Режимы работы СПС Нормальный режим работы
Работа показывается зеленым светодиодом на табло блока управления СПС.
Сигнализация «Пожар»
При срабатывании извещателя от дымного газа периодически горят красные светодиоды «Пожар общий», одновременно горит красный светодиод «Место пожара» на табло и раздается периодический акустический сигнал. Этот сигнал можно отключить выключателем 5 (см. рисунок 3.1). Система остается при этом готовой для дальнейшей сигнализации «Пожар» и «Неисправность».
Выключателем —>0<— может отключиться оптическая сигнализация «Пожар общий» и «Место пожара». Оба сигнала автоматически восстанавливаются до тех пор, пока имеется причина возникновения пожара, поэтому при пожаре сигнализация не может отключаться до тех пор, пока пожар не будет потушен и помещение тщательно проветрено.
Внимание! При сигнализации «Пожар» отключается высоковольтное отопление.
Сигнализация «Неисправность»
В случае сигнализации о наличии неисправности загораются желтый светодиод «Неисправность» на табло и соответствующий желтый светодиод с показанием вида неисправности под крышкой с правой стороны центрального блока управления. Дополнительно раздается непрерывный звук, который может отключиться выключателем 5.
Система остается для дальнейшей сигнализации в готовности. Оптическая сигнализация остается до устранения неисправности в работе. После этого она самостоятельно отключается.
Сигнализация «Пожар» имеет первостепенное значение по отношению к сигнализации «Неисправность».
Примечание. Если блок СПС сигнализирует вышеупомянутые состояния, тогда необходимо об этом сообщить специалисту. Неисправность следует устранить в депо только специалистом.
Перечень сигналов и контроль технического состояния системы представлены в таблице 3.1.
При исправной системе через 20 с после нажатия кнопки 14 сигнал автоматически отключается и кнопкой 14 восстанавливается. При наличии неисправности загораются лампы 2, 8 или 9. Нужно открыть крышку 1б и с помощью выключателей 17 определить место неисправности. Звуковой сигнал можно отключить кнопкой 5. После устранения неисправности необходимо закрыть крышки 11 и 16. При невозможности устранить обнаруженную неисправность линейный выключатель 17 надо отключить, крышку 16 закрыть, крышку 11 открыть. Система находится в рабочем состоянии, кроме отключенного помещения.
Таблица 3.1 – Перечень сигналов и контроль технического состояния системы
Режим | Световой сигнал | Звуковой сигнал |
Включено | Лампа 6 — O | Выключен |
Пожар | Лампа 3 — О Лампа 1 — О | Прерывистый |
Неисправность | Лампа 2 — О | |
Лампы 7, 8 или 9 — О | Постоянный | |
Нажать кнопку 14 | Лампы 3 — О | |
Лампы 1 (13шт.) — О Лампа 15— О | Прерывистый |
В таблице 3.2 представлены виды и сроки проверки системы пожарной сигнализации
Таблица 3.2 – Предусмотренная планом проверка системы пожарной сигнализации
Срок | Вид проверки | Выполняемые действия | Сигнализация централи |
1. Еже- месячно | Проверка централи пожарной сигнализа- ции (ЦПС) | Открыть крышку «Диагноз» и включить выключатель «Тест»O Выключить выключатель «Тест» и закрыть крышку | ОС «Тест» O ОС «Пожар общий» ОС «Место пожара» на всех линиях периодический АС Длительность около 20 с Выводы ЦПС блокированы ОС «Тест»O гаснет ОС «Работа» горит |
2. Каж-дые три месяца | Проверка ЦПС и по- жарных из- вещателей | Проверка ЦПС по пункту 1. Однако выключатель «Тест» остается нажатым. Активировать извещатель при помощи испытательной штанги. Дальнейший извещатель проверить лишь тогда, когда ОС предыдущего извещателя погас. Выключатель «Тест» приводить в действие и крышку закрыть | ОС «Тест»O ОС извещателя горит около 20 с ОС «Место пожара» извещателя АС остается блокированным во время проверки ОС «Тест» O гаснет, только ОС «Работа» горит |
3. Еже- годно | Диагноз работоспо- собности системы | Проверка ЦПС и пожарных извещателей по пунктам 1 и 2 Активировать один извещатель Приводить в действие выключатель «Возврат» →0←; ЦПС находится в состоянии покоя Открыть крышку и измерить напряжении на втулках Ɵ и Ɵ (24 В), приводить в действие выключатель «Тест» O и прервать АС при помощи выключателя Кратковременно перемыкать втулки + и – (24 В) Выключить выключатель «Тест» O Кратковременно приводить в действие выключатели + и – ОС «Вид неисправности» Замыкать накоротко втулку Ɵ (24 В) с корпусом распределительного шкафа Устранить короткое замыкание и закрыть крышку | Выводы не блокированы (высоковольтное отопление отключается) ОС «Тест» O, ОС «Место пожара» и «Пожар общий» горят около 20с ОС «Тест» O и ОС «Работа» гаснут во время короткого замыкания ОС «Тест» O гаснет ОС «Неисправность общая» и ОС «Вид неисправности» АС ОС «Неисправность общая» горят |
Извещатель MHG-382 (MHG-308)
Применение
Извещатель MHG-382 (MHG-308) — это тепловой комбинированный извещатель пожара, реагирующий на превышение заранее заданной температуры окружающей среды и на скорость возрастания температуры. Извещатель используется во взаимодействии с центральной станцией MHU-901 и предназначен для охраны железнодорожных вагонов дальнего следования.
Описание
Извещатель MHG-308 состоит из двух частей — датчика и корпуса извещателя, которые соединены между собой контактами и скреплены штыковым зазором (рисунок 3.3). Извещатель подсоединяется к проводке пожарного шлейфа при помощи клеммника; соединение извещателя с клеммником закреплено штыковым зазором и двумя замковыми винтами. Датчик извещателя состоит из двух термисторов с установленным сопротивлением, которые расположены на печатной плите. Датчик защищен штамповками из пластмассы и кожухом из стальной жести. В корпусе извещателя находится оценивающая электронная цепь, расположенная на печатной плите. Кожух извещателя отлит из алюминиевого сплава, что обеспечивает высокую прочность извещателя.
Рисунок 3.3 – Рабочее положение извещателя пожара:
1 – держатель; 2 – клеммник; 3 - извещатель
Принцип действия
Тепловой извещатель MHG-308 в качестве датчика использует два термистора. Один термистор открыт доступу окружающего воздуха (находится под легким кожухом), а второй размещен таким образом, чтобы реагировать на перемены температуры среды с некоторым опозданием. Функционирование дифференциальной части извещателя основывается на том, что при быстром возрастании температуры ок- ружающеи среды между термисторами возникает разница температур под влиянием различных временных постоянных. Эта разница оценивается электронной цепью.
Датчиком максимальной части является термистор с меньшей временной постоянной (тот же, что используется и в дифференциальной части). Электронная цепь оценивает повышение заданной температуры. Повышение заданной температуры (максимальная часть) или разницы температур между обоими термисторами вызывает включение опрокидывающей схемы, что оптически сигнализируется и оценивается центральной станцией.
Отмена оптической сигнализации и ее возврат в рабочее состояние покоя возможны только с центральной станции.
Извещатель MHG-182 (MHG-108)
Описание
Извещатель MHG-182 (MHG-108) состоит из двух частей — датчика и корпуса извещателя, которые соединены между собой контактами и скреплены штыковым зазором. Извещатель подсоединяется к проводке пожарного шлейфа при помощи клеммника (см. рисунок 3.3). Соединение извещателя с клеммником обеспечивается штыковым зазором и двумя замковыми винтами. Датчик извещателя состоит из ионизационной камеры и радиоактивного излучателя.
В корпусе извещателя находится оценивающий электронный контур, расположенный на печатной плите. Датчик и корпус извещателя можно заменять, они поставляются и по отдельности. Выполнение извещателя показано на рисунке 3.4.
Радиоактивный излучатель
Внутри извещателя расположен твердый излучатель Ам с активностью 35 кБкв. При нормальных условиях эксплуатации ослабление или повреждение излучателя в ионизационной камере полностью исключено. Только грубое механическое вмешательство или пожар могли бы привести к повреждению излучателя. В таком случае об этом следует немедленно информировать работника, ответственного за эксплуатацию устройства. Интенсивность излучения на поверхности извещателя составляет 0,04 мр/ч, на расстоянии 10 см от поверхности — 0,02 мр/ч.
Рисунок 3.4 – Выполнение извещатели пожара
Принцип действия
В ионизационном извещателе пожара MHG-182 и MHG-108 в качестве датчика используется ионизационная камера с компенсационным электродом. В ионизационной камере расположен радиоактивный излучатель, ионизирующий воздух в этой камере, к которой подведено напряжение питания 21,5 В.
Если в ионизационную камеру проникает дым, то понижается проводимость между компенсационным электродом и электродом, открытым для доступа воздуха, в то время как проводимость между компенсационным электродом и электродом с излучателем практически не изменяется.
Примечание. Извещатели MHG-108 и MHG-308 являются улучшенными обновленными типами MHG-182 и MHG-382, их размеры, форма и функционирование полностью совпадают с предыдущими типами. Надежность всего извещателя значительно повышается в результате выпускания трех контактов между датчиком и электроникой. Однако новый тип не позволяет их вынимать из извещателя. Если типовая этикетка с обозначением извещателя была при установке закрыта, то для определения типа служит разница цвета на торце датчика.
MHG-182 и MHG-382 — синий цвет.
MHG-108 и MHG-308 — черный цвет.
В случае рекламации или ремонта необходимо вынуть из клеммника весь извещатель.
Содержание отчета
1.Название работы
2.Цель работы
3.Задание
4.Выполненная лабораторная работа в соответствии с заданием
5. Ответы на контрольные вопросы
6. Вывод
Контрольные вопросы
1. Как установить место пожара в вагоне?
2. Как определить исправность системы пожарной сигнализации?
3. Как отключить звуковой сигнал системы?
4. Как проверить состояние пожарных извещателей?
5. В чем заключается принцип действия теплового извещателя MHG-308?
Лабораторное занятие № 4
Тема: «Исследование схемы контроля нагрева буксовых узлов»
Цель работы:изучить конструкцию схемы контроля нагрева буксовых узлов, расположения элементов и принцип работы схемы.
Задание: описать назначение и область применения схемы контроля нагрева буксовых узлов; выполнить электрическую схему контроля нагрева буксовых узлов и описать работу схемы; выполнить эскиз размещения датчиков нагрева букс на тележке пассажирского вагона.
Пояснения.При выполнении лабораторного занятия необходимо знать: буксы тележек пассажирских вагонов оборудованы роликовыми подшипниками, от исправной работы которых в значительной мере зависит безопасность движения поезда. Большинство неисправностей подшипников (перекосы, трещины и т.д.) приводит к быстрому нагреванию буксы, поэтому по ее температуре можно судить о техническом состоянии подшипников. При срабатывании системы контроля нагрева букс (СКНБ) проводник должен принять меры к остановке поезда. Перед рейсом проводник обязан убедиться в исправности СКНБ. При достижении температуры букс выше 100 градусов система включает как световой, так и звуковой сигнал. Для выявления сработавшего датчика необходимо по очереди закорачивать каждый датчик. Если сигнализация перестала работать, значит закорочен сработавший датчик. Для восстановления работоспособности системы необходимо заменить сработавший датчик.
Приборы и оборудование:схема контроля нагрева буксовых узлов пассажирского вагона. Схема расположения оборудования на тележке пассажирского вагона. Принципиальная электрическая схема контроля нагрева буксовых узлов. Датчик нагрева буксы. Методические рекомендации.
Порядок выполнения
1.Изучить назначение и расположение элементов схемы контроля нагрева букс на тележке и распределительном щите, работу принципиальной схемы контроля нагрева буксовых узлов. Порядок контроля работоспособности схемы. Обратить внимание на расположение датчиков и схему соединения датчиков в систему.
2.Научиться определять сработавший датчик.
Теоретические сведения