Правовой режим воздушного пространства

Режим воздушного пространства и международных полетов - совокупность юридических норм, определяющих права и обязанно­сти государств в отношении воздушного пространства, его исполь­зования, порядок воздушных передвижений, правовое положение воздушных судов, их экипажей, грузов и пассажиров.

Характеристика воздушного пространства включает описа­ние его границ. Нижней границей воздушного пространства являет­ся сухопутная и водная поверхность земного шара. Нормы верхней границы в настоящее время не выработаны. Максимальная высо­та подъема воздушного судна равна приблизительно 33 километра. Многие государства предлагают установить верхнюю границу на высоте 100-110 километров.

Режим воздушного пространства и международных полетов над территорией каждого государства регулируется его нацио­нальным законодательством: воздушным кодексом, другими зако­нодательными актами, а также заключенными этим государством международными договорами.

Каждое государство самостоятельно определяет порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное простран­ство. Эта разрешительная система является основой правового режима воздушного пространства всех современных государств, обязательного как для регулярных, так и нерегулярных (разовых) международных полетов.

Существует два главных правовых основания выполнения международных полетов - международный договор (многосторон­ний или двусторонний) и специальное разрешение государства. Некоторые государства допускают на свою территорию нерегуляр­ные полеты по уведомлению (диспетчерскому разрешению).

Во время пребывания судов в воздушном пространстве дру­гого государства на них распространяется юрисдикция государства пребывания - правила паспортного, таможенного, валютного Правовой режим воздушного пространства - student2.ru и карантинного контроля. По прибытии и убытии воздушное судно может быть подвергнуто досмотру. Компетентные органы вправе проверить документы: свидетельство регистрации самолета, удостоверение о его пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т.д. Полеты иностранных воздушных судов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям) с использованием их аэропортов, которые устанавливаются государством пребывания.

По Чикагской конвенции принимается принцип не дискриминации в отношении воздушных передвижений судов всех государств без исключения. Воздушное судно, пересекшее государственную границу без разрешения или совершившее иные нарушения правил полетов, признается судном-нарушителем и обязано совершим, посадку по требованию органов, контролирующих полеты.

Каждое государство из соображений безопасности и в со­блюдение принципа не дискриминации может ограничить или пол­ностью запретить полеты иностранных воздушных судов над опре­деленными зонами своей территории.

Суверенитет государства не является абсолютным. Он действу­ет в рамках международного права: государство пребывания прини­мает на себя обязательство обеспечить в пределах своей террито­рии осуществление прав других государств в соответствии с заклю­ченными таким государством международными соглашениями.

Воздушное судно должно иметь национальные знаки отли­чия и регистрационный номер не более чем одного государства. Находясь в международном воздушном пространстве, воздушные суда подчиняются законам государства флага.

В целях обеспечения безопасности ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем:

— консультативное - район, в пределах которого воздуш­ным судам предоставляется полетная информация и ограниченное
обслуживание диспетчерской службой прибрежного государства
в целях рассредоточения воздушных судов в данном районе;

—контролируемое — район, в пределах которого диспетчер­ская служба обеспечивает управление воздушным движением,
а прибрежное государство несет ответственность за обеспечение
безопасности полетов;

—опасная зона — район, в пределах которого может возник­нуть опасность для полетов;

- зона ограниченного режима полетов — район, в преде­лах которого производство полетов временно ограничено.

США, Канада, Греция, Южная Корея в одностороннем по­рядке установили так называемые «зоны безопасности», или «зоны опознания», при пролете в которых воздушные суда иностранных государств вынуждены соблюдать особые требования, сообщать, в частности, свое местонахождение, направление и план полета при вхождении в такую зону.

Режим полета над Антарктикой определяется Договором об Антарктике 1959 г.: установлен свободный полет гражданских воз­душных судов всех стран независимо от того, являются они участ­никами данного договора или нет. Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.

В 1992 г. в Хельсинки был подписан Договор по открытому небу, предусматривающий возможность осуществления государ­ствами-участниками на взаимной и равноправной основе полетов вооруженных самолетов над территориями других государств-уча­стников для наблюдения за военной деятельностью.

Сложилась устойчивая практика уведомления об испытани­ях ракетоносителей в Мировом океане в пределах объявленных зон морского и воздушного пространства, а также о запусках ракет с бортов научно-исследовательских судов.

По Договору 1963 г. запрещено испытание ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Все это по­ложительно сказалось на обеспечении безопасности полетов.

Наши рекомендации