Глава 25. Временное хранение товаров

Согласно ст. 167 комментируемой главы временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством ТС, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

ТК РФ до введения в действие комментируемого Кодекса определял временное хранение товаров как таможенную процедуру. Комментируемый Кодекс не относит временное хранение к таможенным процедурам - это совершение действий по хранению товаров, т.е. совершение таможенных операций.

В соответствии с п. 3 ст. 167 комментируемой главы товары, которые хранятся в местах временного хранения, находятся под таможенным контролем (лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении).

Местами временного хранения товаров в соответствии со ст. 168 комментируемой главы являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов ТС. Условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения на территории РФ определяются ФТС России.

Иные места временного хранения, установленные ФТС России:

- склад получателя товара;

- склад государственных органов или учреждений, если эти организации являются получателями товаров;

- склад таможенного органа;

- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора (по российскому законодательству - для лиц, которым разрешена специальная упрощенная процедура в соответствии со ст. 68 ТК РФ);

- место МПО (гл. 44 комментируемого Кодекса);

- место хранения неполученного или невостребованного багажа, оформленного в рамках авиационной перевозки пассажиров (гл. 49 комментируемого Кодекса);

- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

- железнодорожные пути, расположение которых согласовано с таможенными органами;

В российском законодательстве сохранены особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом на основании ст. 116 ТК РФ*(129).

- склад любых лиц, которые являются получателями товаров в случае, если для временного хранения требуются особые условия, а в разумной близости от места получения товаров нет СВХ, приспособленного для хранения таких товаров (п. 2 ст. 101 ТК РФ);

- иные места, если это установлено в РФ федеральными законами (на склад территории особой экономической зоны).

Владелец склада временного хранения для осуществления деятельности в сфере таможенного дела обязан войти в реестр в соответствии с главой 3 комментируемого Кодекса.

Нововведения комментируемого Кодекса (в сравнении с российским законодательством) по условиям включения лица в реестр владельцев СВХ:

1. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней.

2. Отсутствие фактов привлечения в течение 1 г. до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в соответствии с гл. 16 КоАП РФ.

3. Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств - членов ТС.

Согласно законодательству РФ одним из условий включения владельца СВХ в Реестр является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Размер обеспечения, установлен ст. 339 ТК РФ:

- 2,5 млн. руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, - для владельцев СВХ открытого типа;

- 2,5 млн. руб. для владельцев СВХ закрытого типа. На основании ст. 167 комментируемой главы также определено, что места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов ТС.

ФТС России на основании ст. 107 ТК РФ установил обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ исключительно в целях обеспечения таможенного контроля. Приказ ФТС России от 6 декабря 2007 г. N 1497 утвердил обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения*(130).

Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы:

а) обеспечить сохранность товаров;

б) исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями);

в) обеспечить сохранность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов ТС.

На территории России правила размещения товаров в местах временного хранения и проведения таможенных операций при временном хранении товаров утверждены приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958*(131).

Документы для помещения товаров на временное хранение, установленные п. 1 ст. 169 комментируемой главы, перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители могут представлять в таможенный орган в электронном виде.

Новеллы комментируемой главы по установлению следующих сроков:

1. Срок регистрации документов таможенными органами, представленных для помещения товаров на временное хранение, - не более одного часа после подачи таких документов таможенному органу с выдачей лицу подтверждения о регистрации документов (ст. 169).

2. Срок временного хранения товаров (ст. 170):

- составляет два месяца;

- предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца;

- в отношении МПО, хранящихся в местах (учреждениях) МПО, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 (шесть) месяцев;

- для отдельных категорий товаров решением КТС может быть установлен срок временного хранения менее 2 месяцев. По российскому законодательству в соответствии со ст. 103 ТК РФ установлены только срок временного хранения товаров, который составляет два месяца, а предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца.

3. Срок действия свидетельств о включении в Реестр владельцев СВХ не установлен. Согласно ТК РФ срок установлен 5 лет.

Нововведения комментируемой главы по обязанностям владельца СВХ:

а) исключено (по сравнению с законодательством РФ) обеспечение возможности круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на СВХ либо прилегающей территории, являющейся зоной таможенного контроля;

б) дополнены следующие обязанности (ст. 26 комментируемого Кодекса):

- ведение учета хранимых товаров и представление в таможенные органы отчетности о них, в том числе с использованием информационных технологий;

- выполнение требований таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;

- в случае прекращения функционирования СВХ в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, - извещение лиц, поместивших товары на СВХ, о таком решении;

- информирование таможенного органа, включившего юридическое лицо в Реестр владельцев СВХ, об изменении сведений, заявленных им при включении в Реестр, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Статьей 172 комментируемой главы четко определены случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при временном хранении товаров.

Основания для исключения юридического лица из Реестра владельцев СВХ дополнены (по сравнению с российским законодательством):

1) несоблюдение условий включения в Реестр, установленных подп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 24 комментируемого Кодекса;

2) несоблюдение обязанностей, предусмотренных подп. 1, 5, 7 и 8 ст. 26 комментируемого Кодекса.

Владельцы СВХ, созданные до вступления в действие комментируемого Кодекса, вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение 6 месяцев, т.е. до 1 января 2011 г.

Наши рекомендации