Структура дипломной работы
Структурными элементами дипломной работы являются: титульный лист, Содержание, Введение, основная часть, Заключение, Список использованных источников, приложения.
Рассмотрим основные требования к структурным элементам работы:
Титульный лист
«Титульный лист»(Приложение А) является первой страницей дипломной
работы и служит источником информации, необходимой для последующей обработки и поиска документа.
На титульном листе приводятся следующие сведения: наименование образовательного учреждения, название темы работы, должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы научного руководителя, исполнителя работы, место и дата оформления дипломной работы.
На титульном листе ставят свои подписи руководитель работы, ее автор. Работу к защите допускает заведующий кафедрой, о чем свидетельствует его подпись на титульном листе. Номер страницы на титульном листе не ставится.
Содержание
«Содержание»(Приложение Б) включает Введение, наименование всех разделов и подразделов основной части, Заключение, Список использованных источников и Приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.
Введение
Во Введении отражаются следующие основные вопросы:
а) показывается место решаемой научной (учебной) проблемы или задачи в рассматриваемой системе;
б) обосновывается научная (учебная) и практическая актуальность решаемой научной задачи (проблемы), дается оценка ее состояния в рассматриваемой сфере деятельности;
в) проводится анализстепени изученности проблемы в наиболее фундаментальных и известных публикациях. На основе проведенного анализа излагаются выводы, отмечаются недостаточно исследованные или практически неизученные аспекты проблемы, что позволяет затем сформулировать цель исследования, а также частные научные (учебные) задачи;
г) указываются объект (предметная область науки или часть ее) и предмет исследования (та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании), а также формулируются цели и задачи исследования;
д) излагаются научно-теоретическая и эмпирическая база исследования, а также структура дипломной работы.
Введение должно быть кратким по объему (2-3 страницы), но емким по содержанию. При написании Введения необходимо уйти от общих фраз и описательного стиля изложения.
Основная часть
Основную часть рекомендуется разделить на 2-3 раздела (целесообразно и их разделить на 2-3 подраздела), раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число вопросов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема дипломной работы.
Очень важно правильно распределить содержательную нагрузку на разделы основной части.
Первый раздел обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы, ее сущностью, методами ее решения и носит обзорно – постановочный характер. Здесь проводится обзор литературных источников по предмету дипломной работы, отражаются общие положения теории; изложение, как правило, выстраивается от общего к частному.А именно:
1) теоретическое обоснование темы исследования, проведенное с использованием анализа специальной литературы, источников и других информационных ресурсов по данной проблематике;
2) рассмотрение основных понятий и категорий, которые раскрывают сущность рассматриваемой проблемы;
3) обоснование основных методов и способов анализа и решения проблемы;
4) аналитический обзор опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний (или ведущих специалистов и исследователей в данной области);
5) анализ изменения изучаемого явления за последние годы в целях выявления основных тенденций и особенностей его развития;
6) определение перспектив развития данной проблемы (по оценкам ведущих специалистов и исследователей).
Второй раздел дипломной работы – аналитический. В этом разделе на основе анализа изучается состояние исследуемого объекта и должна содержать следующее:
1) краткую характеристику и анализ объекта исследования (конкретной организации, рынка, продукта или т. п.), который включает: описание истории развития организации, ее организационно-правовой формы, организационной структуры, места и роли маркетинговой или рекламной службы, видов деятельности, основных показателей деятельности, успехов, которые достигнуты на рынке за время существования;
2) выявление и анализ изучаемой проблемной тематике работы в какой-либо конкретной организации. Фактические данные и обобщенные результаты проведенного анализа или проведенных исследований на конкретных рынках;
3) выявленные недостатков и их причин (с учетом особенностей объекта исследования).
Материалы, используемые в качестве базы для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, выявить резервы и наметить пути их использования, а также устранить скрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые могут быть использованы в работе.
Характер и объем собранного материала зависит от особенностей принятой методики исследования, которая может предполагать использование следующих методов:
· эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент);
· экспертные (оценочные);
· аналитико-расчетные;
· количественные и качественные методы маркетинговых исследований;
· статистические;
· организационно-проектные;
· экономико-математического моделирования.
Целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, оперограммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т. д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования. В случае если иллюстративный материал, таблицы, рисунки занимают более 0,5 страницы, то их следует разместить в приложении работы.
Исходным материалом для анализа выступают внутренние и внешние источники информации: планы и отчеты о работе организации и ее подразделений, материалы статистической и финансовой отчетности, статистика по различным рынкам, продуктам, конкурентным стратегиям, ранее проведенные маркетинговые исследования, бизнес-план предприятия другая информация.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе.
В третьем разделе предлагаются варианты решения поставленной проблемы или практические рекомендации автора дипломной работы по развитию или совершенствованию маркетинговой деятельности и т.д. Расчетная часть может находится во второй главе или отдельно в третьей главе, в которой предложены варианты решения поставленной проблемы или практические рекомендации по развитию или совершенствованию маркетинговой деятельности.
Расчетная часть.
Глава 3должна содержать следующее:
1) рекомендации и предложения по разрешению выявленных проблем для достижения поставленной цели. Опираясь на выводы по результатам анализа, студент-дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник формулирует достаточно полные и аргументированные предложения.
2) оценку эффективности предложений и рекомендаций. Содержать расчет ожидаемого (условного) годового экономического эффекта (увеличения объема продаж, общего объема прибыли, доли рынка и т. п.) от предлагаемых автором решений - организационных, технических, экономических, креативных и т. д.
Предлагаемые дипломником меры и рекомендации, должны быть обоснованы с точки зрения их эффективности: экономической, социальной, коммуникативной или др.
Для расчета показателей эффективности должна быть выбрана соответствующая методика, теоретическое обоснование которой должно быть изложено в I разделе дипломной работы.