Виды лекций и типы семинарских занятий
Виды лекций и особенности их использования в подготовке специалистов для нотариальной деятельности: вводная, учебно-программная, установочная, обзорная, заключительная.
Типы семинарских занятий: традиционный семинар, семинар-дискуссия, коллоквиум, семинар-исследование, тренинги др. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта слушателей.
Просеминар- занятие, готовящее к семинару:
– проводится на первых курсах; цель - ознакомление студентов бакалавриата со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними;
– студенты бакалавриата не всегда умеют работать с несколькими источниками; прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару;
– второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.
Собственно семинар:
– развернутая беседа по заранее известному плану;
– небольшие доклады студентов бакалавриата.
На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента бакалавриата.
Более серьезные задачи решаются на спецсеминарах, которые формируют у студентов бакалавриата исследовательский подход к материалу.
Спецсеминар:
– приобретает характер научной школы;
– приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству, предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики;
– важную роль играют соответствующая ориентация студентов бакалавриата на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций;
– на итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов бакалавриата.
Академический семинар:
– преподаватель взаимодействует с группой как с целым, выполняет обучающую функцию по отношению ко всем;
– недостатки:
–студенты бакалавриата демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует;
–нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины;
–нет личностного включения студентов бакалавриата в учебную деятельность;
–интеллектуальная активность студентов бакалавриата сковывается;
–студенты бакалавриата имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой. Сама форма организации семинара ставит студентов бакалавриата в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.
Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.
Междисциплинарный:
– выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, юридическом, нравственном;
– могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин;
– между студентам бакалавриата распределяются задания для подготовки сообщений по теме;
– метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.
Проблемный:
– преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы;
– накануне студенты бакалавриата получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы;
– во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем;
– позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематический:
– готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах;
– студентам бакалавриата дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты бакалавриата затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности;
– семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационный:
– предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п.;
– например, Проект закона, студентам бакалавриата предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона;
– метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.