Показатели сбытовой логистики

Товар - это предмет или действие, обладающее полезными потребительскими свойствами и предназначенное для продажи.

Товародвижение заключается в сочетании экономических и физических процессов перехода товара из сферы производства в сферу обращения.

Звенность - число переходов товара от одного владельца к другому.

Складская звенность - число перевозок товара от одного склада к другому.

Товарооборот (ТО) - процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. Товарооборот измеряется в стоимостных и натуральных единицах.

Валовый товарооборот - сумма всех продаж товара на пути от производителя к потребителю.

Чистый товарооборот - освобожденный от повторного счета (от перепродаж) = конечной продаже товара.

Коэффициент звенности:

Кзв= Валовый ТО / Чистый ТО

Средний коэффициент звенности (перепродаж) для розничной торговли:

Кзв= (Валовый ТО + запас)/(Чистый ТО+ запас)

Равномерность поставки - характеризует поступление товара равными частями в равные промежутки времени.

Ритмичность поставки - соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом с учетом сезонных и циклических особенностей производства или потребления. Степень ритмичности поставки показывает соответствие установленным срокам поставки. Обратная величина - число периодов поставки.

Уровень каналов товародвижения - количество торговых посредников, принимающих на себя права собственности на товар.

Товарный запас и товарооборачиваемость в логистики является задачей с двумя целями:

- удовлетворить нужды потребителя

- принести прибыль производителю

Пока товар не продан, он является запасом. Конечная цель ТМЗ - быть проданным. Поэтому покупатель и продавец стремятся к тому, чтобы товарный запас как можно быстрей прошел по каналам на рынок. Запас не приносит владельцу никаких выгод, кроме затрат на хранение. Оптимальный товарный запас прочно связан с конъюнктурой рынка. Но существуют искусственно сформированные товарные запасы (придерживание товара, монополия).

Товарооборачиваемость - понятие, усредняющее кругооборот товарной массы, который представляет собой законченный процесс. Процесс вовлечения товара в сферу обращения, конечная цель - передача товара в сферу потребления. На товарооборачиваемость влияют:

- соотношение спроса и предложения

- потребительские свойства товара

- сложность ассортимента товара

- организация завоза товара в разные точки потребления

- географические особенности

Показатели товарооборачиваемости:

- объем товарного запаса, который выражен в количественном или стоимостном величине

- резервный товарный запас

- минимальный уровень товарного запаса

- максимальный уровень товарного запаса

- структура товарного запаса (определяется поступлениями из всех источников)

Уровень товарного запаса - средний товарный запас за период времени

З месяц =(З нач + Зкон )/2 - средний запас за месяц

Зквартал=(З123)/3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)

Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни месяца, и берется их среднее. Запасоемкость - устраняет влияние факторов размерности торговой организации и предназначен для сравнения уровней запасов разных организаций. При этом делается предположение, что размер запаса находится в прямой зависимости от товарооборота.

Обеспеченность товарооборота товарным запасом - отражает число дней торговли, на которое хватает товарного запаса.

Зобесп i=Зк i /mi ;

где Зк i - конечный товарный запас, mi - однодневный товарный запас i-го товара.

Характеристики процесса товарооборачиваемости:

- скорость обращения (количество оборотов товарной массы в единицу времени). Скорость зависит от продолжительности исследуемого периода.

- время обращения. Время одного оборота характеризует количество дней, в течении которых товар находится в форме запаса (которое проходит с момента поступления товара в сферу обращения до его продажи).

Оптимальный размер товарного запаса может быть найден как простейшим способом расчета (нахождение среднего значения), так и такими методами как:

- опытно-статистический (основывается на статистической отчетности о товарном запасе и дальнейшем его анализе)

- метод экспертных оценок, основан на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития

- расчетно-экономический метод. Сущность в том, что объем товарного запаса разбивается на составные сегменты и оптимизация проводится по формуле:

Ni=ai+bi+1/2ci+di

ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара

bi - рабочий запас i-го товара

1/2ci - половина текущего запаса

di - страховой запас i-го товара

N=SNi - общий оптимальный запас

Наиболее применяемый - экономико-математический метод экстраполяции, заключается в перенесении темпов, которые сложились в настоящем и прошлом на будущее.

Формула Уилсона:

Показатели сбытовой логистики - student2.ru

R - размер покупательского спроса

С1 - (определяется по оптимальному рынку товара) считаются все статьи издержек, кроме транспортных. В розничной торговле С1 - затраты на хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников, % за кредит, порча товара, страховой запас и т.д. Для отдельной фирмы - все что куплено но не продано - весь товарный запас.

С2 - все затраты на транспортировку

Методы оптимизации товародвижения. Для решения задач оптимизации необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов. Оптимизация может производиться по следующим критериям:

- Прибыль. Этот критерий дает количественную оценку деятельности фирмы, связанной со всем комплексом операций товародвижения.

- Минимизация затрат обращения и товародвижения.

- Возможным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия:

- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя)

- экономическое объединение производства и сбыта

- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса. Возникает ряд проблем - предприятие должно решить, в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или на рынке сбыта.

Выбор схемы товародвижения зависит от целей оптимизации, поставленных предприятием; минимальные сроки поставки или максимальный уровень сервиса, максимальные прибыли, минимальные издержки.

Наши рекомендации