Режим Воздушного пространства

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства — это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Чикагской конвенции “никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств” (ст.6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др. В Российской Федерации установлен строго разрешительный порядок полета иностранных воздушных судов, которые обязаны соблюдать паспортные, таможенные, санитарные и другие правила о влете, вылете, транзите. Иностранное судно обязано влетать в воздушное пространство России или вылетать из него только по согласованным трассам, на определенной высоте, совершать посадки в указанных местах и т.д. В пограничной зоне и в местах пересечения государственной границы устанавливается особый режим полетов. Над некоторыми районами полеты иностранных судов вообще запрещены. За нарушение правил в воздушном пространстве РФ установлена уголовная ответственность. Иной правовой режим устанавливается для полетов в воздушном пространстве, на которое не распространяется суверенитет отдельных государств. Находясь в таком воздушном пространстве, каждое судно должно учитывать законные интересы других государств, соблюдать правовой режим такого воздушного пространства, установленный в соответствии с рекомендациями ИКАО, других международно-правовых актов (например, Конвенцией ООН по морскому праву). Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств, запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер; в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой защиты.

Коммерческие права – права при выполнении международных полетов осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты, включая объемы и направления таких перевозок. Предоставляются одним государством другому на основании договора.

Коммерческая деятельность делится на соответствующие категории (именуемые “свободами воздуха”). Максимальный объем такой деятельности включает следующие “свободы воздуха”:

право транзитного беспосадочного (на территории государства, которое это право предоставило) полета;

право транзитного полета с посадкой в некоммерческих целях, т.е. без принятия на борт грузов, пассажиров и др.

право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы, почту, направляемые на территорию государства, чью национальность имеет судно;

право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

Право принимать на территории страны-партнера по соглашению пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту.

Право осуществлять перевозки пассажиров, грузов, почты межу стрвной – партнером по соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию.

Право осуществлять превозки использую возушную линию не проходящую над территорией своей страны

Каботаж – авиаперевозки на территории одного государства

Наши рекомендации