Указания по организации внеаудиторной работы

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

• развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

К видам самостоятельной работы студентов относятся:

· конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

· подготовка к участию в семинарах, дискуссиях, деловых играх;

· работа с законодательством;

· поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

· решение задач и упражнений;

· работа с тестами и вопросами для самопроверки.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

· библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

· компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

· аудитории (классы) для консультационной деятельности;

· учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Результаты самостоятельной работы должны быть оформлены в виде презентации. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

7. примерный перечень вопросов к зачету

1. Понятие и сфера применения гражданско-правового договора

2. Понятие, функции, структура и виды гражданско-правовых юридических конструкций.

3. Правовое регулирование договорных отношений.

4. Система гражданско-правовых договоров

5. Понятие и виды гражданско-правовых средств. Роль и место ненормативных правовых средств в механизме правового регулирования.

6. Правовая природа корпоративного договора.

7. Защита гражданских прав: проблемы правовой теории и практики. Самозащита гражданских прав.

8. Договор как средство самоорганизации общественных отношений.

9. Заключение договора: проблемы теории и практики

10. Различные аспекты понятия «договор». Проблемы отождествления гражданско-правового договора со сделкой и с правоотношением.

11. Договор как правовой регулятор, устанавливающий правила поведения. Понятие условия договора и их виды.

12. Направленность договора и ее соотношение с целями сторон. Договор как средство удовлетворения имущественных и организационных потребностей.

13. Юридическая конструкция гражданско-правового договора

14. Понятие и виды специальных договорных конструкций.

15. Законодательные модели договора в пользу третьего лица, договора присоединения, публичного договора.

16. Специальные договорные конструкции предварительного договора, рамочного договора, опционного договора и абонентского договоров.

17. Проблема происхождения понятия об обязательстве: а) деликтная теория, б) ее критика. Проблема определения понятия обязательства.

18. Соотношение обязательства с договором.

19. Проблемы допустимости обязательств с неимущественным и отрицательным содержанием.

20. Динамика обязательств: а) проблема оснований возникновения обязательств, б) место исполнения обязательства и смежных категорий в системе юридических фактов.

21. Натуральные, факультативные и альтернативные обязательства.

22. Правовая сущность обеспечения исполнения обязательства.

23. Правовые проблемы залога, в том числе залога денежных средств.

24. Проблема содержания обязательства поручителя. О возможности обеспечения поручительством просроченного обязательства.

25. Виды неустоек. Проблема существования товарной неустойки.

26. Гражданско-правовая ответственность: признаки, основания, проблемы теории и практики.

27. Понятие и виды договорных форм.

28. Защита прав участников договорных отношений

29. Договор как гражданско-правовая форма

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.).

8.2. Основная литература

1. Гражданское право : учебник для студентов вузов по спец. "Юриспруденция" : в 3 т. Т. 1 / под ред. Ю. К. Толстого; СПб гос. ун-т. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2011. - 777 с.

2. Гражданское право : учебник для юрид. и неюрид. вузов / под общ. ред. С. С. Алексеева, С. А. Степанова. - 4-е изд. - М. : Проспект ; Екатеринбург : Ин-т част. права, 2014. - 434 с. - Библиогр.: с. 409-411. - ISBN 978-5-98050-060-3 (Институт частного права) (в пер.) : 100.00. - ISBN 978-5-392-12397-1 (Проспект) (в пер.) : 100.00.

Ресурсы справочно-правовых систем:

1. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2014. 268 с.// КонсультантПлюс.

Ресурсы электронной библиотечной системы IPRbooks:

1. Актуальные проблемы гражданского права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.В. Богданов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12835.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8.3. Дополнительная литература

1. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеев. М. : Норма, 2001. 748 с.

2. Баринов Н.А. Избранное. М.: Юрлитинформ, 2014. 640 С.

3. Васева, Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции : межвузовский сб. науч. тр. / отв. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 53‒69.

4. Васильев, В.А. Правовая природа опционного договора США / В.А. Васильев // Закон. 2007. № 3. С. 189‒194.

5. Выборнова Е.С., Мызров С.Н. вопросу о предмете и объекте гражданско-правового договора // Вестник Саратовской государственной академии права. № 3 (73). 2010 С. 106-109.

6. Богданов Е.В., Богданов Д.Е., Богданова Е.Е. Развитие гражданского права России. Тенденции, перспективы, проблемы: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 335 С.

7. Брагинский, М.И. Договорное право: общие положения /М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: Статут, 2001. 848с.

8. Гoнгaлo, Б.М. Учение oб oбеcпечении oбязaтельcтв. Вoпрocы теoрии и прaктики / Б.М. Гонгало. М. : Cтaтут, 2004. 222 с.

9. Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики. / Под общ. ред. В.А. Белова. – М.: Юрайт, 2008. 993 С.

10. Громов, С.А. Спорные аспекты учения об условных сделках / С.А. Громов // Сделки : проблемы теории и практики. М. : Статут, 2008. С. 255‒297.

11. Груздев, В.В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву / В.В.Груздев. М. : Wolters Kluwer Russia, 2010. 253 с.

12. Ефимова, Л.Г. Рамочные (организационные) договоры / Л.Г. Ефимова. М. : Волтерс Клувер, 2006. 104 с.

13. Елисеев, И.В. Предварительный договор в российском гражданском праве / И.В. Елисеев, М.В. Кротов // Очерки по торговому праву / под ред. Е.А. Крашенинникова. Ярославль, 2000. Вып. 7.- С. 57-76.

14. Идрышева, С.К. Договор присоединения и публичный договор: проблемы соотношения и взаимодействия / С.К. Идрышева // Проблемы совершенствования гражданского законодательства: материалы IV Ежегодных науч. чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 28 октября 2009 г.) ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; отв. ред. В.М. Жуйков. М. : ИД «Юриспруденция», 2010. С. 286-294.

15. Карапетов, А.Г. Анализ некоторых вопросов заключения, исполнения и расторжения договоров в контексте реформы обязательственного права России / А.Г. Карапетов // Вестн. Высш. Арбитражного суда РФ. 2009. № 12. С. 21-61.

16. Карапетов, А.Г. Свобода договора и ее пределы : в 2 т. / А.Г. Карапетов, А.И. Савельев. М. : Статут, 2012. Т. 2 : Пределы свободы определения условий договора в зарубежном и российском праве. 453 с.

17. Керимов, Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права / Д.А. Керимов. – 4-е изд. – М.: Изд-во СГУ, 2008. – 558с.

18. Кулаков В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России: Монография. М.: РАП, Волтерс Клувер, 2010, 256 С.

19. Кодификация российского частного права / Витрянский В.В. и др.; под ред. Д.А. Медведева; Исслед. центр частного права при Президенте Российской Федерации. – М.: Статут, 2008. – 334С.

20. Красавчиков, О.А. Организационные гражданско-правовые отношения / О.А. Красавчиков // Антология уральской цивилистики: 1925-1989: сб. ст. М. : Статут, 2001. 431 с.

21. Красавчиков, О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды : в 2 т. Т. 2 / О.А. Красавчиков ; вступительная ст. Б.М. Гонгало «Метод профессора О.А. Красавчикова». М. : Статут, 2005. 493 с.

22. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации /вступительная ст. А.Л. Маковского. М. : Статут, 2009. 160 с.

23. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Норма, 2011. 352 С.

24. Новицкий, И.Б. Обязательство заключить договор / И.Б. Новицкий // Избранные труды по гражданскому праву : в 2 т. – М. : Статут, 2006. Т. I. 460 с.

25. Правовая система Украины: история, состояние, перспективы : в 5 т. – Харьков: Право, 2011. Т.3: Гражданско-правовые науки. Частное право / Под общ. ред. Н.С. Кузнецовой. 680 С.

26. Проблемы развития частного права : сб. статей к юбилею В.С. Ема / отв. ред. Е.А. Суханов, Н.В. Козлова. М.: Статут, 2011. 559 с.

27. Проблемы современной цивилистики: Сб. статей, посвященных памяти С.М. Корнеева / Отв. ред. Е.А. Суханов и М.В. Телюкина. М.: Статут, 2013. 348 С.

28. Красавчиков, О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции / О.А. Красавчиков // Гражданско-правовой договор и его функции : межвузовский сб. науч. тр. – Свердловск : СЮИ, 1980. С. 3‒20.

29. Кузнецова О.А. Ответственность за нарушение договора и предстоящие изменения ГК РФ // Юрист. № 10. 2013. С.7-10.

30. Макарчук, С.О. О значении понятия «опцион» в условиях реформирования гражданского законодательства / С.О. Макарчук // Вестн. Московского ун-та МВД России. 2013. № 4. С. 69‒72.

31. Морозов, С.Ю. Покупка прав на заключение договоров / С.Ю. Морозов // Юрист. 2011. № 2. С. 32‒35.

32. Тарасов, Н.Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (методологические проблемы) / Н.Н. Тарасов // Российский юридический журн. 2000. № 3. С. 26‒36.

33. Филиппова, С.Ю. Создание связанности контрагентов как функция организационного договора / С.Ю. Филиппова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. №5. С. 25-31.

34. Халабуденко, О.А. Некоторые вопросы методологии права : гражданско-правовые прероргативы и юридические конструкции / О.А. Халабуденко // Вестн. Пермского ун-та. 2013. № 1. С. 174‒187.

35. Цветков, И.В. Классификация договоров, регулирующих торговый оборот / И.В. Цветков // Коммерческое право. 2008. №2 (3). С. 58-59.

36. Цыбуленко, З.И. Договор как регулятор организационных отношений в российском гражданском праве / З.И. Цыбуленко, Ю.Б. Сафонова, С.А. Тюрина // Юрист. 2006. № 11. С. 13-18.

37. Челышев, М.Ю. О юридических конструкциях в проекте изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации / М.Ю. Челышев // Сб. по итогам Всероссийской науч.-практической конф. «Изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации: новеллы гражданского законодательства – 2012». М. : Юрист, 2012. С. 80-81.

8.4. Материально-техническое или информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины включает:

· аудитории оборудованные мультимедийными средствами;

· специализированная аудитория «Зал судебных заседаний»;

· специализированные лаборатории и полигоны;

· оборудование видеоконференцсвязи «Policom-600»;

· библиотека с читальным залом, укомплектованная в соответствии с существующими нормами;

· Информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»;

· компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

· учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы.

Фонд оценочных средств

Фонд оценочных средств по данной дисциплине формируется отдельно от рабочей программы и включает в себя:

1. Планируемые уровни сформированности компетенций у студентов;

2. перечень контрольных вопросов по подготовке к зачету;

3. тесты;

4. задачи и деловую игру;

Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины включает:

· аудитории оборудованные мультимедийными средствами;

· специализированная аудитория «Зал судебных заседаний»;

· специализированные лаборатории и полигоны;

· оборудование видеоконференцсвязи «Policom-600»;

· библиотека с читальным залом, укомплектованная в соответствии с существующими нормами;

· Информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»;

· компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

· учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные методические материалы.

Наши рекомендации