Понятие и элементы правовой системы. Особенности мусульманской (религиозной) правовой системы

Правовая система – совокупность всех правовых явлений данного общества Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом. Основные элементы правовой системы: - право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности; - законодательство и иные источники права; - юридическая практика, ядро которой - судебная практика; причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики; - правовая идеология.

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История права, обозначаемого термином фикх, начинается с пророка Мухаммеда 570-632г. он от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим. Нормы формулировались им в публичных проповедях. Другая часть юр значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и праве. Но их было мало для системного регулирования всей совокупности прав отношений общины, а поэтому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд воле Аллаха. В 8-10 в. существенное влияние на развитие мусс права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи – кади. Их роль в формировании прав системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусс-е право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. К концу 10 в. мусс-е право канонизировалось. Наступил век традиций, период действий согласно установившимся прав нормам и доктринам. Судьи лишились права при отсутствии в Коране и др источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они д.б. руковод-ся принятым населением толком. К 13 в. право практически утратило свою целостность и стало правом разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юр школе обеспечивалась го-вом. В результате мусс-е право оказалось раздробленным и разделенным. Дальнейшее развитие права шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых дел. 19 в. знаменует новую ступень развития права, становление законно-ва в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юр доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжает оказывать определенное воздействие на прав систему. Со 2 половины 19 в. происходит активное заимствование европейского права, в частности Романо-германского. Особенности норм. Система отличается своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием норм. Норма – правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. По содержанию: нормы не яв-ся управомочивающими или запрещающими, в основе их лежит обязнность, долг совершить тот или иной поступок, что тоже обусловлено их религиозной природой. Источники. Первый Коран – священная книга. Внешне это книга стихов, тексты дотируются периодом 610-631 г. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда. Лишь не значительная их часть затрагивает вопросы правовых отношений, большинство посвящено религии и исламской нравственности. 2 источник сунна – сборник хадисов, т.е. преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Складывался источник на протяжении нескольких веков 7-9 в. Сунна содержит мало норм юридических, в ней доминирует нравственно-религиозные положения. 3 источник иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. 4 источник кийяс – обычное решение по аналогии, которое приобретает особые смысл и значение, т.к. объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной характер. Вторичный источник – закон, в нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных источников, но и идущие в разрез с Кораном. В этом случае закон вряд ли можно считать формой права. Источник религиозно-правовая доктрина – уходит на второй план и оформилась через иджму, кийяс, закон. Многозначительную роль играет обычай – его не относят к праву и не рассматривают как его источник. Но если отношения не регламентированы правом, обычай может выступать их регулятором. Структура. Не делится на общее и частное. Можно выделить правовые комплексы норм в соответствии с основными муссу-ми толками – суннитскими и несуннитскими. Сохраняется отраслевой принцип дифференциации – право личного статуса, деликтное право. Все поступки делятся на 5 категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещающие.



Наши рекомендации