Временное хранение товаров и порядок его осуществления

Временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством ТС, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

ТКРФ до введения в действие Таможенного Кодекса Таможенного Союза определял временное хранение товаров как таможенную процедуру. ТКТС не относит временное хранение к таможенным процедурам - это совершение действий по хранению товаров, т.е. совершение таможенных операций.

Основные цели временного хранения:

· обеспечение сохранности иностранных товаров до завершения таможенного оформления в целом;

· предоставление возможности заинтересованным лицам проверить иностранный товар и подготовиться к декларированию.

В соответствии сп. 3 ст. 167 ТКТС товары, которые хранятся в местах временного хранения, находятся под таможенным контролем (лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, не вправе пользоваться товарами, находящимися на временном хранении).

Местами временного хранения товаров в соответствии со ст. 168 являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов ТС. Условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения на территории РФ определяются ФТС России.

Иные места временного хранения, установленные ФТС России:

- склад получателя товара;

- склад государственных органов или учреждений, если эти организации являются получателями товаров;

- склад таможенного органа;

- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора

- место МПО (гл. 44 ТКТС);

- место хранения неполученного или невостребованного багажа, оформленного в рамках авиационной перевозки пассажиров (гл. 49 комментируемого Кодекса);

- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

- железнодорожные пути, расположение которых согласовано с таможенными органами;

Владелец склада временного хранения для осуществления деятельности в сфере таможенного дела обязан войти в реестр в соответствии с главой 3 ТКТС.

Условия включения лица в реестр владельцев СВХ установлены статьей 24 ТКТС:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;

5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно законодательству РФ одним из условий включения владельца СВХ в Реестр является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Размер обеспечения, установлен ст. 74 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

- 2,5 миллиона рублей и дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1 000 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, для владельцев складов временного хранения открытого типа;

- 2,5 млн. руб. для владельцев СВХ закрытого типа.

На основании ст. 168 ТКТС также определено, что места временного хранения должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным законодательством государств - членов ТС.

Ст. 71 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» утвердил обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения.

Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы:

1. обеспечить сохранность товаров;

2. исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями);

3. обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Документы для помещения товаров на временное хранение, установленные п. 1 ст. 169 ТКТС, перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители могут представлять в таможенный орган в электронном виде.

Новеллы ТКТС по установлению следующих сроков:

1. Срок регистрации документов таможенными органами, представленных для помещения товаров на временное хранение, - не более одного часа после подачи таких документов таможенному органу с выдачей лицу подтверждения о регистрации документов (ст. 169).

2. Срок временного хранения товаров (ст. 170):

- составляет два месяца;

- предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца;

- в отношении МПО, хранящихся в местах (учреждениях) МПО, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 (шесть) месяцев;

- для отдельных категорий товаров решением КТС может быть установлен срок временного хранения менее 2 месяцев.

3. Срок действия свидетельств о включении в Реестр владельцев СВХ не установлен.

Нововведения ТКТС по обязанностям владельца СВХ:

а) исключено (по сравнению с законодательством РФ) обеспечение возможности круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на СВХ либо прилегающей территории, являющейся зоной таможенного контроля;

б) дополнены следующие обязанности (ст. 26 ТКТС):

- ведение учета хранимых товаров и представление в таможенные органы отчетности о них, в том числе с использованием информационных технологий;

- выполнение требований таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;

- в случае прекращения функционирования СВХ в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, - извещение лиц, поместивших товары на СВХ, о таком решении;

- информирование таможенного органа, включившего юридическое лицо в Реестр владельцев СВХ, об изменении сведений, заявленных им при включении в Реестр, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

Статьей 172 ТКТС четко определены случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при временном хранении товаров.

Основания для исключения юридического лица из Реестра владельцев СВХ дополнены (по сравнению с российским законодательством):

1) несоблюдение условий включения в Реестр, установленных подп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 24 ТКТС;

2) несоблюдение обязанностей, предусмотренных подп. 1, 5, 7 и 8 ст. 26 ТКТС.

Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.

По истечении срока временного хранения товары, не помещенные под таможенную процедуру, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТКТС.

В случае применения таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию таможенного союза до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения этих товаров начинается заново со дня завершения таможенного транзита.

СВХ могут быть двух видов:

СВХ открытого типа – доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами;

СВХ закрытого типа – используются для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, требующих особых условий хранения, в том числе ограниченных в обороте.

СВХ могут быть как помещения, так и открытые площадки, специально выделенные и обустроенные для целей временного хранения товаров.

СВХ – является зоной таможенного контроля!

Наши рекомендации