Распределение фонда времени по темам и видам занятий
СОГЛАСОВАННО
Проректор по УРиКО
________ Ермишин С.П. УТВЕРЖДАЮ
“___”_____ 2011 г. Проректор по УРиКО
________ Наумова О.Н.
“___”_____ 2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Налогообложение предприятий»
по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии
(в сфере обслуживания)»
Одобрено
Учебно-методическим
Советом университета
Составитель О.Н. Курочкина
Сызрань 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налогообложение предприятий» для специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания)» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным 17.03.2000 г. Номер государственной регистрации 238 эк/сп.
Составитель: доцент филиала, к.э.н. ________________ Курочкина О.Н.
Рассмотрена на заседании Совета филиала
Протокол №___ от «» 2011 г.
Директор филиала
к.п.н. _______________ М.В. Кашина
Рассмотрена на заседании кафедры «Социально-экономические и гуманитарные дисциплины»
Протокол №___________ от «_____» ______________________ г.
Зав. кафедрой
д.с.н., профессор _________________ С.Н.Брежнева
Одобрено научно–методическим советом
Специальности (цикл дисциплин) 080502 «Экономика и управление на предприятии в сервисе»
Протокол №___________ от «_____» ______________________ г.
Председатель НМС
к.э.н., доцент ______________ Голощапова Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая учебная программа курса………………………………….. | |
1.1. Цели и задачи дисциплины………………………………………... | |
1.2. Структура и объем дисциплины………………………………….. | |
1.3. Распределение фонда времени по темам и видам занятий……… | |
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины, формы текущего и итогового контроля………………………………….......................... | |
2. Конспект лекций…………………………………………………….. | |
Лекция 1. Экономическая сущность, функции и роль налогов. Классификация налогов……………………………………………….. | |
Лекция 2. Федеральные налоги и сборы……………………………… | |
Лекция 3. Региональные и местные налоги………………………….. | |
3. Задания на практические занятия | |
Практическое занятие 1. Федеральные налоги и сборы……………... | |
Практическое занятие 2. Региональные и местные налоги………….. | |
4. Самостоятельная работа студентов ……………………………….. | |
5. Тесты для самопроверки ………………………………… | |
6. Методические рекомендации преподавателю……………………... | |
7. Методические указания студентам по изучению дисциплины…… | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….. | |
9.Программное обеспечение использования современных информационно-коммуникативных технологий | |
10. Библиографический список…………………………………… |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
“Налогообложение предприятий” – одна из основных учебных дисциплин, необходимых как для подготовки высококвалифицированных экономистов-менеджеров по управлению предприятий и организаций различных форм собственности, работающих в рыночных условиях.
Дисциплина «Налогообложение предприятий» относится к циклу общепрофессиональных, по выбору основной образовательной программы. Дисциплина «Налогообложение предприятий» является специализированным разделом финансовой науки. Знание теоретических основ и закономерностей налогообложения, изучение законодательной и нормативной базы позволит эффективно выполнить служебные обязанности, возлагаемые как на государственных и муниципальных служащих различных органов власти, так и работников предприятий. В рамках курса «Налогообложение предприятий» рассматривается существующая система налогообложения РФ, в общем; детально характеризуются все виды налогов с юридических лиц; рассматриваются специальные режимы налогообложения.
Цель преподавания “Налогообложение предприятий” как дисциплины – дать знание основных видов налогов, функций, методов налогообложения, расчета налоговых ставок и порядок их взимания. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи изучения дисциплины:
- раскрыть экономическую сущность налогов, их функции;
- рассмотреть особенности налогообложения;
- раскрыть методологию налогообложения;
- рассмотреть классификацию налогов;
- возможность использования льгот, порядок и сроки уплаты налогов;
-заложить основу для формирования самостоятельного экономического мышления.
В результате изучения дисциплины «Налогообложение предприятий» студент должен
знать:
- основные термины налогообложения;
- экономическую сущность, функции налогов;
- методы налогообложения;
- порядок взимания и сроки уплаты налогов;
- основные виды федеральных, региональных, местных налогов.
уметь:
- решать задачи по расчету налогов;
- самостоятельно работать с источниками: учебной, научной литературой, научными журналами, данными периодической печати и Интернет по вопросам налогообложения.
владеть:
- специальной экономической терминологией налогообложения;
- навыками экономического мышления при анализе практических проблем;
- навыками профессиональной аргументации при разборе практических ситуаций;
- навыками прогнозирования в области налогообложения и его влияние на социально-экономические процессы.
Таким образом, изучение налогообложения играет значительную практическую роль и позволяет заложить основы профессиональных знаний¸ умений и навыков у студентов.
1.2. Структура и объем дисциплины
Форма обучения | № семестра | Кол-во неде-ль в семестре | Кол-во часов по плану | Кол-во часов в неделю | Самостоя-тел. работа | ||||||
Все-го | В том числе | Все-го | Лекции | Пракзан | Все-го | Час. в нед. | |||||
Лекции | Прак зан | Конт раб. | |||||||||
Заочн | - | - | - | - | - | - | |||||
Очная | - |
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1.
Функции налогов.
Основная функция налогов — фискальная состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из гипертрофированных мегаполисов. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов.
В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют не сами налоги, а налоговые органы.
Налоговое законодательство.
По мере развития промышленности систему налогового права в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах,представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Оно подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Законодательство о налогах и сборах регулируетвластные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.
Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ), акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. ГТК РФ при издании указанных актов руководствуется та таможенным законодательством РФ.
Важно подчеркнуть, что издаваемые государственными органами обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложение и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сбор Налогообложение представляет собой ограничение права собственности лиц. В связи с тем, что отношения собственности регулируются гражданским законодательством, для правильного понимания установленных условий налогообложения необходимо знание не только налогового, но и гражданского законодательства. Гражданское законодательство представляет собой совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Гражданскоправовые отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить нормам ГК РФ иным законам. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ, Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указов Президента или постановлений Правительства ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ. другими законами и иными правовыми актами.
Важно подчеркнуть, что если в актах законодательства о налогах и сборах РФ не устанавливается особых значений терминов или понятий, то для целей налогообложения применяются термины и понятия гражданского и других специальных отраслей права (семейного, жилищного, земельного и т.д.).
Принципы налогообложения
Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».
1.2. Виды налогов и их классификация.
Методы налогообложения.
Под классификацией налогов– понимаются их группировки, обусловленные определёнными целями и задачами.
Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России I используются различные термины: налог, сбор, пошлина, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий — «налог» и «сбор».
Всю совокупность платежей налогового характера можно подразделить на группы (классифицировать) по определенным критериям и признакам.
Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей:
а) по плательщикам;
б) по объектам обложения;
в) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
г) по адресности зачисления налоговых платежей;
д) по целевой направленности;
е) периодические и разовые налоги;
ж) регулярные и чрезвычайные налоги.
В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы: налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими лицами;налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами. К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налоги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами, а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на имущество физических лиц; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор.
К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций; налога, служащие источниками образования дорожных фондов; плата запользование водными объектами; налог на имущество предприятий: лесной доход.
Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акциз; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина: государственная пошлина; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.
Важно отметить, что плательщиками ряда налогов, отнесенных к третьей группе, являются не все физические лица, а только физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Последняя категория физических лиц может (при определенных условиях) быть плательщиками акцизов; налога на добавленную стоимость; налога с продаж; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:
■ налоги на доходы;
■ налоги на имущество;
■ налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
■ налоги на определенные виды расходов;
■ налоги на совершение определенных операций;
■ налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.
Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения для доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.
Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемы с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общепоимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, — налог на имущество предприятий, взимаемый в Российской Федерации. К налогам, взимаем с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налог б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги (сборы) с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся: налог на строения, помещения и сооружения; земельный налог.
От налогов на имущество следует отличать налоги, которыми облагается переход права собственности на имущество.
В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включается те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включается: налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом с оборота выступают обороты по реализациилюбых товаров (работ, услуг) за исключением освобождаемых от обложения. Акцизы взимаются с оборотов по реализации отдельных видов товаров.
К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы), на приобретение объектов недвижимости и налог на рекламу. Кроме того, для работодателей единый социальных налог (взнос) также представляет собой налог на определенный вид расхода — выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам (контрактам). С фонда заработной платы в 1990-е годы уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений и сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
Налоги на совершение определенных операций. Объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В Российской Федерации стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений является объектом обложения государственной пошлиной. Кроме того, до середины 1990-х годов в России взимался налог на операции с ценными бумагами. Данный налог впоследствии был реформирован и фактически преобразован в налог на эмиссию ценных бумаг (взимается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг открытых акционерных обществ).
Действующим российским законодательством предусматриваются также различного рода налоги и сборы за право осуществления определенных .видов деятельности (лицензионные платежи). Установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Фактически характер лицензионного сбора имеет местный регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях.
Такая практика была широко распространена в Российской империи в XIX — начале XX в., когда отдельные виды общегосударственных налогов и сборов были обязательны на одних территориях и при этом не могли вводиться на других. Существовала значительная специфика в сфере налогообложения для европейской части России, Сибири, Кавказа, Царства Польского, Финляндии и других территорий.
К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства, носятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления: городами, коммунами, округами и т.д.
В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов — подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория.
В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов.
К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В Российской Федерации к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги и сборы.
По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные дляфинансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.
К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды.
Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогамиобычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогамобычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.
Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым относятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; местные сборы — курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Налоги также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярнымобычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия.
К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.
Широкое распространение чрезвычайные налоги и сборы получили в периоды Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939— 1945 гг.) мировых войн. Во многих странах были введены чрезвычайные налоги на сверхприбыль, а также различного рода надбавки к акцизам и пошлинам. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Например, налоги на доходы физических лиц, впервые были введены во многих странах в период Первой мировой войны.
В литературе по налогообложению, а также в налоговых законодательствах отдельных государств используется деление налогов на прямые и косвенные. Такое деление используется на протяжении почти трех столетий. Разделение налогов на прямые и косвенные обычно осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий был использован Дж. Локком в конце XVII в.
Методы определения и расчета налоговых обязательств.
По способам определения налоговых обязательств налоги могут подразделяться на раскладочные и окладные. При использовании раскладочных налогов первоначально, определяется потребность в денежных средствах, а затем полученная сумма распределяется (раскладывается) между налогоплательщиками или группами налогоплательщиков. Раскладочные налоги являются исторически более ранними. Они широко применялись в эпоху феодализма. В России раскладочные методы использовались как для сбора доходов в государственную казну, так и для финансирования нужд отдельных территорий, в частности, к раскладочным налогам относилась подушная подать (налог), введенная Петром I.
Окладные налоги — налоги, по которым налоговые обязательства каждого налогоплательщика определяются либо расчетным путем с использованием налоговых ставок, либо путем установления твердой суммы налога.
Методами обложенияокладными налогами являются: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
Равное налогообложение имеет место в тех случаях, когда для всех налогоплательщиков устанавливаются равные суммы налога. При равном налогообложении не учитывается имущественное положение налогоплательщика и его способность уплачивать налог. Равное налогообложение применяется при установлении твердых сумм ставок отдельных видов государственной пошлины, например, при государственной регистрации прав на здания, сооружения и нежилые помещения, сделок с этими видами имущества для физических лиц; при государственной регистрации договоров аренды зданий, сооружений, нежилых помещении для физических лиц. Некоторые сборы могут взиматься в равных суммах для всех категорий плательщиков. Например, в Российской Федерации к таким сборам относятся регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и сбор с владельцев собак.
Пропорциональное обложение представляет собой систему, налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте к налогооблагаемой базе без учета ее величины. С увеличением налоговой базы пропорционально увеличится сумма уплачиваемого налога. Принцип пропорционального налогообложения всегда используется в таких налогах, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. В Российской Федерации с 1 января 2001 г. фактически пропорциональным стало налогообложение доходов физических лиц. По большинству видов доходов установлена единая налоговая ставка 13 % (при этом у разных налогоплательщиков при одинаковых доходах может быть разная налогооблагаемая база). По единой налоговой ставке 30% подлежат обложению доходы в форме дивидендов, а также доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Единая налоговая ставка в размере 35 % применяется к различного рода выигрышам и призам, а также к доходам, получаемым в виде материальной выгоды.
Прогрессивное обложение представляет собой систему налогообложения, при которой большей налоговой базе (объекту налогообложения) соответствует более высокий уровень налоговых ставок. Применяется два вида прогрессии: простая и сложная.
При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (или стоимости имущества) для всей суммы дохода (стоимости имущества). Простая прогрессия часто применяется при налогообложении имущества, принадлежащего физическим лицам.
Так, в Российской Федерации простая прогрессия используется в налоге на строения, помещения и сооружения. Если стоимость жилого дома, принадлежащего физическому лицу, оценивается в сумме до 300 тыс. руб., то может применяться ставка налога до 0,1 %; если стоимость имущества оценивается в сумме от 300 до 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,1 до 0,3%; если стоимость имущества оценивается в размере свыше 500 тыс. руб., то могут применяться налоговые ставки от 0,3% до 2,0%.
При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени), для каждой из которых установлены свои ставки. Более высокие ставки действуют не в отношений всей суммы налоговой базы, а для части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия используется в большинстве стран в налогообложении доходов физических лиц. Система сложной прогрессии применялась в Российской Федерации до 1 января 2001 г. в подоходном налоге с физических лиц. Принцип сложной прогрессии использован в действующем налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Регрессивное (дегрессивное) обложение представляет собой систему налогообложения, при которой большему размеру налоговой базы соответствует более низкий уровень налоговых ставок. Кроме того, регрессивное налогообложение может использоваться при установлении ставок государственной пошлины или сборов за государственную регистрацию отдельных видов сделок с имуществом.
ЛИТЕРАТУРА: [6] гл. 1,2; [8] гл.1.
Лекция 2.
ТЕМА 2. Федеральные налоги и сборы.
2.1. Налог на добавленную стоимость.
2.2. Акцизы.
2.3. Налог на прибыль организаций.
2.4. Налог на доходы с физических лиц.
2.5. Единый социальный налог (взнос).
2.6. Таможенная пошлина.
2.7. Платежи за пользование природными ресурсами
Водный налог
Налог впервые введен в Российской Федерации в 1999г. в соответствии с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 г. и призван, наряду с чисто фискальными целями пополнить доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, а также решить две важнейшие задачи. Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия. Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение не менее половины собираемых сумм налога федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. Указанный налог заменил действовавшую на протяжении нескольких десятков лет плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Введение данного налога взамен платы за воду позволило существенно расширить круг плательщиков. Как и в прежнем Законе, в ПК РФ сохранены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и по экономическим районам. Вместе с тем исключены отдельные налоговые льготы, установленные прежним законодательством о плате за пользование водными объектами. Кроме того, объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от оплаты за сброс сточных вод. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектами налогообложения водного налога, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее – виды водопользования): забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнерг