Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»

Направление подготовки – 38.05.02 Таможенное дело

Выполнил студент:________

Группа: 16ЭД1

Руководитель:

к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.

Работа защищена с оценкой_____________

Преподаватель ______________

Дата защиты________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ЭТиМО,

к.э.н. _______________ Сафонова О. Н.

ЗАДАНИЕ

На курсовую работу

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению: 1) понятие и сущность фискальной политики; 2) достоинства и недостатки фискальной политики; 3) виды фискальной политики; 4) основные инструментам фискальной политики; 5) особенности фискальной политики России; 6) проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.

Исходные данные для выполнения работы:

учебно-методическая литература, научная и справочная литература, данные интернет сайтов, периодическая литература.

Перечень графического материала:

1) Приложение 1 – Доходы бюджета Российской Федерации в 2010 – 2016 гг. (% к ВВП);

2) Таблица 2 – Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП.

Основные источники и литература:

1) Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учеб. / Е. Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 544 с.;

2) Министерство финансов РФ – URL: http://minfin.ru/ru/ nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения : 01.05.2017).

Дата выдачи задания «» марта 20 17 года

Срок сдачи работы «» мая 20 17года

Руководитель работы, к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства…….
1.1 Понятие и сущность фискальной политики…………………….
1.2 Инструменты фискальной политики. …………………………….
Глава 2 Виды фискальной политики государства…………………………
2.1 Классификация фискальной политики…………………………..
2.2 Достоинства и недостатки фискальной политики……………….
Глава 3 Особенности современной фискальной политики России……….
3.1 Особенности фискальной политики России…………………….
3.2 Проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития………………………………………………………………..  
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложения    



Введение

Огромные средства, которые взимаются в виде налогов и сборов, перераспределяются через государственный бюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Следовательно, большое внимание уделяется налогам и бюджету, воздействие на которые оказывается с помощью фискальной политики [17, c. 234].

Фискальная политика государства - это важное направление финансовой политики, играющее большую роль в регулировании экономики посредством налогов, а также политики доходов и расходов.

Фискальной политикой принято называть область экономики, которая непосредственно связана с взаимодействием государственных органов и всех субъектов хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики особенно важно знать сущность, цели и виды фискальной политики, а также понимать механизм ее действия для того, чтобы правильно ориентироваться в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Фискальная политика – это самая важная политика, потому что именно с ее помощью государство может свободно реализовывать свои функции и обязательства. Государство проводит экономическую политику с помощью использования инструментов фискальной политики, таких как налоги и сборы, государственные расходы, трансфертные платежи, с помощью которых государство способно изменять величину и направленность денежных потоков. Рычагами данной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов в соответствии с целями общества. Разработкой фискальной политики занимается законодательные органы страны, т.к. именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Бюджет является основой жизни каждого государства. Он представляет собой статью доходов и расходов, которая в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина и оказывает влияние на благосостояние нации. Бюджет – главный показатель развития и процветания государства, продвижения научно-технического прогресса, развития экономики, сокращения неравенства населения и во многих других направлениях. Полнота бюджета прямо пропорциональна благосостоянию граждан [ 11, c. 125-126].

Актуальность данной темы невозможно оспаривать, т.к. экономика переживает далеко не самые лучшие дни и от того как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Объектом курсовой работы выступает фискальная политика государства.

Предметом исследования является роль фискальной политики в макроэкономическом регулировании национальной экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение фискальной политики и ее роли в макроэкономическом регулировании национальной экономики.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятие и сущность фискальной политики;

– выявить достоинства и недостатки фискальной политики;

– определить виды фискальной политики;

– дать характеристику основным инструментам фискальной политики;

– проанализировать особенности фискальной политики России;

– определить проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.

Фискальные мультипликаторы

Снижение или увеличение правительственных закупок и налогов оказывает влияние на величину ВНП с мультипликационным эффектом, т.е. изменение правительственных закупок и налогов приводит к более значительному изменению ВНП, чем первоначальный импульс. Мультипликационный эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов и снижение налогов повышают доход и ведут к росту потребления, что в свою очередь увеличивает доход, который способствует дальнейшему увеличению потребления. Такой переход от потребления к доходу и вновь от дохода к потреблению продолжается бесконечно [16].

В рамках фискальной политики выделяют три вида мультипликаторов:

– мультипликатор правительственных закупок;

– налоговый мультипликатор;

– мультипликатор сбалансированного бюджета.

Мультипликатор правительственных закупок – это мультипликатор, который характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных закупок. Он равен величине, обратной склонности к сбережению (4):

Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства - student2.ru (4), где

MRG – мультипликатор правительственных закупок,

MRS – склонность к сбережению.

При этом, совокупный эффект от увеличения правительственных закупок равен их приросту, который перемножен на мультипликатор (5):

ΔGNP=ΔG*MRG (5).

Поскольку данный мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение правительственных закупок приводит к сокращению ВНП и доходов на величину, которая превышает уменьшение правительственных закупок [8].

Налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором придельный доход распадается на потребление и сбережение. Таким образом, он равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению (6):

Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства - student2.ru (6),где

MRT – налоговый мультипликатор,

MPC – склонность к потреблению.

Следовательно, изменение величины ВНП в результате изменения величины налогов равно (7):

∆GNP = ∆T * MRT.

Т.к. правительственные закупки непосредственно входят в совокупный спрос, а их изменения полностью отражаются на величине спроса, то мультипликатор правительственных закупок намного мощнее налогового мультипликатора.

Мультипликатор сбалансированного бюджета. Фискальная политика, которая предусматривает равное увеличение налогов и правительственных расходов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета. Суть такого бюджета состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного ВНП на ту же величину, т.е. (8):

∆GNP = ∆G = ∆T.

Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

В процессе расчета фискальных мультипликаторов возникает ряд проблем. Наиболее значимые из них [3]:

– идентификация. Суть данной проблемы: используется не только фискальная политика, поэтому трудно отделить именно ее воздействие от воздействия других инструментов;

– определения мультипликаторов. Дело в том, что фискальные мультипликаторы могут изменяться в течение времени, что требует оценки динамических эффектов, что вызывает дополнительные трудности. Таким образом, мультипликаторы могут быть разными в зависимости от того, имеет ли фискальная политика продолжительности, или же она проведена единовременно.

Оценки фискальных мультипликаторов сильно зависят от предложений идентификации фискальной политики, типа и вида фискальной политики, а также от страны [19].

Таким образом, были выделены основные мультипликаторы, с помощью которых можно проследить состояние фискальной политики государства. Необходимо учитывать тот факт, что оценка мультипликатора напрямую связана с типом и видом фискальной политики, а также зависит от исследуемой страны и состояния ее экономики в целом.

Заключение

Фискальная политика – это правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Она предполагает использование возможностей правительства по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности, а также решение различных социальных задач.

На современном этапе развития экономической теории и государственных институтов, основной задачей является изучение формирования государственного бюджета, факторов, влекущих как к дефициту, так и к профициту. Полное изучение этой проблемы позволяется грамотно использовать все рычаги бюджетно-налогового механизма, что в свою очередь обеспечивает стабильные темпы развития экономики, так необходимые в условиях мирового финансового кризиса. Исходя из этого, подводя итоги фискальной политики государства, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов многогранно и противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства и тем самым создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Для эффективной фискальной политики государства необходимо использовать, механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а также тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Таким образом, все самостоятельные регуляторы экономики должны функционировать с организованным государственным регулированием. Эффективная фискальная политика должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо, чтобы экономика выбралась из кризиса и наоборот - снижение расходов и увеличение налогов необходимо в условиях чрезмерного подъема экономики. На современном этапе развития российской экономики перед страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:

– использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов;

– определение оптимальных мер и объемов бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор;

– нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительство принимать различные меры по стабилизации ситуации, меры фискальной политики.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для выхода из финансовой «ямы»,улучшения финансового положения страны, необходим совершенный, устойчивый бюджетный механизм. Государство обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.

Приложение 1

Доходы бюджета Российской Федерации в 2010 – 2016 гг. (% к ВВП)

 
Доходы всего 35,04 34,62 37,26 35,02 34,42 34,34 33,32
Налоговые доходы и платежи 30,88 31,12 34,50 32,49 31,80 31,90 30,17
в том числе  
Налог на прибыль организаций 3,26 3,83 4,06 3,52 2,92 3,05 3,22
Налог на доходы физических лиц 4,29 3,87 3,57 3,38 3,52 3,47 3,47
Налог на добавленную стоимость 5,28 5,40 5,81 5,30 4,98 5,06 5,24
Акцизы 0,89 1,02 1,16 1,25 1,43 1,38 1,32
Таможенные пошлины 6,52 6,74 8,25 7,62 7,00 7,09 4,16
Налог на добычу полезных ископаемых 2,72 3,04 3,65 3,67 3,63 3,73 3,99
Единый социальный налог 5,93 5,35 6,30 6,13 6,61 6,46 6,98
Прочие налоги и сборы 1,99 1,88 1,71 1,62 1,71 1,67 1,78

Приложение 2

Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП.

 
Всего 34,9 32,7 34,1 35,0 35,4 36,8 37,3 35,9 34,8 33,6
Общегосударственные вопросы 2,3 2,2 2,1 2,1 2,1 2,3 2,2 2,2 2,1 2,0
Национальная оборона 2,5 2,5 2,7 2,9 3,2 3,9 4,7 3,3 3,0 2,9
Национальная безопасность 2,6 2,5 2,8 3,0 2,8 2,6 2,5 2,4 2,2 2,1
Национальная экономика 4,6 4,6 4,8 4,5 5,8 4,7 4,5 4,4 4,2 3,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 2,1 2,0 1,6 1,5 1,3 1,2 1,1 1,1 1,0 1,0
Охрана окружающей среды 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Образование 3,7 3,7 3,8 4,0 3,9 3,8 3,7 3,6 3,6 3,5
Культура, кинематография 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Здравоохранение 3,2 3,2 3,4 3,2 3,2 3,5 3,2 3,2 3,2 3,1
Социальная политика 12,2 10,7 11,4 12,1 11,3 13,0 13,4 13,5 13,3 13,0
Физическая культура и спорт 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Средства массовой информации 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного долга 0,5 0,5 0,6 0,6 0,7 0,8 1,0 1,0 1,1 1,1

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»

Направление подготовки – 38.05.02 Таможенное дело

Выполнил студент:________

Группа: 16ЭД1

Руководитель:

к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.

Работа защищена с оценкой_____________

Преподаватель ______________

Дата защиты________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ЭТиМО,

к.э.н. _______________ Сафонова О. Н.

ЗАДАНИЕ

На курсовую работу

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема: «Фискальная политика и ее роль в макроэкономическом регулировании национальной экономики»

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению: 1) понятие и сущность фискальной политики; 2) достоинства и недостатки фискальной политики; 3) виды фискальной политики; 4) основные инструментам фискальной политики; 5) особенности фискальной политики России; 6) проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.

Исходные данные для выполнения работы:

учебно-методическая литература, научная и справочная литература, данные интернет сайтов, периодическая литература.

Перечень графического материала:

1) Приложение 1 – Доходы бюджета Российской Федерации в 2010 – 2016 гг. (% к ВВП);

2) Таблица 2 – Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП.

Основные источники и литература:

1) Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учеб. / Е. Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 544 с.;

2) Министерство финансов РФ – URL: http://minfin.ru/ru/ nationalwealthfund/statistics/ (дата обращения : 01.05.2017).

Дата выдачи задания «» марта 20 17 года

Срок сдачи работы «» мая 20 17года

Руководитель работы, к.э.н., доцент _____________Котова Л. Г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства…….
1.1 Понятие и сущность фискальной политики…………………….
1.2 Инструменты фискальной политики. …………………………….
Глава 2 Виды фискальной политики государства…………………………
2.1 Классификация фискальной политики…………………………..
2.2 Достоинства и недостатки фискальной политики……………….
Глава 3 Особенности современной фискальной политики России……….
3.1 Особенности фискальной политики России…………………….
3.2 Проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития………………………………………………………………..  
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложения    

Введение

Огромные средства, которые взимаются в виде налогов и сборов, перераспределяются через государственный бюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Следовательно, большое внимание уделяется налогам и бюджету, воздействие на которые оказывается с помощью фискальной политики [17, c. 234].

Фискальная политика государства - это важное направление финансовой политики, играющее большую роль в регулировании экономики посредством налогов, а также политики доходов и расходов.

Фискальной политикой принято называть область экономики, которая непосредственно связана с взаимодействием государственных органов и всех субъектов хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики особенно важно знать сущность, цели и виды фискальной политики, а также понимать механизм ее действия для того, чтобы правильно ориентироваться в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Фискальная политика – это самая важная политика, потому что именно с ее помощью государство может свободно реализовывать свои функции и обязательства. Государство проводит экономическую политику с помощью использования инструментов фискальной политики, таких как налоги и сборы, государственные расходы, трансфертные платежи, с помощью которых государство способно изменять величину и направленность денежных потоков. Рычагами данной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов в соответствии с целями общества. Разработкой фискальной политики занимается законодательные органы страны, т.к. именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Бюджет является основой жизни каждого государства. Он представляет собой статью доходов и расходов, которая в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина и оказывает влияние на благосостояние нации. Бюджет – главный показатель развития и процветания государства, продвижения научно-технического прогресса, развития экономики, сокращения неравенства населения и во многих других направлениях. Полнота бюджета прямо пропорциональна благосостоянию граждан [ 11, c. 125-126].

Актуальность данной темы невозможно оспаривать, т.к. экономика переживает далеко не самые лучшие дни и от того как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Объектом курсовой работы выступает фискальная политика государства.

Предметом исследования является роль фискальной политики в макроэкономическом регулировании национальной экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение фискальной политики и ее роли в макроэкономическом регулировании национальной экономики.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятие и сущность фискальной политики;

– выявить достоинства и недостатки фискальной политики;

– определить виды фискальной политики;

– дать характеристику основным инструментам фискальной политики;

– проанализировать особенности фискальной политики России;

– определить проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития.

Глава 1 Теоретические основы фискальной политики государства

Наши рекомендации