Глава 22. финансирование судов республики беларусь. имущество судов

Статья 178. Финансирование судов Республики Беларусь

Статья 179. Имущество судов

РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения

В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:

вышестоящий суд - Верховный Суд Республики Беларусь по отношению к иному суду общей юрисдикции; областной (Минский городской) суд по отношению к районному (городскому) суду, специализированному суду соответствующей области (города Минска);

граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

квалификационные коллегии судей - Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска);

народный заседатель - лицо, привлекаемое в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к участию в деятельности суда по осуществлению правосудия;

нижестоящий суд - районный (городской) суд, специализированный суд по отношению к соответствующему областному (Минскому городскому) суду и Верховному Суду Республики Беларусь; областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь;

судебное постановление - заключение Конституционного Суда Республики Беларусь, а также приговор, решение, постановление, определение иных судов Республики Беларусь;

судья - лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном настоящим Кодексом порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе.

Статья 2. Судебная власть

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к участию в деятельности суда по осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Статья 3. Правовая основа судоустройства и статуса судей

Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные законодательные акты.

Статья 4. Единство судебной системы Республики Беларусь

Единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем:

установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом;

соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства;

признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу;

закрепления единства статуса судей;

финансирования судов из республиканского бюджета.

Статья 5. Судебная система Республики Беларусь

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.

Статья 6. Задачи судов Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Суды общей юрисдикции в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Статья 7. Законность при осуществлении правосудия

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ставит перед Верховным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Статья 8. Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия

Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Статья 9. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 10. Право граждан и организаций на судебную защиту

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.

глава 22. финансирование судов республики беларусь. имущество судов - student2.ru От редакции «Бизнес-Инфо» Об обеспечении права на судебную защиту и культуре судебной деятельности см. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2016 № 9.

Статья 11. Гласность при осуществлении правосудия

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 12. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в установленных законом случаях - единолично судьей.

Статья 13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах Республики Беларусь

Судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском и (или) русском языках.

Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные лица вправе на безвозмездной основе пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательством.

Статья 14. Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь исполняются в порядке, установленном законодательными актами.

Требования судьи, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательством, являются обязательными и подлежат исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Информация, истребуемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется на безвозмездной основе.

Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 15. Использование государственных символов Республики Беларусь

На зданиях Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции Республики Беларусь, в служебных кабинетах судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции Республики Беларусь, в помещениях заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, в залах судебных заседаний судов общей юрисдикции Республики Беларусь устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь.

Статья 16. Печатные издания судов Республики Беларусь

Суды Республики Беларусь вправе учреждать печатные издания в порядке, установленном законодательством.

Статья 17. Печать судов Республики Беларусь

Все суды Республики Беларусь имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Статья 18. Место нахождения Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь

Постоянным местом нахождения Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь является столица Республики Беларусь - город Минск.

Заседания Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь проводятся в месте их постоянного нахождения. Конституционный Суд Республики Беларусь и Верховный Суд Республики Беларусь могут провести заседание в ином месте, когда они сочтут это необходимым.

РАЗДЕЛ II
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 2
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 19. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен давать заключения и принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 20. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Статья 21. Порядок избрания судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Статья 22. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в случаях, установленных Конституцией Республики Беларусь, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь помимо компетенции, предусмотренной частями первой и второй настоящей статьи:

в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, - до подписания этих законов Президентом Республики Беларусь;

по предложениям Президента Республики Беларусь принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

по предложениям Президента Республики Беларусь проводит проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;

принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов) (далее - организация), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь таких предложений (далее - инициативные обращения). Инициативные обращения направляются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о конституционном судопроизводстве, законодательными актами, закрепляющими правовой статус Президента Республики Беларусь, органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, за исключением обращений, содержащих информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе высказывать позицию о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Беларусь в порядке осуществления конституционного судопроизводства, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 23. Порядок деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Порядок осуществления конституционного судопроизводства устанавливается законом.

Вопросы организации подготовки и проведения заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, обеспечения условий для осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь и его судьями своих полномочий, а также иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, порядок и формы участия Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, не урегулированные настоящим Кодексом и иными законодательными актами, регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, утверждаемым Конституционным Судом Республики Беларусь.

Статья 24. Заключения, решения и иные документы Конституционного Суда Республики Беларусь

По вопросам, указанным в частях первой и второй статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения.

По вопросам, указанным в части третьей статьи 22 настоящего Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь принимает решения.

По вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроизводства, Конституционный Суд Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь принимают определения.

Обращения Конституционного Суда Республики Беларусь к государственным органам, иным организациям, должностным лицам излагаются в форме запросов и представлений.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа.

Определения, запросы и представления Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Статья 25. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь:

организует деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь;

председательствует в заседаниях Конституционного Суда Республики Беларусь, а также выносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением заключений и решений Конституционного Суда Республики Беларусь;

осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

утверждает в пределах установленной численности работников структуру Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь и штатное расписание Конституционного Суда Республики Беларусь;

вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь представления по вопросу назначения (избрания) судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, иные организации, должностным лицам предложения о совершенствовании законодательства, а также об устранении нарушений законодательства;

представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц (далее - личный прием), организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по личному приему и рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь:

осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;

руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

организует работу по повышению квалификации работников Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;

ведет личный прием;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 27. Научно-консультационный совет при Конституционном Суде Республики Беларусь

При Конституционном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается Конституционным Судом Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 28. Система судов общей юрисдикции

Систему судов общей юрисдикции составляют:

районные (городские) суды;

областные (Минский городской) суды, экономические суды областей (города Минска);

Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды.

Статья 29. Образование, реорганизация и ликвидация районного (городского), специализированного судов

Районный (городской), специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Районный (городской), специализированный суды образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Статья 30. Состав районного (городского), специализированного судов

Районный (городской), специализированный суды состоят из судей, в том числе председателя суда.

При наличии десяти и более судей в составе районного (городского) суда судьи такого суда специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, иных категорий дел в порядке, предусмотренном Верховным Судом Республики Беларусь. Судьи иного районного (городского) суда могут специализироваться на рассмотрении гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Количественный состав судей районного (городского), специализированного судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

В состав районного (городского), специализированного судов могут вводиться должности заместителей председателя суда. Количество заместителей председателей районного (городского), специализированного судов определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 31. Компетенция районного (городского), специализированного судов

Районный (городской) суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об административных правонарушениях;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 32. Председатели районного (городского), специализированного судов

Председатели районного (городского), специализированного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатели районного (городского), специализированного судов являются судьями соответствующего суда.

Председатели районного (городского), специализированного судов:

руководят деятельностью соответствующего суда;

председательствуют в судебных заседаниях;

назначают судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

распределяют обязанности между судьями;

ходатайствуют перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;

организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

руководят работой аппарата соответствующего суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

информируют Президиум Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности соответствующего суда;

ведут личный прием, организуют работу соответствующего суда по личному приему и рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

издают приказы по вопросам, относящимся к их компетенции, не связанным с судопроизводством;

представляют соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя районного (городского) суда или специализированного суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности заместителя председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.

Статья 33. Заместители председателей районного (городского), специализированного судов

Заместители председателей районного (городского), специализированного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместители председателей районного (городского), специализированного судов являются судьями соответствующего суда.

Заместители председателей районного (городского), специализированного судов осуществляют полномочия председателей соответствующих судов в их отсутствие или при невозможности исполнения ими своих обязанностей.

Заместители председателей районного (городского), специализированного судов осуществляют иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей и законодательными актами.

Статья 34. Областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска)

В каждой области Республики Беларусь действуют областной суд и экономический суд области, а в городе Минске - Минский городской суд и экономический суд города Минска.

Статья 35. Состав областного (Минского городского) суда

Областной (Минский городской) суд состоит из судей областного (Минского городского) суда, в том числе председателя областного (Минского городского) суда, первого заместителя и заместителей председателя областного (Минского городского) суда.

В областном (Минском городском) суде образуются:

президиум суда;

судебная коллегия по гражданским делам;

судебная коллегия по уголовным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в областном (Минском городском) суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей областного (Минского городского) суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Количество заместителей председателя областного (Минского городского) суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 36. Состав экономического суда области (города Минска)

Экономический суд области (города Минска) состоит из судей экономического суда области (города Минска), в том числе председателя экономического суда области (города Минска) и заместителей председателя экономического суда области (города Минска).

В экономическом суде области (города Минска) образуются:

судебная к

Наши рекомендации