Основные этапы развития современной российской судебной системы

Как известно, на рубеже 90-х гг. XX в. Россия вступила на путь коренных преобразований в политической, эконо­мической и правовой сферах жизни государства и обще­ства.

С момента принятия Конституции СССР 1936 г. систе­ма судов общей юрисдикции была практически неизменна и состояла из общесоюзных судов и судов союзных респуб­лик.

К общесоюзным судам относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы. Судами союзных республик были районные (городские) народные суды, верховные су­ды автономных республик, суды автономных областей, ав­тономных округов, городов Москвы, Ленинграда, верхов­ные суды союзных республик.

Фактически современная российская судебная система эволюционировала из советской организации суда, сохра­нив некоторые виды и звенья судов.

В 1990-е гг. в российской юридической науке разверну­лась широкая дискуссия о путях реформирования судебной системы, которая должна была соответствовать потребно­стям нового государства.

Вопросам судоустройства в каждом государстве всегда придается большое значение. Некоторыми авторами судеб­ная власть как раз и понимается как совокупность ниже­стоящих и вышестоящих судов, выносящих судебные ре­шения. Еще И. Я. Фойницкий писал, что судебную власть в узком смысле образует система подчиненных закону орга­нов, призванных к применению закона в порядке судебного производства[100].

Все известные судебные реформы начинались именно с изменений, вносимых в устройство суда, систему его ор­ганов, в организацию судебного управления, правовое по­ложение суда и т.д.

24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была утверждена «Концепция судебной реформы в РСФСР», которая являлась фундаментом для преобразований судеб­ных органов.

Основными положениями Концепции судебной рефор­мы являлись, в частности, следующие:

1) учреждение в России на основе принципа разделения властей самостоятельной и независимой судебной власти;

2) введение несменяемости судей как гарантии их ре­альной независимости;

3) повышение престижа судебной деятельности и суще­ственное улучшение ее материально-технического обеспе­чения;

4) учреждение судебного контроля за конституционно­стью нормативных актов законодательной и исполнитель­ной властей и создание с этой целью Конституционного Суда РФ;

5) передача всех споров о праве на рассмотрение судеб­ной власти;

6) предоставление гражданину, обвиняемому в совер­шении преступления, права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей;

7) упразднение системы внесудебного разрешения граж­данско-правовых споров государственными арбитражами и создание арбитражных судов в качестве самостоятельной ветви судебной власти и др.

Впоследствии многие из данных положений нашли от­ражение в Конституции РФ 1993 г.

Реформа судебной системы началась в 1991—1992 гг., когда наряду с судами общей юрисдикции, возглавляемы­ми Верховным Судом РФ, были образованы Конституци­онный Суд РФ и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

В судебной системе образовались три самостоятельные ветви — конституционная юстиция, суды общей юрисдик­ции и арбитражные суды, что представлялось спорным, на­рушающим принцип единства судебной системы.

Конституция РФ 1993 г. в отличие от Конституции РСФСР 1978 г. не устанавливает исчерпывающего перечня судов. Кроме того, в гл. 7 не содержится никаких упоми­наний о разграничении судебной системы на федеральную и местную. Это привело к попыткам некоторых региональ­ных законодателей в одностороннем порядке изменить су­ществующую судебную систему и создать собственные су­дебные органы.

Конституционный Суд РФ признал не соответству­ющими Конституции РФ подобные нормы основных зако­нов отдельных субъектов РФ, ссылаясь на п. «о» ст. 71, где говорится, что к ведению Российской Федерации относятся вопросы судоустройства, и лишь вопросы кадров судебных и правоохранительных органов находятся в совместном ве­дении Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Принятие Конституции РФ, в которой вопросы орга­низации судебной системы регулировались лишь в общем виде, потребовало разработки целого пакета нормативных актов, в совокупности фактически составляющих судоустройственный кодекс РФ.

В развитие положений ст. 125 Конституции РФ, посвя­щенной Конституционному Суду РФ, Государственная Ду­ма Федерального Собрания РФ 23 июля 1994 г. принимает Закон о Конституционном Суде[101].

Продолжает совершенствоваться система арбитраж­ных судов, созданная в соответствии с Законом РСФСР «Об Арбитражном суде» от 4 июля 1991 г. для рассмотре­ния споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, а также вытекающих из гражданских правоотношений или правоотношений в сфере управления.

В Конституции РФ (ст. 127) был закреплен статус Выс­шего Арбитражного Суда РФ как высшего органа по раз­решению экономических споров и иных дел, рассматрива­емых арбитражными судами. 28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которым система арбитражных судов стала трехзвенной (арбитраж­ные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ).

Система судов общей юрисдикции продолжала действо­вать на основе Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О су­доустройстве РСФСР», а также в соответствии со ст. 126 Конституции РФ, закрепившей положение Верховного Су­да РФ как высшего органа по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел на территории РФ.

В развитие ст. 118 Конституции РФ 31 декабря 1996 г. был принят Закон о судебной системе, который представ­лял собой следующий этап совершенствования российско­го суда.

Именно данным Законом устанавливалось деление су­дебной системы на федеральные суды и суды субъектов РФ, к которым относились мировые судьи и конституци­онные (уставные) суды субъектов РФ.

Осуществляемая в стране судебная реформа затронула и органы военной юстиции. В 1992 г. военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судеб­ную систему РФ, с 1996 г. в соответствии с Законом о су­дебной системе они стали частью системы судов общей юрисдикции.

Дальнейшее совершенствование судебной системы РФ связано с возрождением института мировых судей. Одна из основных задач создания мировой юстиции, суда общей юрисдикции субъекта РФ, состояла в снижении нагрузки районных судов. Кроме того, мировые судьи, действовав­шие на территории судебного участка, должны были макси­мально приблизить судебную власть к населению, обеспе­чивая доступность судебной защиты.

В настоящее время судебная реформа продолжает разви­ваться. Существенные изменения внесены в Закон о стату­се судей. Разрабатывается новый Кодекс судейской этики.

Серьезным шагом на пути реализации судебной рефор­мы является принятие Закона о судах общей юрисдикции. Данным Законом устанавливаются система судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компе­тенция, принципы деятельности, структура отдельных зве­ньев, финансовое и материальное обеспечение деятельно­сти. Главная новелла Закона — введение апелляционного порядка проверки судебных актов в верховных судах респу­блик, краев, областей и соответствующих судах, военных судах округов (флотов) и Верховном Суде РФ.

Таким образом, следует констатировать, что современное российское судоустройственное законодательство в целом отвечает целям и задачам Концепции судебной реформы 1991 г., но продолжает совершенствоваться в соответствии с требованиями и запросами государства и общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение судебной системы РФ.

2. Какие виды судов образуют судебную систему РФ?

3. Какие судоустройственные принципы вы знаете?

4. Каково понятие звена судебной системы?

5. Назовите звенья, образующие систему судов общей юрис­дикции.

6. Назовите звенья, образующие систему арбитражных судов.

7. Дайте характеристику Конституционному Суду РФ и кон­ституционным (уставным) судам в судебной системе РФ.

8. Что понимается под термином «судебная инстанция»?

9. В чем отличие суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций?

10. Назовите правовые основы судебной системы РФ.

Рекомендуемая литература

1. Абросимова, Е. Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. — М., 2002.

2. Александров, С. В. Оптимизация системы районных судов в Российской Федерации: историко-теоретические и практические акценты / С. В. Александров, Е. В. Бурдина // Российское право­судие. — 2009. — № 8.

3. Анишин, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Рос­сийской Федерации: курс лекций. — М., 2008.

4. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.

5. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность it Российской Федерации : краткий курс лекций / Н. А. Власенко, Л. Н. Власенко. — М., 2007.

6. Ершов, В. В. Суд в системе органов государственной власти // Российское правосудие. — 2006. — № 1.

7. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы ре­формирования. — Курск, 2002.

8. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности кон­ституционного регулирования, судебного строительства и судеб­ной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. — М., 2007.

9. Комаров, А. А. Социальная сущность суда // Вестник Арби­тражного суда г. Москвы. — 2009. — № 2.

10. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. До­кументы : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.

11. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: про­блемы становления и развития. — М., 2001.

12. Михайловская, И. Б. Процессы управления в судебной систе­ме : учеб. пособие. — М., 2011.

13. Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.

Наши рекомендации