Основные характеристики тары
Для обеспечения сохранности грузов в процессе транспортировки, ускорения перегрузочных операций, улучшения использования транспортных средств производится их упаковка в транспортную тару.
Транспортной тарой называются изделия из различных материалов (дерева, картона, металла, полимерных материалов и др.), предназначенные для упаковки грузов с целью их сохранности.
На груз в процессе погрузки, выгрузки, перевозки и хранения оказывают влияние три основные группы внешних воздействий: механические (удары, толчки, вибрация, нагрузка, трение), климатические (атмосферные осадки, влажность воздуха, солнечная радиация, изменение температуры, ветер) и биологические (микроорганизмы, насекомые, грызуны).
С учетом этих воздействий и свойств груза к таре предъявляют определенные требования: она должна быть достаточно прочной (выдерживать динамическую и статическую нагрузку при укладке груза в несколько ярусов), обладать инертностью (не вступать в реакцию взаимодействия с упакованным веществом); быть плотной (во избежание потерь груза), обеспечивать сохранение товарного вида упакованного груза. Кроме того, тара должна быть удобной для перегрузочных и складских работ, максимального использования транспортных и перегрузочных средств, а также иметь аккуратный внешний вид, быть портативной, легкой и экономичной.
Качество тары характеризуется коэффициентами:
коэффициент собственной массы, равным отношению массы нетто тары (кг) к ее внутреннему объему (дм3):
β = qt / Wt , кг/дм3 (6.1)
коэффициент собственного объема, равным отношению разности внешнего объема тары и ее внутреннего объема к ее внутреннему объему:
а = W'T – WT
WT (6.2)
где
W'T — внешний объем тары, дм3;
WT – внутренний объем тары, дм3.
При упаковке применяют различные упаковочные и вспомогательные материалы, которые предохраняют товары, уложенные в транспортную тару, от попадания влаги и пыли, от просыпания, а также обеспечивают плотную укладку, крепление и амортизацию товаров в таре. К таким материалам относятся древесина, стружка, картон, бумага, войлок, резина, пластики, вата, ткани, пенопласт, губчатые изделия, пневматические амортизирующие подушки и др.
Таким образом, сохранность товаров в значительной степени зависит от правильности выбора внутренней тары, упаковочных материалов, внешней тары, а также способа крепления изделий в транспортной таре.
За прочность изготовления тары, расположение и устойчивость груза внутри ее несет ответственность несет отправитель.
При установлении требований, предъявляемых к таре, сталкиваются интересы отправителей и транспортников. Отправитель не заинтересован в больших дополнительных затратах на изготовление внешней тары. На транспорт же нельзя принимать груз в таре, не обеспечивающей сохранность груза и удобства при перевозке. Поэтому качество тары и упаковки регламентируется государственными стандартами или техническими условиями (ТУ), в которых указаны вид, размеры и характеристика тары для данного груза, максимальная масса и объем одного грузового места, технические требования, способ упаковки и закрепления груза внутри тары, маркировка, условия транспортирования и хранения.
Проекты стандартов на тару разрабатывают соответствующие транспортные организации и научно-исследовательские институты. После согласования с федеральными исполнительными органами на транспорте их утверждает государственная комиссия.
Утвержденные стандарты для удобства пользования ими опубликованы в справочнике «Тара и упаковка грузов», изданном Российскими железными дорогами (РЖД). Этот справочник рекомендован также Федеральным агентством морского и речного транспорта в качестве руководства по упаковке и затариванию груза.
Затраты на изготовление тары очень велики - в среднем около 1/6 стоимости всех упакованных товаров. Ежегодно в нашей стране затраты на тару превышают 10 млрд. руб. Только для изготовления жесткой тары ежегодно расходуют около 27 млн. м3 деловой древесины.
Работники транспорта при приеме груза к перевозке в первую очередь имеют дело с его упаковкой, а не с содержанием, поэтому им важно знать виды тары и требования, предъявляемые к ней.
ВИДЫ ТАРЫ
Тару в зависимости от свойств и особенностей товара классифицируют по различным признакам:
материалу изготовления — металлическая, деревянная, стеклянная, синтетическая, текстильная, картонная, бумажная;
прочности и жесткости — жесткая, полужесткая, мягкая.
Жесткую тару изготовляют из твердых материалов. Она сохраняет свою форму при сжатиях в процессе транспортирования.
Полужесткая тара, изготовляемая из некоторых сортов пластмасс, полимерных материалов, картона и бумаги, сохраняет свою форму в порожнем состоянии, не подвергаясь сжатию.
Мягкая тара, форма — ящики, бочки, барабаны, баллоны, фляги, бутыли, решетки, корзины, мешки, кипы, тюки и др.; изготовляемая из ткани, пленок, бумаги, легко деформируется.
У ящика, кроме дна, стенок и крышки, имеются планки, раскосы, ручки, металлическая лента. Изготовляют ящики преимущественно из древесины хвойных и мягких лиственных пород с соблюдением требований стандартов.
Кроме того, действует много стандартов на тару для упаковки определенной продукции, имеющей специфические особенности. Например, для сливочного масла ящики изготовляют из чисто оструганных с обеих сторон досок, собранных в четверть или шпунт. Для грузов, требующих свободного доступа воздуха, ящики изготовляют с просветами между досками. В ящиках, предназначенных для перевозки бутылок, должны быть специальные гнезда.
Ящики различаются размерами, плотностью расположения, шириной и толщиной досок, числом укрепляющих планок, раскосов, металлических лент и угольников. Толщина боковых стенок, дна и крышки ящика в зависимости от объема и массы груза находится в пределах 6…22 мм; у торцевых стенок она в 1,5…2 раза больше. Ширина досок должна быть не менее 40 мм. Влажность древесины не должна превышать 20 % абсолютной. Металлической лентой ящик обтягивают по концам досок днища, боковых стенок и крышки и прибивают ее к каждой доске, а концы соединяют внахлестку или скрепляют в замок, обеспечивающий прочное соединение.
Дощатые ящики бывают малых размеров (для грузов массой до 500 кг) и крупных (для грузов массой до 20 тыс. кг); последние имеют более прочную конструкцию. Применяют ящики для упаковки разнообразных продовольственных и промышленных товаров.
В фанерных ящиках перевозят обычно грузы небольшой объемной массы — кондитерские изделия, пищевые концентраты, табак и табачные изделия, спички, трикотаж, обувь и др. Уголки ящиков сшивают металлическими контрольными лентами.
В последние годы широко распространены картонные ящики для перевозки консервов в стеклянных и жестяных банках, сыров, яиц, колбасных изделий, мороженой рыбы и рыбопродуктов, сахара-рафинада, продукции в тубах, резиновой обуви, электроламп, телевизоров и других грузов. Такие ящики должны быть без трещин на перегибах, аккуратно сшиты и оклеены бумажной или синтетической лентой.
В деревянных бочках перевозят рыбу, соления, вина, пиво, растительные масла, сухие краски, в металлических бочках и бидонах — масла, нефтепродукты, жидкие краски, лаки, спирт, щелочи и др.
Бутыли вместимостью до 40 л являются тарой для перевозки жидких химикатов, едких веществ, кислот, спирта, пищевых жиров и др. В целях безопасности бутыли помещают в корзины или ящики-обрешетки, выложенные внутри упаковочными материалами.
В барабанах перевозят сухие и густотертые краски, известь, гудрон, сушеные овощи, лаки, ядовитые вещества и др.
В кипы прессуют хлопок, шерсть, вату, пеньку, сено, ветошь и др. Они могут быть обшитыми (тканью, мешковиной, рогожей) или не обшитыми, с обручами проволочными или из металлических лент. Максимальная масса кипы 250 кг.
В тюки упаковывают штучные грузы, которые нельзя прессовать: шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры, меха, кожи, лоскуты и др. Их обшивают материалом или перевязывают канатом.
Мешки делят на тканевые и бумажные. Тканевые мешки изготовляют из хлопка, льна, джута. Мешки, бывшие в употреблении, в зависимости от качества разделяют на шесть категорий. В тканевых мешках перевозят зерно, муку, крупы, отруби, сушеные фрукты, сахар и др. Более ценные грузы (сахар, муку) упаковывают в новые или бывшие в употреблении мешки категорий I и II. Мешки должны быть чистыми, сухими, без посторонних запахов, не зараженными амбарными вредителями. Максимальная масса одного мешка 80 кг. Во время транспортирования необходимо предохранять мешки от порчи и загрязнения.
Бумажные мешки изготовляют из плотной специальной бумаги, не пропитанной или пропитанной специальным влагозащитным веществом. Мешок состоит из 4…6 слоев бумаги, склеенных или прошитых по краям машинной строчкой. Применяют такие мешки для упаковки цемента, минеральных удобрений, сухих химикатов и красителей, некоторых пищевых продуктов.
В целях повышения эффективности использования тары проводят систематическую работу по созданию новых видов тары, внедрению новых материалов. Так, все шире применяют конструкции тары, которые легко разбираются и складываются, что обеспечивает компактность, сохранность и экономичность при возврате порожней тары поставщикам. В результате достигается многократная оборачиваемость, а, следовательно, экономия средств. Новые материалы для изготовления тары поставляет в основном химическая промышленность. Наиболее распространены пластмассы, которые обладают прочностью, легкостью и коррозионной устойчивостью. Из полиэтилена изготовляют баки, бочки, барабаны, фляги, ящики и контейнеры для перевозки продуктов. В качестве упаковочных изолирующих материалов используют полимерные пленки.