Организация технологических процессов на складах. Эффективность логистики складирования и технико-экономические показатели работы склада.

Технологический процесс на складе- это совокупность последовательно выполняемых операций, связанный с подготовкой к приемке и приемкой грузов, размещение их на хранение и хранением, подготовкой к отпуску и отпуском грузов.

Основные части технологического процесса: 1)поступление грузов (разгрузка ТС, приемка грузов по количеству, приемка грузов по качеству);2)хранение грузов (размещение на хранение, укладка на хранение, создание оптимальных режимов хранения); 3)отпуск грузов со склада (оформление отпуска грузов, отборка, подготовка к отпуску, отправка получателю).

Принципы построения технологического процесса на складе: 1)обеспечение сохранности качества и количества товаров; 2)планомерность; 3)равномерность и непрерывность; 4)рациональная организация материального потока; 5)максимально возможная механизация и автоматизация;6)эффективное использование площади склада; 7)разделение и кооперация труда; 8) ускорение оборачиваемости и снижение расходов на реализацию.

Для обеспечения эффективной работы склад делят на несколько зон – зона хранения (полезная площадь, проезды, проходы м/ду оборудованием, противопожарные разрывы); зона сортировки и комплектования (приемка, сортировка, комплектация и упаковка, маркировка отобранных грузов, перемещение их в зону погрузки); 3)зона экспедирования (учет получаемых/отправляемых грузов, составление транспортно-сопроводительной документации).

При размещении товаров нужно исходить из частоты заказов ( с высокой частотой размещать в горячей зоне (вблизи от зоны погрузки), со средней – в теплой (посередине склада), с низкой в холодной (вдали от зоны погрузки). При этом товары с ограниченным сроком годности необходимо хранить отдельно, особенно если склад небольшой и неавтоматизирован.

Основные показатели эффективности функционирования склада:

1)Грузооборот склада(Г),тонн Г=Т0 (товарооборот за период)/Сср (средняя стоимость переработки 1тонны груза)

2)Себестоимость переработки 1тонны груза (С), р./тонн С=Рз (сумма эксплуатационных расходов за год)/Г (грузооборот)

3)коэффициент использования складской площади (Ks) Ks= Sп(площадь полезная)/Sобщ ( площадь общая) – этот коэффициент всегда меньше 1.

4)оборот склада (По)=Е (емкость стеллажа)/tхрср ( среднее время хранения грузов на склад)

5)пропускная способность склада Пскл=Е(вместимость склада (общая площадь склада*нагрузку на 1м2*коэффициент использования общей площади склада)/tсрхр(среднее время хранения грузов на складе)

6) уровень механизации складских работ (У)= количество механизированных процессов/общее кол-во процессов

7)оборачиваемость склада=количество прдукции, отгруженной за период Т/общее кол-во продукции, которое можно разместить на складе.

Основная часть функционирующих складов в РБ – класса С (старые постройки в 2-4 этажа с грузовым лифтом, имеющие авто- и ж/д рампу). И D (подвалы, ангары, неотапливаемые, старые производственные помещения). Эти склады функционирую неэффективно (Кs=0,52, в США – 0,92).

Уровень механизации и автоматизации достаточно высок, однако для механизации и автоматизации используются машины с высоким процентом износа. Обеспеченность РБ современными складами мала. Наибольшим спросом пользуются небольшие складские помещения. Основным направлением повышения уровня технического оснащения складской инфраструктуры в РБ явл. реконструкция складов, что требует больших инвестиций. Повышение эффективности использования складов в РБ возможно за счет обновления средств механизации и автоматизации, улучшение использования складских площадей за счет привлечения дополнительных товаропотоков.

31. Транспортно-логистические центры. Характеристика, классификация, требования к оснащению и обслуживанию.

Логистические центры – это рыночные предприятия, осуществляющие координацию логистического (складского и транспортного) обслуживания и информационного обеспечения, а также их контроль.

Классификация транспортно-логистических центров (ТЛЦ):

-общего пользования– тлц, обеспечивающий оказание транспортно-логистических услуг участникам логистической деятельности независимо от их ведомственной принадлежности.
-ведомственные - тлц, созданные республиканскими органами государственного управления, прежде всего Минтрансом, Государственным таможенным комитетом, Белкоопсоюзом и др.
-территориальные - предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиентов и осуществления транспортно-экспедиционных услуг (подготовка груза к перевозке, погрузка (выгрузка),организация перевозки груза, оформление перевозочных, грузосопроводительных документов, страхование груза).
-региональные тлц- обслуживают клиентов во всем регионе (разработка и внедрение автоматизированных систем управления грузовыми потоками, исследование рынка транспортно-экспедиционных услуг).

Требования к техническому оснащению тлц и к оказанию транспортно-экспедиционных услуг установлены в СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию». Данный стандарт, распространяется на проектируемые тлц, а также на существующие грузовые терминалы, на базе которых создаются тлц.
К основным характеристикам технического оснащения тлц относятся:
-наличие автоматизированных систем складского учета товарно-материальных ценностей;
-возможность многоярусного стеллажного хранения грузов;
-наличие современных средств механизации;
-наличие подъездных путей одного или нескольких видов транспорта;
-наличие крытых складских помещений;
-наличие помещений для административно-делового центра.

На территории тлц могут располагаться, склады временного хранения, склады общего пользования, автозаправочные станции, автомойки, объекты оптовой и розничной торговли

Минимальные значения дополнительных характеристик технического оснащения тлц: *площадь территории 10 га; *площадь крытых складских помещений 5000 м2; *площадь открытых складских помещений 10000 м2; *суммарная вместимость склада 10000 т

Наши рекомендации