Структура дипломной работы. Под структурой работы мы имеем в виду ее основные части, включая план содержания

Под структурой работы мы имеем в виду ее основные части, включая план содержания. В содержательном аспекте для нас важным является название глав и параграфов.

Основное содержание дипломной работы подразделяется, как минимум, на две главы, а каждая глава на два параграфа. Большое количество глав и параграфов указывает, что автор не столько обосновывает, сравнивает разные точки зрения, а конспективно излагает собранный материал. Короткие параграфы (половина или одна - две страницы) не позволяют рассмотреть вопрос всесторонне, и как правило такие параграфы не раскрыты, бессодержательны. Поэтому, максимально дипломная работа может включать три главы, а ее параграфы не более трех-четырех. Хотя, безусловно, все зависит от вашего творчества, от литературы, и наконец, от вашей цели, задачи, предмета.

Сложилась традиция назначения каждой из глав. Так, первая глава отводится теоретическому обоснованию, а вторая практической работе. В связи с чем и названия этих глав может быть следующим.

Пример Название работы: Разработка программы адаптации и обучения на рабочем месте неквалифицированных сотрудников (на материале ООО Ресторан «Х») Глава 1. Теоретические основы разработки программ адаптации персонала и обучения на рабочем месте в современной организации. Глава 2. Практика разработки программы адаптации и обучения на рабочем месте неквалифицированных сотрудников в ООО Ресторан «Х».

Название параграфов должно последовательно отражать изложение вопроса.

Пример Глава 1. Теоретические основы разработки программ адаптации персонала и обучения на рабочем месте в современной организации. 1.1. Процесс адаптации персонала в организации. 1.2. Обучение персонала на рабочем месте в организации: понятие, задачи, методы. 1.3. Методика разработки программы адаптации и обучения на рабочем месте. 1.4. Специфика адаптации и обучения неквалифицированных сотрудников.

Практическая часть должна последовательно отражать деятельность, которую проделал студент во время выполнения работы и описывает основной ход выполняемой работы. Для любого вопроса менеджмента становится важным организационный контекст. В связи с этим наши студенты, как правило, открывают практическую часть с общей характеристики организации, которая отражает ее цели, структуру, отличительные особенности, политику управления в целом. Затем описывается ход исследования, и заканчивается практическая часть описание основных результатов.

Пример Глава 2. Практика разработки программы адаптации и обучения на рабочем месте неквалифицированных сотрудников в ООО «Ресторан «Х»». 2.1. Общая характеристика ООО «Ресторан «Х»». 2.2. Изучение проблем и потребностей. 2.3. Определение основного содержания, форм и методов адаптации и обучения на рабочем месте. 2.4. Диагностика результатов реализации программы адаптации и обучения на рабочем месте.

Обратите внимание на язык названий. В российской практике образования сложилась традиция строго академических названий, отражающих либо суть вопроса, либо основное содержание вашей деятельности. В зарубежной литературе очень много монографических и учебных изданий содержит метафорические и публицистические формулировки: «правило жесткой игры», «обнимите покупателя», «кто трогал мой сыр?», «танец перемен» и пр. Эти формулировки, как оправило отражают название конкретных концепций, моделей или технологий. И в самом содержании вы их можете использовать, сохраняя авторские права. Однако не стоит их делать названиями частей вашей работы.

1.3. Методологический аппарат дипломной работы или о том, что пишут во введении[1]

Большинство тех, кто знакомится с вашей работы, в том числе и члены экзаменационной комиссии более пристально будут читать ваша введение. По введению мы узнаем о содержании работы, становится понятней ваше выступление во время защиты. Многие студенты пишут введение подобно обращению к читателям в научно-популярной книге, или пересказа о том, чему будет посвящена книга. Однако основной функцией введения в дипломной работе является описание методологии вашего проектно-исследовательской деятельности.

Структура введения должна быть такой:

· актуальность и суть проблемы, которой посвящена ваша работа;

· что понимается под ключевыми понятиями вашей работы (как правило тех, которые имеются в названии работы и которыми вы оперируете непрерывно уже во введении);

· цель и задачи вашей работы;

· объект, предмет и база проведения исследования;

· гипотеза проектно-исследовательской деятельности;

· основные методы работы, которые были применены вами;

· значение вашей работы для науки и практики.

Проблема – это основное противоречие. Как правило, мы показываем противоречие между сложившейся ситуацией и имеющейся практикой, или знаниями. В описании сложившейся ситуации, показывается ситуация, характерная не только для организации на материале которой вы проводите исследование или разрабатываете проект, а в целом для российских организаций, в целом, или организаций данного типа (имеется в виду юридическое лицо, размер организации), в данной сфере (отрасли). Описывая актуальность, важно показать почему эту проблему так важно решать. В описании актуальности студенты очень часто используют материалы проведенных исследований, авторитетные мнения. Это делает постановку проблему более аргументированной.

Цель работы должна указывать на основной результат, а также отражать связь с темой вашего сочинения. Формулировки цели будет обусловлено типом вашей дипломной работы (исследовательская, аналитическая, проектная).

Пример Название работы: «Условия эффективности экономических решений в организации». Цель работы: изучить организационные условия разработки экономических решений в современной организации. Название работы: Анализ кадровой политики организации». Цель работы: проанализировать и обобщить опыт кадровой политики компании «Y». Название работы: «Разработка проекта внедрения информационных технологий в страховой фирме». Цель работы: разработать проект внедрения информационных технологий для страховой фирмы «Z».

Задачи показывают путь достижения основного результата, последовательность вашей работы. Задачи отражают структуру основной части работы.

Пример Цель работы: проанализировать и обобщить опыт кадровой политики компании «Y». Задачи: · рассмотреть понятие и структуру кадровой политики; · показать взаимосвязь кадровой политики со стратегий организации; · изучить опыт современных организаций в области кадровой политики; · дать общую характеристику компании «Y», сделать вывод об ее эффективность; · разработать структуру анализа кадровой политики; · собрать и изучить основные документы, отражающие кадровую политику компании «Y»; · взять интервью у ключевых лиц компании; · систематизировать полученную информацию о кадровой политики и и ее эффективности в компании «Y».

Объект дипломной работы указывает то, о чем знание строится, или то, что преобразуется в организации. Объект не предполагает натурального обозначения – компания «Y» или люди.

Пример Объект – кадровая политика организации. Объект – процесс внедрения информационных технологий. Объект – процесс разработки экономических решений в организации.

Предмет дипломной работы указывает на то знание, которое строится. Это может быть указание на какие-то свойства, элементы, механизмы, методы, формы, отношения, взаимосвязи и пр.

Пример Предмет – взаимосвязь кадровой политики со стратегией организации. Предмет – разработка проекта внедрения информационных технологий. Предмет – условия эффективности разработки экономических решений в организации.

Гипотеза – основное предположение. В зависимости от типа работы гипотеза может носить исследовательский характер (научное предположение), аналитический характер (предположение вывода), проектный характер (предположение нового состояния объекта).

Пример Название работы: «Условия эффективности экономических решений в организации». Гипотеза: Разработка экономических решений в организации будет эффективной, если менеджеры будут: · использовать научные методики экономического и финансового анализа в организации; · создавать систему мониторинга, разрабатывать система показателей экономической оценки эффективности организации; · привлекать экспертов и консультантов по вопросам разработки экономических решений; · объединять управленческую команду; · (и так далее)

Методы выполнения дипломной работы подразделяются на теоретические и практические. Теоретические методы: теоретический обзор литературы, сравнительный анализ, понятийный анализ, контент-анализ, моделирование и пр. Практические методы могут быть общенаучными: наблюдение, анкетирование, интервьюирования, фокус-группа, анализ документов, эксперимента и пр. Очень часто используются узко предметные методики, разработанные теоретиками менеджмента. Как правило эти методики имеют собственное имя, например SWOT-анализ, анализ «пяти сил», дерево целей и пр. Более подробно о том, какие методы предполагается использовать см. в параграфе 1.5.

Таким образом, познакомившись с вашим введением можно получить полное представление о проделанной работе.

Наши рекомендации