Концентрация грузовой работы и создание опорных станций. Перспективы развития грузового хозяйства в рамках создания логистической системы Республики Беларусь
На Белорусской железной дороге наряду с крупными и средними имеются малодеятельные станции, открытые для производства грузовых и коммерческих операций на местах общего пользования. Выполнение грузовой и коммерческой работы на этих станциях не позволяет эффективно использовать комплекс технических средств железнодорожного транспорта, препятствует механизации погрузочно-разгрузочных работ, затрудняет информатизацию перевозочного процесса, приводит к излишнему содержанию эксплуатационного штата, затрудняет управляемость грузовой и поездной работой. Огромные потери приносит развоз на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также уборка их. Поэтому экономически выгодно концентрировать грузовую работу на меньшем числе станций, где имеются необходимые устройства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Основное направление концентрации грузовых операций – закрытие малодеятельных станций для грузовых операций и создание опорных станций с распределением работы между ними. Создание опорных станций позволяет снизить себестоимость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и эффективность использования подъемно-транспортной техники, сократить простой подвижного состава, ускорить доставку грузов, повысить пропускную способность железных дорог, улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов. Все это обеспечивается, если параллельно железнодорожным линиям расположены автомобильные дороги с благоустроенными подходами к грузовым станциям.
Вместе с тем при закрытии малодеятельных станций возрастает дальность перевозки грузов автотранспортом при завозе их от отправителей и доставке получателям, требуется строительство новых автодорог и техническое развитие станций концентрированной погрузки и выгрузки грузов, сооружение складов, укладка железнодорожных путей, оснащение станций средствами механизации и автоматизации.. Кроме того, перенос грузовой работы с одной станции на другую может вызвать в отдельных случаях появление дополнительных затрат, связанных с увеличением пробега грузов по железной дороге.
Экономическая целесообразность закрытия малодеятельных станций и передачи их работы на опорные определяется технико–экономическими расчетами.
Дополнительные приведенные затраты, связанные с концентрацией грузовой работы
В зависимости от местных условий и экономической целесообразности могут быть применены и другие формы концентрации грузовой работы: частичное закрытие станции (на определенный период года), концентрация операций с отдельными видами грузов (наливные, лес, минеральные удобрения), концентрация перевозок мелких отправок, ликвидация малодеятельных подъездных путей с передачей их грузооборота на места общего пользования или с созданием объединенных транспортных хозяйств для группы предприятий.
Создаются опорные станции нового типа. Эти станции берут на себя руководство и ответственность за работу прикрепленных к ним промежуточных станций. Общее оперативное управление в пределах обслуживаемого опорной станцией района обеспечивает единство коллективов станций, приближает управление станциями к месту выполнения начальных и конечных операций перевозочного процесса. Создание опорных станций нового типа позволяет сформировать новую структуру организации и управления перевозочным процессом, решить многие эксплуатационные задачи, снизить эксплуатационные расходы, связанные с сокращением маневровых локомотивов, закрытием отдельных путей и парков станций, складов, грузовых устройств, товарных контор и другими мерами.
5.1 Специализация грузовых станций в крупных узлах
К одной из прогрессивных и экономически эффективных форм организации грузовой работы железных дорог относится специализация грузовых станций в крупных узлах по родам грузов. Специализация станций позволяет увеличить их перерабатывающую способность, сократить потребность в складской площади, полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы средствами дорог, повысить производитель–ность погрузочно-разгрузочных механизмов, сократить простой вагонов под грузовыми операциями, организовать транспортно-экспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов и централизованный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации грузовых и коммерческих операций с использованием ЭВМ. На практике эта форма находит свое выражение в создании специализированных баз выгрузки массовых грузов (каменного угля, минеральных строительных материалов, леса, металла, цемента и др.), контейнерных терминалов, крупных механизированных комплексов по переработке тарно-штучных грузов, тяжеловесных грузов и др.
Специализированные базы преимущественно предназначены для выгрузки массовых грузов. Их организуют в промышленных районах для обслуживания групп промышленных предприятий, получающих грузы, однородных с точки зрения применения средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (сырье, материалы, топливо и др.). Выбор наилучшего варианта специализации грузовых станций в узле определяется технико-экономическими расчетами. Список специализированных станций в железнодорожных узлах помещен в Тарифном руководстве № 4 (книга 2).