Темы лекций и семинарских занятий

И. Н. Шевелева, Т. В. Показаньева

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Методические указания по изучению дисциплины

студентами специальности «Экономическая безопасность»

Курган - 2011

УДК

Шевелева И.Н., Показаньева Т. В.История экономических учений: методические указания по изучению дисциплины студентами специальности «Экономическая безопасность» – Курган: Изд-во КГСХА, 2011. – 16 с.

Рецензент кандидат экономических наук, доцент

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и программой курса «История экономических учений».

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры экономической теории (протокол № 2 от 14 октября 2011г.)

© Ф Г Б О У ВПО «К у р г а н с к а я

государственная сельскохозяйственная

академия имени Т.С. Мальцева», 2011

Введение

Курс истории экономических учений – одна из базовых дисциплин, который изучают будущие бакалавры экономики. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни.

Особенность курса – огромный фактический материал, для понимания которого очень важно знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.

Целью освоения дисциплины История экономических учений является формирование у студентов исторического экономического мышления и развитие способности использовать существовавшие экономические теории и концепции для экономического анализа в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть основные экономические теории и концепции, модели и методы экономического анализ проблем;

- изучить эволюцию экономических теорий, основные этапы формирования экономической мысли;

- освоить основные категории экономической теории в контексте различных экономических школ;

- изучить основные этапы развития экономической мысли России.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных, профессиональных и профильных компетенций:

Общекультурные компетенции:

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы, и демократии (ОК-2);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

- способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);

- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемы в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16).

Профессиональные компетенции:

- способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач(ПК-31);

- способность анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);

- способность готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений;

- основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической мысли.

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций.

- определить вклад основных научных школ в процесс развития экономической мысли;

- использовать источники экономической информации;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора.

Владеть:

- современными методами сбора и обработки данных для экономического анализа;

- навыками экономического анализа;

- специальной экономической терминологией и лексикой.

Тематический план учебной дисциплины

  Темы Количество часов
всего лекции практические СРС
1 Предмет и задачи курса «История экономических учений»     -    
2 Экономическая мысль Древнего мира и средневековья        
3 Меркантилизм и физиократия
4 Классическая школа политической экономии
5 Марксистская школа политической экономии
6 Маржиналистская «революция» и возникновение неоклассического направления        
7 Эволюция неоклассической школы и неолиберализм        
8 Историческая школа Германии
9 Классический институционализм
10 Современный институционализм
11 Возникновение и эволюция кейнсианства
12 Становление и развитие Российской экономической мысли        
13 Экономическая мысль России ХХ века
Всего

Темы лекций и семинарских занятий

Тема 1 Предмет и задачи курса «История экономических учений»

Вопросы к семинарскому занятию

1 Предмет истории экономических учений

2 Место истории экономических учений в системе экономических наук

Наши рекомендации