Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Развитие банковской системы Республики Беларусь обусловлено пристальным вниманием к этому сектору кредитной системы государства и Национального банка Республики Беларусь. В «Программе развития банковского сектора экономики и основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006-2010 годы» определены основные цели и задачи развития, которые определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа.

Основными целями развития банковского сектора будут повышение устойчивости и эффективности его функционирования, а также рост потенциала и совершенствование состава банковских услуг.

В рамках поставленных целей будут решаться следующие задачи:

· укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, вкладчиков посредством усиления защиты их интересов;

· повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты и инвестиции;

· увеличение объемов инвестиционного кредитования экономики в соответствии с государственными программами;

· расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг, соответствующих международным стандартам банковской деятельности;

· повышение эффективности государственного регулирующего воздействия на параметры развития банковского сектора;

· интеграция в мировую банковскую систему.

В рамках поставленных целей и задач существенная роль отводится политике государства, которая предусматривает проведение последовательных мер, направленных на укрепление и развитие банковской системы.

Так при принятии решений, направленных на финансирование отраслей экономики, отдельных проектов Правительства Республики Беларусь, выдаче гарантий должны учитываться как ликвидность каждого банка, так и банковской системы в целом. Будет совершенствоваться практика привлечения внешних государственных займов через банки-агенты.

В целях содействия эффективности управления банков должны использоваться новые формы организации корпоративного управления с привлечением высококвалифицированных менеджеров с безупречной деловой репутацией в советы директоров и наблюдательных советов банков

Государство снизит свою долю участия в капитале банков через поэтапный вывод государственных органов управления из числа участников, сохранив и повысив потенциал в АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». Укрепление указанных банков будет осуществлено за счет внесения дополнительных вкладов в уставные фонды свободных денежных средств, размещение в банках финансовых средств как центральных, так и местных органов государственного управления, предоставление необходимых государственных гарантий, завершение разработки и реализации соответствующих долгосрочных программ развития.

Совершенствование структур банковского сектора будет направлена на дальнейшее развитие универсальных банков, предоставляющих комплексное обслуживание всего спектра клиентов с учетом развития предоставляемых банковских услуг соответствующих уровню развитых стран.

На снижение рисков банковского сектора повлияет создание кредитных бюро, инвестиционных агентств, развитие и укрепление сектора небанковских кредитно-финансовых организаций. В целях снижения уровня отдельных видов операционного риска путем передачи риска или его части третьей стороне возможно использование аутсорсинга – привлечение сторонней организации (поставщику услуг) для выполнения отдельных видов работ.

Структурное преобразование банков планируется за счет создания дочерних банков, иностранных банков или их участие в капитале белорусских банков. Это позволит привлечь иностранные инвестиции в банковский сектор.

С целью совершенствования банковского законодательства будет осуществлено приведение его в соответствие с новой редакцией Банковского кодекса Республики Беларусь и международными стандартами. Будет осуществлен переход на международные стандарты финансовой отчетности, путем внедрения национальных стандартов, соответствующих международным, совершенствования методологического обеспечения банковских операций на основе международных принципов бухгалтерского учета с одновременным усилением роли Национального банка в области методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в банках Республики Беларусь.

Одним из направлений развития банковского сектора является работа в области предотвращения отмывания доходов, полученных незаконным путем и финансирования терроризма. С этой целью усиливается организация контроля за выполнением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями норм и требований актов законодательства; обеспечение организационно-методологической работы, связанной с защитой, передачей информации; координация взаимодействия с центральными банками иностранных государств и другими заинтересованными органами в Республике Беларусь и за рубежом.

Определенную роль государство отводит созданию конкурентной среды среди банков, независимо от формы собственности, участия иностранных инвесторов в капитале банков. Этому будет способствовать полный переход к конкурсному размещению среди банков заявок на осуществление кредитования государственных программ. Будут обусловлены единые подходы в регулировании создания и функционирования банков, единой процентной и тарифной политике, исключающих дифференциацию в предоставлении банкам льгот и преференций по гарантированию сохранности вкладов, расчету экономических нормативов, налогообложению и другие пресечения проявлений монополизации, обеспечение свободы выбора клиентами услуг, предоставляемых банками с возможностью ознакомления с достоверной информацией о деятельности любого банка.

Важную роль в проведении денежно-кредитной политики и развитии банковского сектора сыграет международное сотрудничество в рамках союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство, Международный валютный фонд.

Создание макроэкономических условий в стране, обеспечение эффективного функционирования всех секторов экономики, рост благосостояния населения, состояние бюджетной сферы Республики Беларусь обеспечат возможность увеличения объема денежных средств, привлекаемых банковским сектором.

Объем ресурсной базы банковского сектора увеличиться в 2,5-2,9 раза, составив к концу 2010 года 39-40 процентов в соотношении с ВВП.

Собственный капитал банков будет поддерживаться на уровне, достаточном для принимаемых ими рисков. Ожидается его увеличить за 5 лет в 2,6-3 раза за счет роста прибыли и инвестиций в уставные фонды, причем доля прибыли как источника формирования собственного капитала должна стать приоритетной. Рост объемов прибыли, в свою очередь, предполагается обеспечить за счет роста объемов проведения банковских операций, а также оптимизации банками структуры доходов и расходов.

Привлечению средств иностранных клиентов будут способствовать повышение инвестиционной привлекательности экономики страны через активизацию присвоения Республике Беларусь суверенного кредитного рейтинга и корпоративных рейтингов ведущим предприятиям и банкам, развитие фондового рынка, применение международных стандартов финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита предприятий. Привлечение депозитов субъектов хозяйствования и вкладов населения останется определяющим инструментом сбережений в условиях отсутствия альтернативных активов, находящихся в стадии развития. Будет формироваться система долгосрочных сбережений населения, включая создание специальных целевых фондов для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ. Увеличение объемов депозитов субъектов хозяйствования будет обеспечиваться за счет роста объема продаж и прибыли, снижения налоговой нагрузки на предприятия.

Рост ресурсной базы банков должен происходить с одновременной оптимизацией активов и пассивов, чему будет содействовать практика совершенствования пруденциальных требований и ограничений, а также мер надзорного реагирования по устранению возникающих нарушений. Этому способствует работа банков с проблемными активами и по снижению расходов на создание резервов, росту доходности активов, уменьшению недополученных доходов по просроченным процентам, снижение доли активов, не приносящих доход, при одновременном понижении уровня рисков по проводимым операциям.

Будут совершенствоваться процедуры по оценке реальных собственников банков, что способствует повышению прозрачности структуры собственности банков. Обеспечение стабильности функционирования банков зависит в значительной мере от системы управления рисками. В рамках решаемых задач, поставленных государством перед банковским сектором, прерогативой будет управление кредитным риском и риском ликвидности, а также координация управления ими. В рамках глобализации банковских процессов повышается значимость управления валютным, процентным, фондовым рисками.

Развитие банковского надзора ориентируется на дальнейшее внедрение международных стандартов, включая новые стандарты, определенные Базельским соглашением по капиталу «Базель-2». Основным направлением развития банковского надзора будет продолжение внедрения содержательного надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а именно:

· дальнейшая оптимизация пруденциальной отчетности, максимальное ее приближение к внутрибанковской управленческой отчетности, позволяющей осуществлять не только количественный, но и качественный анализ параметров рисков и качества управления ими;

· дальнейшее совершенствование системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках;

· повышение роли профессионального суждения специалистов Национального банка при оценке финансового состояния и перспектив функционирования банков;

· внедрение консолидированного надзора, повышение внимания к деятельности связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на деятельность, риски и финансовое состояние банков;

· внедрение надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов на основе консолидированной отчетности;

· повышение требований к прозрачности структуры собственности банков, выявление и оценка их реальных собственников;

· повышение требований к деловой репутации руководителей и крупных учредителей банков;

· установление требований к бизнес-планам создаваемых банков на стадии их открытия.

Так как в ближайшие годы банки сохранят роль наиболее крупных финансовых посредников будет обеспечен комплекс мер, направленных на расширение доступности кредитов экономике в целом.

На макроуровне денежно-кредитная политика должна способствовать снижению инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечению относительной стабильности белорусского рубля. Предприятия, в свою очередь, обязана обеспечить эффективное использование кредитных ресурсов.

Одним из направлений повышения уровня оказания услуг по кредитованию с целью снижения рисков является содействие банков предприятиям в разработке бизнес-планов их развития, реализуемых с кредитной поддержкой банков.

Развитие рынка розничных банковских услуг направлено на развитие потребительского кредитования совместно с предприятиями торговли; развитие и оптимизация филиальной сети, обслуживание через сеть мини-отделений, использование передвижных операционных касс, сокращение времени обслуживания клиентов с использованием в работе элементов принципа «одно окно» и др.

В республике создается интегрированная межбанковская система, объединяющая в себе системы информационного обеспечения в области банковских услуг и технологий на основе стандартизации и унификации. Развитие национальной платежной системы и безналичных расчетов осуществляется в соответствии с ключевыми принципами для системно значимых платежных систем, разработанных Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария). Получат дальнейшее развитие электронные платежные инструменты, продолжится работа по совершенствованию программно-технической инфраструктуры Программных средств межбанковских расчетов в соответствии с мировыми тенденциями использования современных информационных технологий, повышения производительности и пропуксной способности функциональных компонентов автоматизированной системы межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков.

Проводится работа по унификации базовых характеристик национальной платежной системы для ее интеграции с международными платежными системами и платежной системой Российской Федерации.

Развитие банковской системы Республики Беларусь исходя из Программы ее развития будет направлена на дальнейшее повышение роли банков в экономике страны с одновременным укреплением их устойчивости и ростом эффективности. При этом показатели национального банковского сектора будут приближаться к показателям банковских систем стран с развитой рыночной экономикой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое банковская система, ее виды?

2. Каковы цели и задачи центральных банков страны?

3. Каковы цели и задачи Национального банка РБ?

4. В чем особенность операций Национального банка РБ?

5. В чем содержание денежно-кредитной политики центрального банка?

6. Какие бывают инструменты денежно-кредитной политики?

7. В чем особенности деятельности коммерческого банка?

8. Какие источники средств используются банками для выполнения своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками?

9. Какие требования предъявляются к размеру и порядку формирования уставного фонда банка?

10. По каким причинам банку может быть отказано в регистрации?

11. Какие обособленные подразделения могут создаваться банками Республики Беларусь?

12. В чем заключаются особенности лицензирования банковской деятельности?

13. Каковы основные причины прекращения деятельности банков и формы их реорганизации?

14. Что понимается под банковской ликвидностью?

15.Какие нормативы ликвидности установлены Национальным банком для банков Республики Беларусь?

16. Каким органом осуществляется государственное регулирование деятельности банков в Республике Беларусь?

17. Что является основными целями регулирование деятельности банков?

18. Какие экономические нормативы безопасного функционирования установлены Национальным банком для банков Республики Беларусь?

19. Какие меры воздействия на банки вправе применять Национальный банк Республики Беларусь

20. Каковы перспективы развития банковской системы РБ?

Банковские проценты

Наши рекомендации