При заявлении таможенной процедуры путем подачи таможенной декларации, таможенному органу представляются Декларация таможенной стоимости (ДТС) и паспорт сделки (ПС).
Тема 2: ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды таможенных процедур: общая характеристика и особенности применения 2. Таможенная процедура “Выпуск для внутреннего потребления” 3. Таможенная процедура “Экспорт” 4. Таможенная процедура “Таможенный транзит” 5. Таможенная процедура “Таможенный склад”
1. Понятие и виды таможенных процедур: общая характеристика и особенности применения
Согласно п. 26 ст. 4 ТК ТС под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.
Посредством помещения под таможенную процедуру определяется статус товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, нетарифных мер регулирования. Назначение таможенных процедур состоит в упрощении и гармонизации данного порядка. В таможенных процедурах находят отражения условия, подлежащие соблюдению, а также формальности, которые надлежит выполнить в отношении товаров и транспортных средств.
Киотская конвенция ("Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" - совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999).) предусматривает 18 видов таможенных процедур, которые сгруппированы в Специальных приложениях.
К ним относятся следующие таможенные процедуры: 1) Очистка для внутреннего потребления (Специальное приложение В "Импорт"). 2) Реимпорт в неизменном состоянии (Специальное приложение В "Импорт"). 3) Полный экспорт (Специальное приложение С "Экспорт"). 4) Таможенные склады (Специальное приложение D "Таможенные склады, свободные зоны"). 5) Свободные зоны (Специальное приложение D "Таможенные склады, свободные зоны"). 6) Таможенный транзит (Специальное приложение Е "Транзит"). 7) Перегрузка (Специальное приложение Е "Транзит"). 8) Каботажная перевозка товаров (Специальное приложение Е "Транзит"). 9) Переработка на таможенной территории (Специальное приложение F "Переработка"). 10) Переработка вне таможенной территории (Специальное приложение F "Переработка"). 11) Возврат (Специальное приложение F "Переработка"). 12) Переработка товаров для внутреннего потребления (Специальное приложение F "Переработка"). 13) Временный допуск (Специальное приложение G "Временный допуск"), 14) Пассажиры (Специальное приложение J "Специальные процедуры"). 15) Почтовые перевозки (Специальное приложение J "Специальные процедуры"). 16) Транспортные средства коммерческого пользования (Специальное приложение J "Специальные процедуры"). 17) Припасы (Специальное приложение J "Специальные процедуры"). 18) Поставки помощи (Специальное приложение J "Специальные процедуры").
В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и таможенным законодательством РФ предусмотрены 17 таможенных про-цедур (ст. 202 ТК ТС) из которых 14 определены непосредственно в ТК ТС:
Выпуск для внутреннего потребления 2. Экспорт товаров 3. Таможенный транзит 4. Таможенный склад 5. Переработка на таможенной территории 6. Переработка вне таможенной территории 7. Переработка для внутреннего потребления 8. Временный ввоз (допуск) 9. Временный вывоз 10. Реимпорт 11. Реэкспорт 12. Беспошлинная торговля 13. Уничтожение 14. Отказ в пользу государства 15. Свободная таможенная зона 16. Свободный склад 17. Специальная таможенная процедура
При этом режимы свободной таможенной зоны и свободного склада должны быть установлены международными договорами государств — членов ТС.
Режим специальной таможенной процедуры при необходимости устанавливается национальным законодательством государств - членов ТС в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза (КТС) (например, товаров перемещаемых дипломатическими представительствами, консульствами; воинскими формированиями, расположенными за пределами государств — участников Таможенного союза и т.п.).
Специальная таможенная процедура.Содержание специальной таможенной процедуры и условия помещения товаров под таможенную процедуру
Специальная таможенная процедура - процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, которые установлены Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза в отношении этих категорий товаров.
Сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты, порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по использованию и (или) распоряжению товарами, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза. В отношении отдельных категорий товаров Правительство Российской Федерации устанавливает условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.
Из 17-ти таможенных процедур, определенных ТК ТС, три являются базовыми (выпуск для внутреннего потребления, т.е. перемещение товаров внутрь таможенной территории ТС; экспорт, т.е. перемещение товаров за пределы территории ТС; и таможенный транзит, т.е. перемещение товаров через таможенную территорию ТС.
С помощью таможенных процедур определяются: - конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения; - условия нахождения и использования товаров на (или вне) таможенной территории РФ; - права и обязанности лица, выбравшего ту или иную таможенную процедуру; - требования (в определенных случаях) к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу РФ.
Каждая из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур и отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных: - порядком таможенного оформления товаров; - порядком производства таможенного контроля товаров; - особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов.
Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в ТК ТС содержатся условия применения таможенной процедуры, которые должны соблюдаться во всех случаях при выборе любой процедур. К таким условиям отнесены: 1) обязательность заявления таможенной процедуры. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одной из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании; 2) право выбора любой таможенной процедуры. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех её требований; 3) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленной таможенной процедуры; 4) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенному органу представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС. 5) обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которой товар был выпущен; 6) право изменения выбранной таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную при условии соблюдения требований изменяемой и избираемой таможенных процедур; 7) обязательность приостановления действия таможенной процедуры при изменении статуса товара (например, в случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил в качестве вещественного доказательства, действие таможенной процедуры в отношении этого товара приостанавливается).
Начало действия таможенной процедуры при ввозе товаров - момент пересечения таможенной границы РФ. При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала таможенного оформления при их размещении в зоне таможенного контроля.
Помещение товаров под большинство таможенных процедур осуществляется с разрешения таможенного органа. Выдача разрешений таможенным органом производится без ограничений, если в отношении товаров не было выявлено нарушений таможенного законодательства ТС, если в таможенный орган были представлены все необходимые документы и была произведена уплата (или обеспечение уплаты) таможенных пошлин и налогов.
При заявлении таможенной процедуры путем подачи таможенной декларации, таможенному органу представляются Декларация таможенной стоимости (ДТС) и паспорт сделки (ПС).
Декларация таможенной стоимости (ДТС) — является приложением к соответствующей таможенной декларации (ТД) и без нее недействительна. ДТС оформляется на бланках установленной формы ДТС-1 и ДТС-2 на все товары, ввозимые на территорию РФ, а ДТС-3 и ДТС-4 на товары, вывозимые с таможенной территории РФ.
Общие положения, относящиеся к заполнению ДТС-1 и ДТС-2:ДТС представляется одновременно с ТД в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров. Таможенным органом осуществляется процедура проверки и оформления ДТС. ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию РФ, при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами, акцизами и НДС. ДТС не заполняется: - если таможенная стоимость ввозимой партии товара не превышает суммы, эквивалентной 5000 долларов США, за исключением многоразовых поставок в рамках одного контракта, а также повторяющихся поставок одного и того же товара одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным контрактам; - при ввозе товаров физическими лицами не для коммерческих целей; - при заявлении таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары не подлежат таможенному обложению (за исключением сборов за таможенное оформление); - при ввозе товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами и налогами. ДТС заполняется в 3-х экземплярах, из них: -первый экземпляр остается в таможенном органе; - второй экземпляр передается декларанту (экземпляр покупателя); - третий экземпляр направляется в соответствующее РТУ.
Формы ДТС-1 и ДТС-2 состоят каждая из двух основных листов: первого - лицевого листа и второго листа, в котором указываются сведения о таможенной стоимости и ее элементах. Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация страниц дополнительных листов начинается с третьего номера (т.е. 1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы -дополнительные).
Декларации по формам ДТС-1 и ДТС-2 (основные листы) заполняются на товары от одного до трех наименований. При наличии в партии товаров более трех наименований используются дополнительные листы, каждый из которых может заполняться на товары от одного до трех наименований.
Декларация таможенной стоимости по форме ДТС-1 заполняется при определении таможенной стоимости по методу 1, если: - во внешнеторговом договоре купли-продажи, договоре поставки или ином внешнеторговом договоре, заключенном в рамках действующего гражданского законодательства, определена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ; - соблюдены условия, установленные пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", а именно: 1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнитель-ной власти; -ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исклю-чением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей: - факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие этой продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки; - при осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и товары оценены (фактически уплаченными или подлежащими уплате за товары при их продаже на экспорт), если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени.
Второй лист ДТС-2 может иметь один из четырех установленных видов в зависимости от метода определения таможенной стоимости.
Соответствующий вариант второго и дополнительных листовДТС-2 используется при применении следующих методов определения таможенной стоимости: - методов по стоимости сделки с идентичными или с однородными товарами (далее - метод 2 или 3, соответственно) и (или) резервного метода на их основе; - метода вычитания (далее - метод 4) и (или) резервного метода на его основе; - метода сложения (далее - метод 5) и (или) резервного метода на его основе; -резервного метода (далее - метод 6).
Паспорт сделки (импортной или экспортной) применяется для целей осуществления валютного контроля и содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки оформляется резидентом по каждому контракту при осуществлении валютных операций связанных с расчетами по контракту (кредитному договору).
IIC подлежит оформлению: - только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившим IIC; - в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредит-ный договор) и IIC по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке; - через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев установленных законодательством.
Для оформления ПС резидент предоставляет в соответствующий банк: - один экземпляр ПС по форме заполненного в порядке, приведенном в приложении 4 к Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция); - контракт (кредитный договор), исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую необходимую для оформления ПС информацию; - иные документы и информацию с учетом требований Инструкции, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая, сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПC).
Банк, в который обратился резидент для оформления ПС (далее - банк ПС), проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведе-ниям, содержащимся в обосновывающих документах, представленных резиден-том в банк ПС. Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка IIC в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты представления в банк ПС. ПС считается оформленным после присвоения ему банком номера ПС и проставления даты оформления и подписи ответственного лица. Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется резиденту.
Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслу-живание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям: - из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС; - если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией; - из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов и неполной информации.
ПС представляется при таможенном декларировании товаров в соответ-ствии с валютным законодательством государств – членов ТС (подп. 13 ч. 2 п. 1 ст. 183 ТК ТС).
Порядок оформления, закрытия, переоформления паспорта сделки (ПС), представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, формирования и ведения ведомости банковского контроля, перевода ПС в другой уполномоченный банк и особенности учета валютных операций по аккредитивам определены Инструкцией ЦБ от 4 июня 2012 г.№138-И
Эти Требования распространяются на следующие договоры (контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее - договоры):
1. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме (далее - контракт);
2. договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (далее - контракт);
3. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 1, 2 и 4, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информа-ции и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключитель-ных прав на них (далее - контракт);
4. договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижи-мого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее - контракт); (в ред. Указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)
5. договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу) (далее - кредитный договор).
6. контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США. Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора).
**В заключение первого вопроса отметим, что при рассмотрении каждой таможенной процедуры целесообразно придерживаться следующего порядка: - рассматривать понятие и содержание процедуры; - приводить источники правового регулирования процедуры; - излагать условия помещения товаров под таможенную процедуру; - рассматривать статус товаров для таможенных целей, помещенных под таможенную процедуру; - отмечать особенности таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру; - особенности взимания таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; - условия и формы представления ДТС и ПС; - момент начала и окончания действия таможенной процедуры.**
2. Таможенная процедура “Выпуск для внутреннего потребления”
Процедура выпуска для внутреннего потребления — это импорт товаров. При этом термин «импорт» означает исключительно направление перемещения товаров через таможенную границу, - внутрь таможенной территории ТС.
*Под выпуском для внутреннего потребления согласно ст. 209 ТК ТС следует понимать таможенную процедуру, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной терри-тории ТС без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
Выпуск для внутреннего потребления, по данным таможенной статистики, является одной из основных таможенных процедур.
*Применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления(ТПВВП) регулируется следующими документами: - Таможенным кодексом Таможенного союза (статьи 209-211); - Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании (ЕТТ) от 25.01.2008, устанавливающим основополагающие вопросы применения ввозных таможенных пошлин, как-то: = порядок формирования ЕТТ, = виды ставок ввозных таможенных пошлин, = применение тарифных льгот (в виде освобождения или снижения ставки), = случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, = порядок применения ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товаров; - Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008, которым установлено, что решение о предоставлении тарифных льгот в случаях, не предусмотренных Соглашением от 25.01.2008, принимается КТС (См.: п. 7 решения КТС от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и Российской Федерации»); - решением КТС от 20.05.2010 № 257 (Инструкция о порядке заполнения декларации на товары); - Законом РФ о таможенном регулировании; - Законом РФ о таможенном тарифе; - Налоговым кодексом РФ; - постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»; - постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции»; - приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Существует также ряд документов, предусматривающих дополнительные требования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и выпуска для внутреннего потребления отдельных видов товаров (например, оружия, продуктов питания, культурных ценностей и др.) Данные требования отнесены к запретам и ограничениям, предусмотренным законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При помещении товаров под ТПВВП применяется весь спектр общих правил таможенного оформления, контроля и налогообложения товаров.
Оформление паспорта импортной сделки осуществляется в порядке, установленном инструкцией Банка России от 4 октября 2000 г. X" 91-И и ГТК России № 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".
Таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию РФ бюджет-ными организациями, расчеты за которые в валюте РФ производятся по счетам органов Федерального казначейства, открытым в Банке России, осуществляется без представления паспорта импортной сделки при наличии документов (в том числе платежных), подтверждающих проведение расчетов через счета ГРКЦ ГУ Банка России (письмо ГТК России от 22 февраля 2002 г. № 13-15/7640 "О таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, расчеты за которые осуществляются через ГРКЦ ГУ Банка России"),
*)Условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены п. 1 ст. 210 ТК ТС, а именно:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если для этого не установлены тарифные преференции и льготы; 2) соблюдения запретов и ограничений; 3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления влечет условный выпуск товаров.
*Под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления могут быть помещены только товары, имеющие статус иностранных товаров. Причем, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлена не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории Таможенного союза в соответствии с ранее заявленной таможенной процедурой (в случаях выпуска для внутреннего потребления иностранных товаров после завершения действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории; временно ввезенных иностранных товаров; иностранных товаров, хранящихся на таможенном складе).
После выполнения всех условий выпуска, указанных в п. 1 и 2 ст. 210 ТК ТС, т.е. уплаты всех таможенных платежей и соблюдения всех запретов и ограничений, иностранные товары приобретают статус товаров Таможенного союза, не меняя при этом страну происхождения.
При несоблюдении условий выпуска иностранные товары могут быть вы-пущены в свободный оборот, однако выпуск таких товаров считается условным. Условно выпущенные товары продолжают сохранять статус находящихся под таможенным контролем и рассматриваются как иностранные товары. На пользование и распоряжение такими товарами может быть наложен ряд ограничений до момента выполнения в полном объеме всех требований, необходимых для осуществления выпуска товаров. Например, условно выпущенные товары запрещается каким-либо образом отчуждать третьим лицам, а в случае, если ограничения связаны с проверкой качества и безопасности таких товаров, то не допускается их использование (эксплуатация, потребление) в любой форме.
*При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары подлежат таможенному декларированию. Форма и порядок заполнения таможенной декларации, как отмечалось ранее определяются решением КТС от 20.05.2010 № 257. Таможенное декларирование товаров при помещении под таможенную процедуру таможенный режим выпуска для внутреннего потребления производится в письменной форме и (или) в виде электронного документа.
В ст. 183 (Представление документов при таможенном декларировании товаров) и 184 (Дополнительные документы, представляемые при таможенном декларировании в соответствии с условиями таможенных процедур) ТК ТС перечислены документы, которые необходимо предоставлять при таможенном декларировании и на основании которых должна заполняться таможенная декларация. Кодекс позволяет участнику ВЭД без спешки собрать нужные документы, ведь на это у него есть время от двух до четырех месяцев (предельный срок временного хранения), в течение которых товар может находиться на временном хранении без уплаты таможенных пошлин и налогов (п. 1 и 2 ст. 170 ТК ТС).
При помещении под таможенную процедуру таможенного режима выпуска для внутреннего потребления допускается: • предварительное декларирование товаров; • подача неполной таможенной декларации; • подача периодической таможенной декларации; • временное периодическое таможенное декларирование; • декларирование товаров с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД; • особый порядок декларирования товаров, ввозимых в несобранном, разобранном, некомплектном и незавершенном виде; • выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Порядок предварительного таможенного декларирования товаров установ-лен ст. 193 (Предварительное таможенное декларирование товаров) ТК ТС.
*ТК ТС, в отличие от ранее действовавшего российского таможенного законодательства, четко определяется момент возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей.
В отношении товаров, помещаемых под ТПВВП, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (п. 1 ст. 21 ТК ТС). Ввозные таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены до выпуска товаров для внутреннего потребления.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под ТПВВП, прекращается в случаях, установленных ст. 80 (Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов)ТК ТС, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами (подп. 2 п. 2 ст. 80 ТК ТС).
В отношении товаров, помещенных под ТПВВП с использованием льгот, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, ТК ТС предусматривается ряд особенностей, связанных с прекращением обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Такая обязанность прекращается:• по истечении пяти лет со дня выпуска товаров или иного установленного срока действия ограничений при условии, что в этот период лицо не отказалось от использования таких льгот и им не были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами; • в случаях помещения товаров в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения, а также при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта (если до такого помещения не нарушены ограничения и лицо не отказалось от использования льгот); • в случаях, установленных ст. 80 ТК ТС, наступивших в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений. Использование ТПВВП при наличии льгот по уплате таможенных платежей может иметь свои особенности: - при помещении под ТПВВП гуманитарной помощи предоставляется полное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей (постановление Правительства РФ от 04.12.1999 № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»), при этом запрещается полная либо частичная продажа гуманитарной помощи; - в случае ввоза товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями предусматривается освобождение от уплаты таможенной пошлины, а для технологического оборудования и налога на добавленную стоимость. Момент окончания действия рассматриваемой таможенной процедуры сопряжен с изменением статуса товаров (как находящихся под таможенным контролем иностранных товаров) на товары, находящиеся в свободном обращении на ТТ ТС.
Выдача таможенным органом разрешения на выпуск товаров для внутреннего потребления осуществляется путем проставления отметок о выпуске товаров в строке «Отметки таможенного органа» в таможенной декларации, заполненной в соответствии с порядком, установленным решением КТС от 20.05.2010 № 257.