Краткая характеристика флота судоходных компаний
Название компаний | Тип судна | Коли- чест-во, ед | Чистая грузо-подъём- ность, т | Киповая вмести-мость, м3 | Эксплуата-ционная скорость, уз | |
"TTS" | сухогрузное 2х палубное | 15,3 | ||||
сухогрузное многоцелевое | ||||||
"LOT" | сухогрузное универсальное | 16,5 | ||||
сухогрузное многоцелевое | 17,3 | |||||
"NIK" | сухогрузное однопалубное | 14,5 | ||||
"BOSS" | сухогрузное многоцелевое | 17,7 | ||||
Решение
1. Для определения целесообразности использования судов, методом Экспертной оценки, определяются и характеристики судов целесообразные к рассмотрению для перевозок 300.0 тыс. т. грузов из Европы (Континент) на Индию. Расстояние перевозок составляет около 5000 тыс. миль, исходя из этого можно поставить под сомнение целесообразность использования малотоннажных судов компании «NIK», и в дальнейшем их не рассматривать.
2. Определяется сколько рейсов (судоотходов) необходимо выполнить флотом каждой компании для перевозки заданного объёма груза.
где: åQ - объём грузопотока ( 300 тыс. т )
Qi - количество груза, которое может быть перевезено судами i-ой компании за один судоотход.
Qi=Q1+Q2+…+Qn
где Q1, Q2…Qn - количество груза перевозимое каждым из судов компании за один рейс.
где W - киповая вместимость судна, м3
U - средний удельно-погрузочный объём груза (u = 1.8 м3/т)
Например: для компании “TTS”:
Q1 и Q2
но чистая грузоподъёмность судна 10700 т, по этому для дальнейших расчётов принимается количество груза, принимаемое к перевозке : Q31=10700 т
QTTS= Q1+Q2+Q13=11444+11444+10700=33588 т
NTTS= =9 рейсов
(т.е. каждое из судов должно выполнить по 9 судоотходов, или рейсов с этим грузом)
Аналогично расчет выполняется по другим компаниям и определяется какая из них быстрее доставит груз по назначению.
Исходя из того, что чем больше рейсов, тем больше расходов на топливо, портовые сборы, сборы за проход каналами и т.п. Необходимо сделать вывод, у какой компании есть преимущество по данному сравнительному фактору.
3. Учитывая величины фрахтовых ставок и скидок к ним, которые предложены судоходными компаниями, определяются общие затраты за морскую перевозку грузов.
åRм=åQ∙fм∙К
где: f – Фрахтовая ставка, $/т
к – скидка к фрахтовой ставке, %
Например для компании “TTS”:
Скидка к фрахтовой ставке – 10%, т.е. 23$×10%=2.3$/т
åRмTTS=300000×(23-23×10/100)=6210000 $
Аналогичные расчёты выполняются по другим компаниям и определяется, у какой кампании будет меньшая цена за перевозку груза.
4. Анализируя финансовое состояние компаний и делается вывод, какая из них наиболее финансово устойчивая и обеспеченна финансовыми ресурсами.
Следует уделить особое внимание обеспечению покрытия непредвиденных расходов в процессе транспортировки (например, арест судов за несвоевременное покрытие рейсовых расходов судна), что значительно снижает риск возможных убытков.
Например: для компании ”TTS”
- Дебиторская задолженность, т.е. кто должен вернуть долги компании ”TTS” ,составляет 86.0 тыс. грн.
- Кредиторская задолженность, т.е. кому должна компания ”TTS”, составляет 147.0 тыс. грн.
Таким образом, кредиторская задолженность больше дебиторской задолженности, на: 147.0-86.0=61 тыс. грн., т.е. ”TTS” остаётся в долгах. Однако наличие собственных средств компании в сумме 280.0 тыс. грн. Достаточно для того, что бы погасить всю кредиторскую задолженность, даже если дебиторы не выполнят свои обязательства и не вернут долги компании ”TTS”.
Аналогично проводится оценка финансового состояния других компаний и делается вывод о том, какая из них находится в лучшем, либо худшем состоянии, и каковы возможности обеспечить защиту своих экономических интересов, если возникнут непредвиденные обстоятельства.
5. Одним из факторов, влияющих на безопасную перевозку груза, возраст судна. Чем судно новее, тем риск его повреждений меньше, а следовательно и большая гарантия обеспечения безопасности мореплавания.
Для ответа на вопрос, суда какой компании более «молодые», а значит и более надежными конкурентно способные и менее рискованные, с точки зрения безопасности мореплавания и сохранности груза, определяется процент износа I основных производственных фондов (ОПФ)
Например: для компании ”TTS”:
Аналогичный расчёт производится по другим компаниям, и делается вывод, у какой компании меньше износ ОПФ – т.е. ”моложе” суда.
Выполнив сравнительный анализ полученных результатов экспертных оценок и расчётов необходимо сделать свои выводы о том какая из судоходных компаний более приемлемая для участия в логистической системе транспортировки заданного объёма грузов.
Список литературы
1. Винников В.В. Быкова Е.Д. Винников С.В. Логистика на водном транспорте. Учебное пособие. 2004 г.
2. Быкова Е.Д. Справочные таблицы по экономическим расчетам и логистике на морском транспорте. 2003 г.