Тара и тарные операции в ТТП. Классификация основных видов тары. Унификация и стандартизация тары. Тара-оборудование

Упаковка— средство или комплекс средств, обеспечи­вающих защиту продукции от повреждений и потерь, ок­ружающей среды от загрязнений. Тараявляется элементом упаковки, пред­ставляющим собой изделие для размещения продукции.

Назначение: для защиты тов.от внеш.ср.; для защиты ср.от внеш.воздействий тов.; обеспечение сохранности количества и качества; придание тов.необходим.мобильности; создание благоприят.условий для приемки по кол-ву и кач-ву.

Виды: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, балло­ны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.

Требования: технические (матери­ал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров, тара должна быть прочной и обеспечивать сохранность то­варов при перевозке и хранении), эк. (тара должна быть недорогой в изготовлении, портатив­ной и удобной для транспортировани), эстетические (тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей).

Классификация:

По функциям: транспортная (внешняя) применяется для транс­портирования и хранения товаров (ящики, бочки, мешки); цеховая предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конст­рукции); потребительская (внутренняя) поступает к потре­бителю с продукцией и не представляет собой самостоятель­ной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, туб, банок и т. п.), как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление должно не­сти большую рекламную и информационную нагрузку; тара-оборудование— это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

По назначению: универсальная - может быть использована для затаривания различных товаров, спе­циализированная — только для опреде­ленных товаров.

По принадлежности: общего пользования может применяться различ­ными предприятиями и организациями; ин­дивидуального пользования - ин­вентарная тара, изготовляемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торго­вые предприятия. Она является собственностью предпри­ятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

По кратности использования: Многооборотная - для мно­гократного использования при поставках продукции (ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара); возвратная - тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать по­вторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке. Разовая - предназначена для однократного использования при поставках продукции (коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации).

По материалу изготовления: деревянную, картонную, бумажную, тек­стильную, металлическую, стеклянную, керамическую, по­лимерную и комбинированную.

По конструкции: разборную, неразборную, складную, разборно-складную, со съемными деталями.

По методам изготовления: литую, штам­пованную, бондарную, клееную тару и тару, изготовлен­ную литьем под давлением.

В зависимости от устойчивости к внешним механиче­ским воздействиям: жесткую (де­ревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная та­ра), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т. п.).

По готовности к использованию: мешки 1 кат. – не прелые, без заплат и штопок; мешки 2 кат. – имеют не более 3 заплат и штопок; мешки 3 кат. – не более 5 заплат и штопок.

Унификация тары— процесс приведения всего много­образия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарными группами. Она осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, средств механи­зации погрузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения. Модулем унификации для транспортной тары принят размер 600x400 мм.

Стандартизация тары - установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения материа­лов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса, ус­тановление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.

Различают две группы стандартов на тару: нормативные стандарты, в которых сформулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, мето­ды испытаний; предметные стан­дарты для конкретных видов продукции (товара). В них приведены наименование и назначение тары, типы и особенности ее конструкции, технические требова­ния и т. д.

Маркировка тары – текст, услов.обозначения, знаки и рис.на упак-ке и/или продукции для упрощения погрузки-разгрузки, транспортировки и хранения. Виды маркировки: товарная (наименование тов., завод.марка, сорт, название завода-изготовителя, №партии и заказа, логотип предприятия и контакт.инф-ция, дата упак-ки продукции, штрих-код, знаки сертификатов по ISO-2000); транспортная (инф-ция об отправителе и получателе, способах обращения с упак-кой при транспортировании и хранении; несет в себе дробный знак напр. 500/20 = 345584, где 500-порядковый № отправки, 20-число мест в отправке, 345584-№товарно-транпорт.накладной); специальная – спец.маркировоч.знаки.

Тара-оборудование – унифицированный товароноситель, предназначенный для хранения, укладки, транспортировки, доставки и продажи тов.

Наши рекомендации