Глава 2. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики
Глава 2. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики
Основные налоговые теории.
История возникновения налога как экономического явления непосредственно связана с историей возникновения государства и бюрократии (бюрократия – группа лиц, занимающаяся управлением делами государства, но не выбираемых гражданами, а назначаемых правителями).
Как только появились люди, источником дохода которых являлась административная работа, связанная с обеспечением жизнедеятельности военных, судов, тюрем, тогда возникает налог, как олицетворение процесса изымания части доходов одного гражданина, для удовлетворения потребности общества и государства в целом и для наполнения казны (казна - имущество, ценности, принадлежащие государству или организации).
На ранних стадиях развития человечества – начальной формой налогообложения являлось жертвоприношение.
Современное понимание механизма налогообложения – длительный процесс, осуществленный в несколько шагов:
1 шаг – идея дара (благодарность властелину за защиту);
2 - идея просьбы правителя к народу о поддержке ради решения общих задач;
3 – переход к представлению о необходимости помощи своему правительству денежными средствами;
4 - идея о жертвах, приносимыми гражданами в интересах государства;
5 - идея о долге гражданина перед государством.
Процесс развития общества породил многочисленные налоговые теории, для каждой из которых характерно отстаивание интересов определенных групп налогоплательщиков. Основными теориями, упоминаемыми в литературе являются следующие.
Теория обмена– особенность теории - возмездный характер налогообложения - то есть, уплачивая налог, граждане покупают услуги по охране, поддержанию порядка и т.д. Характерна для средневекового строя - в то время - формальное отражение существующих отношений.
Анатомическая теория(Вольтер, Мирабо, Монтескье) - налог - результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги: за охрану личной и имущественной безопасности, за защиту государства (в основе такого определения налога лежит представление о договорном происхождении государства).
Теория наслаждения- налог - цена за удовольствия от общественного порядка, справедливого правосудия, обладания собственностью (Ж. Симонд де Сисмонди).
Теория налога как страховой премии- налог рассматривается как платеж, уплачиваемый на случай наступления какого-либо риска.
Классическая теория(Смит, Рикардо) - налог рассматривается как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства (регулирующая роль налогов отвергается.
Неоклассическая теория(Мид) - государству и налогам отводится лишь косвенная роль в регулировании экономических процессов, предпочтение отдается кредитно-денежной политике.
Кейнсианская теория- налоги - рычаг регулирования экономики и один из рычагов ее развития.
Монетаристская теория- налоги, наряду с прочими компонентами, воздействуют на обращение, изымая лишнее количество денег и тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.
Теория экономики предложения(Стайн, Лаффер) - налоги - фактор экономического роста, снижение налогового бремени приводит к росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Опыт зарубежных стран по формированию и развитию налоговой системы
Теория развития налогов возникла относительно недавно, однако ее важность и степень влияния на повседневную жизнь любого государства потребовала привлечения лучших умов человечества.
Уильям Петти
Одним из первых ученых, систематизировавшим элементы начал науки о налогах, был основатель буржуазной политической экономии Уильям Петти (1623–1687), издавший «Трактат о налогах и сборах». В нем рассмотрены различные способы взимания налогов, проведен анализ различных видов налогов и сборов в Европе того периода времени. Значительное место автором отведено рассмотрению справедливости налогообложения, что является необходимым условием ослабления причин недовольства налогоплательщиков. Петти отмечал, что «как бы не был велик налог, но, если он ложится на всех пропорционально, никто не теряет из-за него какого-либо богатства. Больше всего раздражает людей обложение их более высоким налогом, чем соседей… Люди приходят в негодование при мысли, что собранные деньги будут растрачены на увеселения, великолепные зрелища, триумфальные арки и т.п.».
Петти считал, что самая лучшая идея налогообложения – в обложении налогом каждого средства существования в отдельности в момент, когда оно готово для потребления, т.е. не следует, например, облагать налогом зерно до его превращения в хлеб.
По мнению ученого, сбор налогов должен осуществляться особыми чиновниками, что достаточно для резкого сокращения расходов по сбору средств в казну государства.
Петти с большими надеждами рассматривал систему акцизов, считая их весьма справедливыми, так как, по его мнению, этот налог располагает народ к бережливости, приводит к однократности налогообложения, легок к уплате всем, кто довольствуется предметами естественной необходимости.
Адам Смит
Одним из наиболее крупных теоретиков, привнесших значительный вклад в систему налогов, был Адам Смит (1723–1790). Развитие классической школы политэкономии со времен Петти обобщено в фундаментальном труде Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». На основании детального анализа опыта Европы того времени автором разработаны главенствующие принципы налогообложения.
Давид Рикардо
Видный представитель классической буржуазной политической экономии Давид Рикардо (1772–1823), автор ряда работ, наиболее значительная – «Начала политической экономии и налогового обложения». Он обратил внимание широкой аудитории на негативную сторону налогообложения, заключающуюся не столько в том, что налогообложение падает на те или иные объекты, сколько в его действии, взятом в целом и влияющим на процессы воспроизводства. До сих пор актуальны выводы о том, что задача политики правительства должна состоять в поощрении стремления к накоплению. Считал, что правительство не должно вводить налоги, которые неминуемо падают на капитал, ибо, поступая так, оно затрагивает фонд, предназначенный для содержания труда, и тем самым уменьшает будущее воспроизводство страны. Рикардо проявил себя сторонником дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товары. Считал, что налоги на предметы роскоши имеют преимущества перед налогами на предметы первой необходимости.
Адольф Вагнер
Исследуя проблемы налогообложения, этот немецкий экономист (1835–1917) рассмотрел основные проблемы теории налогов. Сторонник прогрессивного налогообложения, подчеркивал необходимость плавной прогрессии. Главным источником налоговых поступлений считал доход народного хозяйства.
С целью полного налогообложения дохода предложил систему налогов, включающую налоги на приобретение, владение, потребление. Особенность взглядов Вагнера заключалась в том, что он на вопросы налогообложения смотрел с позиции государства, а не налогоплательщика.
Вагнером дополнены и развиты с позиции государства принципы налогообложения.
Сторонники маржинализма
Маржинализм – принцип политической экономии, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических процессов.
Первые попытки реализации маржинального анализа осуществлены в середине XIX в. французским экономистом А. Курно и немецкими экономистами И. Тюненом и Г. Госсеном. Идеи маржинализма развиты в конце XIX в. К. Менгером, Ф. Визером, Э. Бем-Баверком.
Анализ предельных ситуаций позволил привлечь понятие предела функции и широко использовать математический аппарат. Выводы исследователей-маржиналистов о том, что предельная полезность дохода налогоплательщика уменьшается по мере его роста, привели к обоснованию принципа прогрессивности в налогообложении. Маржиналистами была также предложена идея необлагаемого минимума (в настоящее время широко применяется в налоговых системах практически всех экономически развитых стран).
Кнут Викселль
В своих исследованиях шведский экономист К. Викселль (1851–1926) предпринял попытку построения налоговой концепции на принципах теории благосостояния. Рассматривал налоги как способ бесперебойного финансирования государственных расходов. По мнению Викселля, средства налогоплательщиков должны возвращаться им в виде различных государственных благ. Викселль считал, что повышенные налоги должны платить те, кто имеет наибольшие доходы.
Эрик Линдаль
Идеи Викселля получили развитие в работах шведского экономиста Э. Линдаля (1891–1960), который рассматривал налоги как цену за предоставляемые государством услуги.
Артур Сесил Пигу
Английский экономист А. Пигу отстаивал теорию налогов, исходя из принципов концепции благосостояния. Фундаментально обосновал вопрос установления налоговых льгот при обосновании подоходного налога, систематизировал виды льгот в зависимости от их назначения. Показал, что налог на трудовые доходы должен стимулировать трудовую активность.
Джон Мейнард Кейнс
Выдающийся вклад в развитие теории налогов внесен английским экономистом Д. Кейнсом (1883–1946). В своем основном труде «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал возможность государственного регулирования экономики с помощью налогов. Подчеркивая особую роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, называл их «встроенными элементами гибкости».
Пол Самуэльсон
Наиболее яркий приверженец кейнсианства – лауреат Нобелевской премии. Налоги и налоговая политика рассматривались им как инструменты регулирования экономики. Считал, что при помощи налогов стимулируется макроэкономический рост и стабильность, снижается уровень безработицы и инфляции, поощряется экономический рост.
Артур Лаффер
Во второй половине ХХ в. значительную популярность приобрели представители «теории предложения», в качестве основного направления налоговых преобразований предлагавшие снижение налоговых ставок.
Наиболее известный представитель научной школы, отстаивающей пустулаты «теории предложения», – американский экономист А. Лаффер, установивший зависимость (кривая Лаффера) между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. Однако количественные оценки, предсказанные Лаффером накануне проведенных в США в конце 70-х–начале 80-х гг. налоговых реформ, основанных на концептуальных выводах А. Лаффера, подтвердить не удалось.
Милтон Фридмен
Американский экономист Нобелевский лауреат Милтон Фридмен (1912) – противник кейнсианства – считал, что стихийный механизм рынка может способствовать процессу воспроизводства без существенного вмешательства государства в экономику. Основоположник современного монетаризма (в области налогообложения предложения монетаристов сводятся к снижению налогов; имеется в виду, что уменьшение налоговой нагрузки приводит к повышению деловой активности бизнеса, росту занятости, снижению инфляции и в конечном счете – к экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий).
Джозеф Стиглиц
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц (1943) провел комплексные исследования налоговой системы на примере США. Безусловный авторитет по проблемам налогового бремени, оптимального налогообложения, налогообложения капитала и индивидуальных доходов.
Посошков Иван Тихонович
В основной своей работе «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошков (1652–1726) разработал проект реформы, направленной на улучшение экономического и политического устройства в России. Источником богатства считал труд в промышленности и в сельском хозяйстве. Центральная идея автора – если население богато, то и государство богато, т.е. рост народного богатства выгоден и населению и государству. Автором высказана новая для того времени мысль о том, что и дворянство должно платить налоги (т.е. предлагалось внедрить в практику налогообложения принцип всеобщности). Сторонник внедрения поземельного налога как единственного прямого налога, способного учитывать подлинное богатство и способность населения уплачивать налоги. Обосновал принцип дифференцирования ставок земельного налога в зависимости от категории плательщиков (крестьяне, купцы, дворяне, городские жители и т.д.).
Тургенев Николай Иванович
Известный русский экономист Н.И. Тургенев (1789–1871) – один из основателей российской теории налогов. Его работа «Опыт теории налогов» – начало российской налоговой науки. Особо подчеркивал объективную необходимость налогов. Важнейшим принципом налогообложения считал всеобщность. Тургеневым сформировано достаточно общее определение налогов: «Налоги суть средства к достижению цели общества и государства, т.е. цели, которую люди предполагают при соединении своем в общество….».
Источниками налогов считал доход от земли, капиталов, работы.
При рассмотрении земельного налога большое внимание уделял разработке земельного кадастра (вопрос актуален и в настоящее время) как условию существования хорошо отлаженной налоговой системы.
Горлов Иван Яковлевич
Профессор политической экономии И.Я. Горлов (1814–1890) – автор учебника «Теория финансов», в котором описал основные виды действовавших в то время налогов, показал роль этих налогов в формировании бюджета и методы их сбора.
Янжул Иван Иванович
Профессор Московского университета русский экономист и статистик И.И. Янжул – сторонник «государственного социализма» – отмечал в своих работах, что вмешательство государства в экономику, в том числе через налоговую политику, означает осуществление социализма. Янжулом разработаны общие правила использования косвенных налогов:
– косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной необходимости;
– косвенные налоги целесообразны, только когда есть возможность своевременно отследить облагаемый объект;
– если товары дифференцируются по качеству и уровню цен, при косвенном обложении оклады налога должны быть построены по прогрессивной схеме;
– уровень налогов не должен переходить той границы, за которой доход от обложения начинает падать.
Исаев Андрей Алексеевич
Систематизация теоретических проблем налогообложения того времени осуществлена сторонником классической теории политической экономии А.А. Исаевым (1851–1924). Проанализированы теоретические основы налогов, проблемы справедливости в налогообложении, налоги как целостная система, начала управления налогами. В работах Исаева прослеживается идея освобождения от налогов малых доходов, а также целесообразность введения прогрессивного налогообложения. До сих пор актуальны подходы по определению налогового бремени. При анализе степени тяжести налогов отмечал, что наиболее налогоспособной является страна, в которой:
– уровень потребностей массы налога наиболее высок, причем наибольшая часть суммы налогов служит интересам большинства;
– общественный доход растет быстрее по сравнению с ростом населения и распределяется равномерно;
– производительность труда растет достаточно быстро.
Для обеспечения справедливости в налогообложении, а также экономического роста, по мнению Исаева, необходимо следующее:
– не жалеть средств для правильной организации статистических исследований в целях налогообложения (перепись населения, совершенствование кадастров);
– совершенствовать налоговое администрирование с целью недопущения скрытия части налогов;
– прививать гражданам привычки своевременной уплаты налогов.
Витте Сергей Юльевич
Государственный деятель, министр финансов России с 1892 г. С.Ю. Витте (1849–1915) внес крупный вклад в развитие теории налогов. Ключевыми позициями Витте в понимании налогов были:
– законодательная обоснованность налогов;
– налоги – это денежные взносы;
– налоги должны идти на удовлетворение государственных нужд.
Сторонник прогрессивного налогообложения, резко критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое и неравномерное обложение.
На основе анализа преимуществ и недостатков прямого и косвенного налогообложения Витте делает правомерный вывод: финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна. Подчеркивал: «лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей».
Озеров Иван Христофорович
На основании всестороннего анализа налоговых систем зарубежных стран крупный российский экономист И.Х. Озеров (1869–?) разработал предложения по совершенствованию налоговой системы России. Изучая налоги как источник доходов государственного бюджета, Озеров указывал на их роль в стимулировании производства. Считал налог орудием экономических и социальных преобразований, инструментом перераспределения имущества , развития различных форм промышленности.
Глава 2. Теоретические основы налогообложения и налоговой политики
Основные налоговые теории.
История возникновения налога как экономического явления непосредственно связана с историей возникновения государства и бюрократии (бюрократия – группа лиц, занимающаяся управлением делами государства, но не выбираемых гражданами, а назначаемых правителями).
Как только появились люди, источником дохода которых являлась административная работа, связанная с обеспечением жизнедеятельности военных, судов, тюрем, тогда возникает налог, как олицетворение процесса изымания части доходов одного гражданина, для удовлетворения потребности общества и государства в целом и для наполнения казны (казна - имущество, ценности, принадлежащие государству или организации).
На ранних стадиях развития человечества – начальной формой налогообложения являлось жертвоприношение.
Современное понимание механизма налогообложения – длительный процесс, осуществленный в несколько шагов:
1 шаг – идея дара (благодарность властелину за защиту);
2 - идея просьбы правителя к народу о поддержке ради решения общих задач;
3 – переход к представлению о необходимости помощи своему правительству денежными средствами;
4 - идея о жертвах, приносимыми гражданами в интересах государства;
5 - идея о долге гражданина перед государством.
Процесс развития общества породил многочисленные налоговые теории, для каждой из которых характерно отстаивание интересов определенных групп налогоплательщиков. Основными теориями, упоминаемыми в литературе являются следующие.
Теория обмена– особенность теории - возмездный характер налогообложения - то есть, уплачивая налог, граждане покупают услуги по охране, поддержанию порядка и т.д. Характерна для средневекового строя - в то время - формальное отражение существующих отношений.
Анатомическая теория(Вольтер, Мирабо, Монтескье) - налог - результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги: за охрану личной и имущественной безопасности, за защиту государства (в основе такого определения налога лежит представление о договорном происхождении государства).
Теория наслаждения- налог - цена за удовольствия от общественного порядка, справедливого правосудия, обладания собственностью (Ж. Симонд де Сисмонди).
Теория налога как страховой премии- налог рассматривается как платеж, уплачиваемый на случай наступления какого-либо риска.
Классическая теория(Смит, Рикардо) - налог рассматривается как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства (регулирующая роль налогов отвергается.
Неоклассическая теория(Мид) - государству и налогам отводится лишь косвенная роль в регулировании экономических процессов, предпочтение отдается кредитно-денежной политике.
Кейнсианская теория- налоги - рычаг регулирования экономики и один из рычагов ее развития.
Монетаристская теория- налоги, наряду с прочими компонентами, воздействуют на обращение, изымая лишнее количество денег и тем самым снижая количество неблагоприятных факторов для развития экономики.
Теория экономики предложения(Стайн, Лаффер) - налоги - фактор экономического роста, снижение налогового бремени приводит к росту предпринимательской и инвестиционной деятельности.