Ii. распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий
Номера и наименование разделов и тем | Всего часов учебных занятий | В том числе учебных занятий с преподавателем | Из них по видам учебных занятий | Самостоятельная работа обучаемых | ||||||||||
лекции | семинары | групповые занятия | ||||||||||||
Раздел I. Культурология как наука | - | |||||||||||||
Тема № 1. Предмет и задачи культурологии как науки. Сущность культуры. | - | - | ||||||||||||
Тема № 2. Современные концепции культуры. | - | |||||||||||||
Тема № 3. Структура культуры и ее бытие в мире. | - | - | ||||||||||||
Раздел II. Мировая и отечественная культура: истоки, развитие и современность. | ||||||||||||||
Тема № 4. Периодизация и типология мировой и отечественной культуры. | - | |||||||||||||
Тема № 5. Динамика исторического развития культуры многонациональной России. | - | |||||||||||||
Тема № 6. Культурная политика: сущность, структура и организация. | - | |||||||||||||
Раздел III. Функционирование культуры в обществе | - | |||||||||||||
Тема № 7. Нравственная культура общества. | - | - | - | |||||||||||
Тема № 8. Культура и чрезвычайные ситуации в общественной жизни. | - | |||||||||||||
Тема № 9. Культура и природа. | - | |||||||||||||
Тема № 10. Эстетическое и художественная культура общества и ее развитие. | - | |||||||||||||
Тема № 11. Учет культурных различий при проведении международных системных операций. | - | - | - | |||||||||||
Раздел IV. Культура личности и этикет специалиста МЧС России. | - | |||||||||||||
Тема № 12. Культура личности специалиста МЧС России. | - | |||||||||||||
Тема № 13. Культура личности взаимоотношений и этикет специалистов МЧС России. | - | |||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||
Зачет с оценкой | ||||||||||||||
III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Тема №1. Предмет и задачи культурологии как науки.
Структура и состав современного культурологического знания. Взаимосвязь культурологии с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией. Многозначность термина «культура», его этимология.
Культура как процесс создания, хранения, распространения, освоения и воспроизводства материальных и духовных ценностей. Предмет и задачи культурологии.
Структура культурологии как учебной дисциплины. Методы культурологического исследования.
Понятийный аппарат культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык культуры, символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, полифонизм культуры.
Дилеммы культурологии.
Тема №2. Современные концепции культуры.
Развитие мировой и отечественной культурологической мысли.
Концепции культурно – исторический типов (Г. Рюккерт, О. Шпенглер, А. Тойнби, А.Я. Гуревич, А.Л. Ястребицкая, Ю.Л. Бессмертный)
Психологическая концепция культуры (К. Юнг, Л.П. Красавин, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренцкий)
Структурно – антропологическая концепция (К. Леви – Строс, Я. Мукаржовский, С. Неретин)
Общая характеристика просветительской концепции культуры.
Экзистенциалистская концепция культуры.
Марксистская теория культуры. Культурный неоэволюционизм Лесли Уайта. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (теории А. Вебера, О. Шпенглера, Н. Бердяева, П. Сорокина)
Тема №3. Структура культуры и ее бытие в мире.
Системы культуры и основания ее моделирования. Структура материальной культуры общества. Структура материальной культуры общества (сооружения, оборудование, техника, транспорт, коммуникации).
Структура духовной культуры общества (искусство, религия, наука, мораль, язык, традиции, обычаи, обряды).
Вертикальная и горизонтальная культура, «элитарная» и «массовая» культура. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Особенности маргинальной культуры. Общая характеристика современной молодежной субкультуры. Понятие контркультуры и антикультуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Функции культуры: информационная, образовательная, воспитательная, коммуникативная, гедонистическая, компенсаторная, нормативно – творческая. Основные закономерности развития культуры: неравномерность, противоречивость, мозаичность.
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОКИ,
РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Тема №4. Периодизация и типология мировой и отечественной
культуры.
Проблемы периодизации истории культуры. Особенности периодизации культуры по Л.Моргану и Тейлору.
Общая характеристика подходов к культуре: исторического (культура Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени); формационного (культурного первобытно-общинного строя, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического, постиндустриального общества); религиозного (культура ранних форм религиозных верований, языческая культура, индо-буддийская, христианская, исламская культура), художественно – стилевого (романского, готического, барокко, рокко, классического, модернистского) подходов к периодизации культуры.
Особенности периодизации отечественной культуры: культура восточных славян (IV – IX вв.); культура древнерусского государства (IX – XII вв.); культура удельной Руси (XII – XV вв.); культура московской Руси (XVI – XVII вв.); культура Российской империи (XVIII – нач. XX вв.); культура советского периода (октябрь 1917 – начало 90-х годов ХХ в.); современная отечественная культура (с начала 90-х годов ХХ века).
Понятие типа культуры. Культурные реалии эпохи. Исторические типы европейской культуры: природно-символическая культура (первобытно - магическая), антропокосмогоническая (античность), религиозная (Средневековье), универсально – гармоническая (Возрождение), рационально - нормативная (классицизм), критико-просветительская (просвещение), романтически – утопическая и индивидуально - прагматическая (буржуазная), тоталитарно – демократическая и демократически – технотронная (современная).
Нарастание прагматической тенденции в культуре. Рождение новых типов и форм культуры в современном обществе.
Тема №5. Динамика исторического развития культуры многонациональной России.
Место и роль Росси в мировой культуре.
Теоретические основы динамики развития отечественной культуры. Самобытность динамики культуры России. Влияние многонационального и многоконфессионального факторов на развитие Российской культуры. Влияние географического положения России на развитие культуры. Славянское, балтийское и угро-финское язычество. Язычество и христианство в Российской культуре. Влияние славянофилов и западников на отечественную культуру. Типы культурных расколов в России.
Русская культура как образующий стержень многонациональной Российской культуры. Русский язык как средство диалога культур.
Особенности инверсионного культурного процесса в России XXI века.
Духовные противоречия российского менталитета. Особенности цикличности в развитии культуры современной России. Вариативность культурного процесса в современной России.
Тема №6. Культурная политика: сущность, структура и развитие.
Характеристика основных сущностных признаков понятия культурной политики. Определение культурной политики как деятельности государства, его институтов по определению курса, идеологии, деятельностных принципов и средств культурной политики. Основные сферы культурной политики: культурное программирование; культурное строительство; культурно-функциональная деятельность; культурно-координационный процесс.
Содержательные типы культурной политики. Исторические формы культурной политики.
Основные принципы культурной политики и их специфика в современной России. Законодательные акты Российской Федерации о культуре. Противоречия культурного развития России в условиях экономических реформ.
Система МЧС России в структуре современных культурных противоречий. Задачи современной культурной политики. Основные функции и направления деятельности государства в области культуры в современных условиях.