Деление воздушного пространства

Делится на районы полётной информации (РПИ). Районы бывают:

ü Контролируемые

ü Консультативные

ü Запретные зоны

ü Ограниченные зоны

Контролируемое ВП делится на:

1. Контролируемые аэродромы

2. Контролируемые зоны

3. Аэродромно-диспетчерские зоны

4. Консультативные маршруты

5. Консультативные зоны

Диспетчерские районы делятся на:

1. Диспетчерские районы трасс

2. Узловые диспетчерские районы

В Чикагской конвенции записано, что запретные зоны должны быть разумных размеров и расположены таким образом, что бы не препятствовать необходимости воздушной навигации.

Зоны могут быть следующих видов:

Р – Запретные зоны, пролёт которых запрещен на всех высотах.

R – Зоны ограничения, пролёт которых запрещён на определённых Н или в определённое время.

Д – Опасные зоны, полёт в которых опасен по тем или иным причинам (объяснение причин производится не всегда).

С – Зоны с особым режимом полёта где выполняются учебные полёты боевых самолётов.

А – Тревожные зоны, которых производится много полётов требующих особого внимания.

Т – Тренировочные зоны, где выполняются интенсивные учебные полёты.

W – Зоны предупреждения, это зоны ограничение в которых вводится рассылкой специальных предупреждений.

Системы и службы обслуживания воздушного движения

Контролируемые ВП есть диспетчерский район (СТА) это основная часть контролируемого ВП. Нижняя его граница проходит на определённой, но не менее 200 метров (700 футов) высоте от земли обеспечивающей визуальные полёты на Нбзп. Вертикальный интервал (эшелонирование по высоте) и нижний безопасный эшелон, как правило не менее 300 метров. Граница этого района составляет 150-170 км.

Аэродромно-диспетчерские зоны предназначены для управления ВС на взлёте и посадке. Они представляют собой цилиндры R = 5-10 морских миль. Нижняя граница зоны – поверхность земли. Верхняя обычно совпадает с нижней границей контролируемого ВП.

Узловой диспетчерский район (ТМА) создаётся при наличии нескольких близко расположенных аэродромов с истинным воздушным движением или нескольких сходящихся маршрутов, что вызывает повышенную концентрацию воздушного движения. Нижняя граница ТМА устанавливается на Н = 300м (1000 футов). Верхняя граница может достигать границы нижнего ВП.

В контролируемом ВП экипажи обязаны выполнять указания службы движения. В неконтролируемом ВП экипажи пользуются транслируемой полетной информацией и действуют по своему усмотрению в соответствии с общими правилами полетов.

Органы службы движения ИКАО РФ

ИКАО Сфера обеспечения ВД РФ
Обозначение Позывной   Обозначение
ACC Control По трассам и вне трасс Контроль
APP Approach По трассам, в зонах ожидания, в наборе Н, на снижении, а так же при внетрассовых полётах в пределах ТМА Подход
TAR Radar По трассам и вне трасс, в наборе Н и на снижении  
SRF Director В зоне аэродрома на кругу до 4-го разворота Круг
TWR Tower От момента визуального контроля ВПП до освобождения ВПП, и от момента занятия ВПП до взлёта Старт
PAR Precision На посадочной прямой Посадка
VDF Homer В контролируемом ВП Пеленг
FIC Information В контролируемом ВП  
TAXI Taxi Передвижение по аэродрому Руление

Международные воздушные трассы

Каждое государство может часть своих ВТ выделяют в качестве международных. В нижнем ВП ширина МВТ установлена 10 миль, по 5 в каждую сторону от оси, а нижняя граница трассы устанавливается не менее 300м (1000 футов) над наивысшей точкой рельефа. В верхнем ВП границы МВТ не установлены и ВТ обозначаются только осевой линией.

По своему расположению делятся на:

ü МВТ нижнего ВП

ü МВТ верхнего ВП

Границы этого пространства даётся для каждого государства на титульном листе карты. Если в этом разделе встречаются надписи Not-Specified, значит граница между верхним и нижним ВП не определена (берётся эшелон FL 200). Все трассы имеют свои названия, состоящие из сочетания букв и цифр. Максимальное количество букв и цифр ≤6.

ИА205Д

И - приставка

А – основная буква названия трассы

205 – номер трассы

Д – дополнительная буква

Номер трассы состоит из сочетания 3-х цифр и может быть от 001 до 999 (3,4,5 клетка). Во второй клетке размещается основная буква названия трассы для обозначения применяются 16 букв разбитых на 4 группы:

1 группа: ABGR – маршруты региональной сети (трассы).

2 группа: LMNP –совместные участки маршрутов региональной сети и маршрутов зональной навигации.

3 группа: HIVW – МВТ не являющиеся ни маршрутами зональной навигации, ни маршрутами региональной сети (местные, сезонные, временные).

4 группа: QTYZ–маршруты зональной навигации.

В первой клетке при необходимости обозначается приставка:

И – МВТ верхнего воздушного пространства.

К – трассы для полётов на Н ниже нижнего эшелона (вертолёты)

S – участки трасс для сверхзвуковых самолётов.

Отсутствие буквы обозначает, что эта МВТ нижнего воздушного пространства в 6-ой клетке дополнительная буква.

Д – МВТ консультативная

F – МВТ лётно-информационная

Отсутствие буквы означает, что это контролируемая МВТ.

Зональная навигация это метод самолетовождения позволяющий выполнить полёт по любому избранному маршруту в пределах радиуса действия РНС.

Пересечение МВТ и выход на неё разрешается только в точке обязательного лонесения под углом 90° или близким к нему. По правилам ИКАО экипаж намеревающийся пересечь или занять трассу обязан установить контакт с диспетчерской службой по телефонной связи за 20 мин.

Форма доклада: Индекс и тип ВС, Курс Магнит, Высота полёта, Место и расчётное время выхода на трассу (пересечение трасс), Ожидаемый эшелон при выходе на трассу (Х трасс), Скорость полёта (истинная).

При выполнении полёта по МВТ экипаж должен докладывать время полёта и высоту в каждой точке обязательного доклада. Если этих точек нет на ВТ, экипаж должен вступить в контакт с диспетчерской службой через 30 мин. после взлёта и далее каждый час полёта.

Правила полётов

Наши рекомендации