская.
В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства и фракция меньшинства.
Лидеры большинства в сенате и палате представителей являются вторыми лицами после председателя и спикера.
Должностные лица конгресса.
Спикер палаты представителей утверждается палатой из фракции большинства. Он председательствует на заседаниях, руководит фракцией большинства, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам.
Председатель сената - вице президент. Он получает право голоса, если мнения сенаторов разделились поровну, не обязан постоянно посещать заседаня сената. Поэтому сенаторы выбирают временного председателя из числа уважаемых членов фракции большинства.
Легислатуры штатов.
По своей структуре и методам работы легислатуры во многом копируют конгресс. Все, кроме штата Небраска, состоят из двух палат.
По числу представителей различаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек, причем число законодателей не зависит от населенности и размера штата.
Сроки полномочий членов легислатур также различаются: 2 и 4 года.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Исполнительная власть в стране осуществляется президентом США, с помощью аппарата исполнительной власти. Всего на федеральной службе в ведомствах исполнительной власти состоит около 3 миллионов человек.
На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, возглавляющие административные органы своих штатов.
Многие функции исполнительной власти осуществляются органами самоуправления и управления на местах.
Президент США.
Президент США совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Он избирается на 4 года, с возможностью переизбрания только один раз.
Президентом США может быть любой гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории США не менее 14 лет.
Официальная резиденция - Белый дом, Вашингтон.
Полномочия президента США: . верховный главнокомандующий воооруженными силами США, . верховный представитель страны на международной арене, . назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти . созыв чрезвычайных сессий конгресса, . помилование лиц, осужденных по федеральным законам, . чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях, . формирование законодательной программы администрации (послания крнгрессу), . представление бюджета конгрессу, . издание президентских приказов, имеющих силу закона.
Вице-президент.
Избирается вместе с президентом на 4-хлетний срок, причем президент и вице- президент на могут быть из одного штата.
Кроме конституционного полномочия председательствовать в сенате, он является преемником президента в случае смерти или недееспособности последнего (20-ая поправка, принятая в 1933 году).
Исполнительное управление президента - неконституционный надведомственный орган при Белом доме, координирующий и контролирующий важные аспекты государственной деятельности состоит из следующих подразделений: . аппарат Белого дома, . административно-бюджетное управление, . экономический совет при президенте, . совет национальной безопасности, управление по разработке политики, . управление по вопросам политики в области науки и техники,
Кабинет министров.
Это неконституционный совещательный орган при президенте.
В состав кабинета входят главы двенадцати федеральных министерств (секретари) и глава министерства юстиции (генеральный атторней).
Члены кабинета обычно принадлежат к той же партии, что и президент.
Система министерств и ведомств.
Руководители министерств (федеральных департаментов) подчинены непосредственно Президенту, назначаются им при согласии Сената.
Административные ведомства (независимые агенства) учреждаются по инициативе Конгресса, он же определяет круг их полномочий.
Главы министерств и ведомств не могут быть членами Конгресса.
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. Существуют организационно обособленные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.
Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией США и Федеральным законодательством.
Судам каждого штата подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией и законодательством соответствующего штата.
Суды штатов организационно не свяаны с федеральными судами.
Судоустройство на федеральном уровне.
Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: - окружные суды США - специальные суды первой инстанции - специальные апелляционные суды - апелляционные суды.
- окружные суды США -- федеральные суды общей юрисдикции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве.
Каждый окружной суд США действует в пределах федерального судебного округа. Всего их девяносто четыре.
- специальные суды первой инстанции -- претензионный суд США; рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США. Суд США по делам внешней торговли; налоговый суд США.
- специальные апелляционные суды – это: . апелляционный суд США по федеральному округу и . временный чрезвычайный апелляционный суд.
- апелляционные суды. Принимают жалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а также жалобы на решения федеральных административных ведомств.
Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США. В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат.
Верховный суд не является конституционной структурой и формируется президентом "по совету и с согласия" Сената.
Численность Верховного суда -- девять человек.
Численность других федеральных судов устанавливается Конгрессом.
Члены федеральных судов назначаются президентом по согласованию с сенатом.
Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.
Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.
Судоустройство в штатах.
Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы.
В каждом штате имеются три группы судов: - ограниченные специальной юрисдикцией, - общей юрисдикцией, - апелляционной юрисдикцией.
Низшее звено судебной системы штата -- местные суды, ограниченные специальной юрисдикцией (мировые, полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела по незначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могут обжаловаться в суде общей юрисдикции.
Суды специальной юрисдикции рассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, о завещаниях, о нарушениях безопасности движения.
Местные суды общей юрисдикции (окружные) рассматривают дела по существу.
Иногда в штатах существуют апелляционные суды.
В большинстве штатов должность судьи выборная. Судьи избираются населением по партийным спискам.