Тема 5. транспортная логистика
Литература 2, 3, 4, 6, 9, 11, 15, 16, 17, 18, 20, 22,23, 24, 25,
26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 37
Основные виды транспорта и их характеристика
Транспорт по назначению делится на две большие группы: 1) транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население; 2) транспорт специального пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также принадлежащий нетранспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Транспортная логистика решает задачи, связанные с транспортом общего пользования:
- выбор вида транспортных средств;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- координация транспортных процессов на различных видах транспорта;
- определение рациональных маршрутов доставки.
При выборе транспортных средств во внимание принимают следующие факторы (табл. 5.1): 1) надежность соблюдения графика доставки; 2) время доставки; 3) стоимость перевозки; 4) способность перевозить различные грузы; 5) частота отправки груза; 6) способность доставить груз в любую точку территории.
Таблица 5.1
Факторы, определяющие выбор транспорта.
Вид транспорта | Факторы, определяющие выбор транспорта | |||||
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Одним из важных факторов, определяющих выбор транспорта, является стоимость перевозки, рассчитываемая на основе тарифов.
Системы тарифов для различных видов транспорта:
I. Железнодорожный транспорт.
- общие;
- исключительные могут быть повышенными или пониженными; цель – регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья (угля, руды и т.д.), снизить неравномерность перевозок;
- льготные, применяются при перевозке грузов для отдельных целей, а также для самих железных дорог;
- местные, устанавливают начальники железных дорог в пределах их компетенции.
Факторы, определяющие плату при перевозке по железной дороге:
1) вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная – весом до 25 т и V до 1/2 вагона и мелкая – вес до 10 т и V 1/3 вместимости вагона);
2) скорость перевозки (грузовая, большая или пассажирская);
3) расстояние;
4) тип вагона (универсальный или специализированный; крытый, полувагон, цистерна или платформа);
5) принадлежность (железной дороге, грузополучателю или грузоотправителю);
6) количество груза.
II. Автомобильный транспорт.
Тарифы:
1) сдельные (факторы: расстояние перевозки, масса груза, использование грузоподъемности автомобиля);
2) повременные (грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег);
3) на условиях платных автотонно – часов.
На размер платы всегда влияет район, где осуществляется перевозка, для чего используют поясные поправочные коэффициенты.
III. Водный транспорт.
На речном транспорте тарифы определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета закладывается себестоимость и предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется:
1) по тарифу (грузовой поток устойчив, перевозка осуществляется системой линейного судоходства);
2) по фрахтовой ставке, если работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Виды транспортировки
В процессе осуществления закупок материальных ресурсов, а также дистрибьюции готовой продукции предприятие может использовать различные виды транспорта, разных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки.
Выделяются следующие транспортировки грузов:
1) унимодальную (одновидовую). Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования или грузопереработки;
2) смешанную. Осуществляется обычно двумя видами транспорта. Первым видом транспорта груз доставляется в пункт перевалки (грузовой терминал) без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Примером является обслуживание автотранспортными предприятиями ж/д станций или морских (речных) портов;
3) комбинированную (более чем два вида транспорта). Смешанную и комбинированную перевозки отличают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. Каждый перевозчик производит расчёты с грузовладельцем и несёт материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута;
4) интермодальную, при которой грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может выступить, например, экспедиторская фирма, которая освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Перевозка осуществляется по одному транспортному документу с применением единой фрахтовой ставки;
5) мультимодальную, где один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды – как клиенты, оплачивающие его услуги.