Тделка и оборудование судов
Для обеспечения условий жизнедеятельности людей на судне в судовых помещениях — жилых, общественных, медицинских и других типах обитаемых помещений выполняются работы по их отделке и оборудованию. Большинство помещений указанных групп располагается, как правило, в надстройках транспортных судов. Трудоёмкость работ по отделке и оборудованию помещений для этих судов составляет 5—9 % общей трудоёмкости их постройки.
Основными требованиями к элементам отделки и оборудования судовых помещений являются:
|
— негорючесть применяемых материалов, значительная часть которых являются неметаллическими;
— эксплуатационная надёжность в течение срока службы судна;
— экологическая безопасность;
— высокая межпроектная унификация элементов (из-за этого в последние годы в мировом судостроении применяются модульные методы отделки и оборудования судовых обитаемых помещений);
— высокая технологичность элементов отделки и оборудования в процессах их изготовления и последующего монтажа в судовых помещениях различных типов.
Отделкой судовых помещений называют комплекс работ, включающий декоративную зашивку изоляции бортов, переборок и подволоков помещений панелями или листами, установку отделочных профилей в местах соединения панелей зашивки, установку раструбов иллюминаторов и нанесение декоративного покрытия палуб.
Оборудованием судовых помещений называют комплекс работ по монтажу предметов их обстановки, обеспечивающих жизнедеятельность и отдых экипажа и пассажиров.
Размещение оборудования каюты показано на рис. 9, а. Оборудование судовых помещений многономенклатурно. Его классифицируют по назначению, роду материала, типу производства и характеру монтажа.
По назначению различают оборудование жилых и общественных помещений, санитарно-гигиенических и медицинских, оборудование пищеблока, оборудование служебных помещений и др. По роду материалов оборудование бывает металлическое, деревянное, пластмассовое и композитное. По типу производства различают оборудование помещений унифицированное и индивидуальное. По характеру монтажа в помещениях оборудование разделяют на несъёмное (стационарное) и съёмное.
До начала отделки и оборудования помещений на судне должны быть выполнены работы, включающие установку доизоляционных деталей крепления предметов оборудования (рис. 9, б), деталей крепления трубопроводов вентиляции, электротрасс и электрооборудования, приборов и т. п., проведены испытания на непроницаемость корпусных конструкций с установленными доизоляционными деталями; очищены и окрашены корпусные конструкции; выполнен монтаж изоляции конструкций, монтаж и испытания электротрасс, вентиляции, трубопроводов систем и т. п. элементов, подлежащих закрытию декоративной зашивкой.
При традиционном методе отделки и оборудования судовых помещений в качестве декоративной отделки поверхностей переборок и подволоков помещений применяют зашивку листами (листовую) и зашивку щитами (щитовую). Листовую зашивку выполняют листами из лёгких сплавов толщиной 0,6-1 мм слоистого пластика или фанеры, которые крепятся к несущему каркасу. Каркас представляет собой лёгкую рамную конструкцию для крепления зашивки поверхностей помещения — переборки или подволока. Отдельные секции каркаса изготавливают в цехе обычно из стальных угольников и затем устанавливают в судовом помещении, образуя поверхность для крепления зашивки. Листы зашивки крепят к каркасу винтами или заклепками.
При щитовой зашивке в цехе изготавливают из жёстких плиточных материалов отделочные щиты толщиной 22-50 мм и с декоративной отделкой поверхностей. Для них не требуется предварительно устанавливать в судовом помещении специальный несущий каркас, как для листовой зашивки, т. е. щиты являются самонесущими. Монтаж отделочных щитов к корпусным конструкциям в помещениях выполняется с помощью специальных профилей различных типов, привариваемых к этим конструкциям. Стыковые соединения смежных щитов выполняются с помощью различных крепежных элементов (винтовых, заклепочных и др.).
Монтаж каютных дверей в помещениях выполняют обычно до установки отделочных щитов. Раструбы одинарных или двойных иллюминаторов (металлические или пластмассовые) устанавливают по месту после монтажа элементов зашивки на всех поверхностях помещения.
Процесс монтажа предметов оборудования в помещениях включает выполнение ряда операций по сборке и креплению их к настилам, переборкам или бортам. Применяется ряд типовых узлов креплений оборудования к предварительно установленным изделиям для крепления этих предметов.
В зависимости от типа палуб судовых помещений (открытые или закрытые — внутренние палубы, тип помещения и др.) применяют различные виды палубных покрытий.
И з о л я ц и я с у д о в ы х п оме щ е н и й необходима для предотвращения проникновения огня (противопожарная изоляция), тепла (тепловая изоляция), шума (звуковая изоляция) и вибрации (вибродемпфирующие покрытия).
Тепловая изоляция на судах предназначена для снижения потока тепла через ограждающие конструкции. Цель её установки — создание нормальных условий обитаемости для команды и пассажиров, поддержание необходимого температурного режима для сохранения перевозимых грузов, предотвращение отпотевания поверхностей, ограничивающих помещения с различной температурой.
В зависимости от типа материала тепловая изоляция разделяется на плиточную (П), волокнистую (В), напыляемую (Н), заливочную (3), мастичную (М) и композитную (К).
В состав изоляционных конструкций входят изоляционные материалы, крепления материалов к конструкциям корпуса судна, гидрозащитные покрытия поверхности изоляции и её стыков, зашивка изоляции, каркас для крепления зашивки. Со стороны помещения все металлические поверхности корпуса судна и соединённые с ним металлические детали, являющиеся тепловыми мостиками, должны быть покрыты сплошным слоем изоляционного материала.
По конструктивно-технологическому исполнению различают прилегающую изоляцию, которая устанавливается непосредственно на изолируемую поверхность, и выносную изоляцию, которая находится на некотором расстоянии от изолируемой поверхности. Прилегающая изоляция может быть открытой (тип I) или закрытой зашивкой (тип II). Выносная изоляция (тип III), как правило, закрывается декоративной зашивкой (рис. 10).
|
Тип изоляции обозначается буквой, характеризующей её материал, и цифрой, показывающей конструктивно-технологическую группу. В настоящее время наиболее широкое применение получили следующие типы изоляции: плиточная П-I, П-II, П-III; волокнистая В-II, B-III; напыляемая Н-II; заливочная 3-II; мастичная M-I, M-II; композитная K-I, К-II.
Основной объем работ по монтажу тепловой изоляции на судне связан с изоляцией корпусных конструкций. На судах изолируют поверхности, омываемые воздухом и забортной водой, конструкции, разделяющие отапливаемые и неотапливаемые помещения, рефрижераторные трюмы и твиндеки, холодильные камеры, провизионные кладовые, котельные и вентиляционные шахты, тамбуры, крышки люков, наружные двери и др.
Одной из основных характеристик тепловой изоляции является её коэффициент теплопроводности. Расчётная толщина изоляции пропорциональна коэффициенту теплопроводности, поэтому выгодно применять тепловую изоляцию с минимальным коэффициентом теплопроводности, что позволяет увеличить полезный объём помещения. Хорошие теплоизоляционные свойства материалов достигаются за счёт наличия в них пор, заполненных воздухом. Однако все теплоизоляционные материалы обладают определённым влагопоглощением. При увлажнении вода вытесняет воздух из пор. Повышение влагосодержания резко увеличивает коэффициент теплопроводности и объёмную массу изоляции, способствует коррозии металла, находящегося под ней, и разрушению изоляции, сокращает сроки её службы. Чтобы предотвратить увлажнение, на поверхность теплоизоляционных материалов наносят гидрозащитное покрытие.
Изоляционные работы подразделяют на заготовительные и монтажные. Заготовительные работы выполняются в цехе и включают изготовление деталей плиточной изоляции, нанесение на них гидрозащитного покрытия, сборку узлов изоляции, приклеивание плиточной изоляции к панелям, приготовление мастичной изоляции, подготовку компонентов для напыляемой, заливочной и засыпной изоляции, приготовление клеев и гидрозащитных покрытий, изготовление деталей обрешетников и элементов зашивки и т. п.
Монтажные работы выполняются на судне и включают монтаж плиточной, волокнистой или мастичной изоляции, приготовление и нанесение напыляемой, заливочной или композитной изоляции, нанесение клеев и гидрозащитных покрытий, монтаж обрешетников и зашивки изоляции и др. Изоляционные работы на судне выполняют после установки всего доизоляционного насыщения в изолируемых помещениях и завершения в них сварочных работ, испытаний на непроницаемость корпусных конструкций и их окраски. Плиточная изоляция типов П-I и П-II крепится к изолируемым поверхностям при помощи различных клеев. Она состоит из плит 1 (рис. 11), деталей 2 изоляции набора, предварительно собранных в узлы на соединительных плоскостях 3 из ткани. При монтаже изоляции типа П-I тканью оклеивается вся поверхность изоляции.
Противопожарная изоляция — на огнезадерживающих конструкциях применяют специальные композиции — формованные плиты ФОВ (с вермикулитом) и ФОП (с перлитовым песком) или напыляемую негорючую композицию. Процесс монтажа противопожарной изоляции трудоёмкий, поскольку плиты ФОВ и ФОП очень непрочные, ломкие и такую изоляцию приходится наносить практически из отдельных небольших кусков.
При монтаже напыляемой изоляции для её крепления к конструкции требуется предварительно приварить на изолируемую поверхность армирующие проволочные шплинты. С помощью сжатого воздуха наносят специальную композицию, которая при выходе из сопла увлажняется водой. Увлажненная гидромасса набрызгивается на изолируемую поверхность и прилипает к ней. После нанесения изоляцию выравнивают и просушивают.
Звуковая изоляция предназначена для защиты судовых помещений от шума, возникающего при работе главных и вспомогательных механизмов, гребных винтов, различного оборудования и установок, а также вибрации корпусных конструкций.
Звукоизолирующие конструкции представляют собой обычные корпусные конструкции (палуба, платформа, переборка) с нанесёнными на них теплоизоляционным или вибропоглощающими материалами. Звукопоглощающие конструкции преобразуют механическую энергию звуковых волн в воздухе в любую иную (обычно тепловую) форму энергии. Для эффективной защиты судовых помещений от шума требуется совместное использование методов звукоизоляции и звукопоглощения.
Виброизоляция и вибропоглощение также относятся к области звуковой изоляции. Виброизоляция — ослабление передачи энергии вибрации через места соединения конструкций с помощью специальных амортизирующих узлов, вибропоглощение — преобразование механической энергии вибрации конструкций в любую иную форму (обычно в тепловую) с применением вибропоглощающих материалов, наносимых на теплоизоляционные пенопласта или непосредственно на поверхность изолируемой конструкции.
Заключение
Вопросы эстетического порядка, связанные с внешним видом судов, оборудованием и отделкой их помещений, возникают и решаются на всех этапах разработки проекта. Особое внимание к этим вопросам характерно для послевоенной практики мирового судостроения.
Стремление к улучшению внешнего вида судов диктуется прежде всего борьбой между отдельными судостроительными и судовладельческими фирмами за привлечение заказчиков и фрахтователей. Кроме того, существует мнение, что команда на красивых и удобных судах проявляет большую заботу о содержании их в должном порядке, что сокращает расходы на ремонт.
Внимание к качеству отечественной продукции, к международному престижу российского флота и забота об удобствах быта моряков требует создания судов современной архитектуры, с хорошей отделкой и удобным оборудованием помещений.
Литература
1. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник. – Л.: Судостроение, 1990.
2. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. - Л.: Судостроение, 1981.
3. Нечаев Ю.И., Царёв Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в специальность): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987.