Тема 9. Транспортная логистика

Мини - лексикон: транспортная логистика, задачи транспортной логистики, транспортные тарифы, системы доставки товаров: унимодальные, мультимодальные, интермодальные, терминальные.

Содержание лекции

Транспортная логистика

Транспортирование — логистическая операция, за­ключающаяся в перемещении продукции в заданном со­стоянии с применением транспортных средств (в случае необходимости и грузоподъемных средств), начинающая­ся с погрузки в месте отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Данная логистическая опе­рация включает в себя: 1) процесс транспортирования груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда фак­торов, в том числе разновидности груза, категории скоро­сти, вида отправки; 2) доведение товара до покупателя путем отгрузки соответствующим видом транспорта. Если договором поставки не определено, на каких условиях и каким видом транспорта осуществляется доставка, то пра­во выбора вида транспорта и определение условий транс­портировки принадлежит поставщику, если иное не вы­текает из закона, иных правовых актов, существа обяза­тельства или обычаев делового оборота; 3) транспортирование груза к терминалу в месте отправления и с терминала в месте назначения или со скла­да поставщика в адрес конечного потребителя.

Задачи транспортной логистики

К основным задачам транспортной логистикиотносят:

- создание транспортных систем, в том числе создание

- транспортных коридоров и транспортных цепей;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- выбор вида транспортного средства;

- выбор типа транспортного средства;

- определение рациональных маршрутов доставки.

Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными орга­низациями, осуществляются с помощью транспортных та­рифов. Тарифы включают в себя:

- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

- сборы за дополнительные операции, связанные с пе­ревозкой грузов;

- правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их пост­роение должно обеспечивать:

- транспортному предприятию - возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

- покупателю транспортных услуг - возможность по­крытия транспортных расходов.

Системы тарифов на различных видах транспорта име­ют свои особенности. Остановимся на их краткой характе­ристике. На железнодорожном транспорте для определе­ния стоимости перевозки грузов используют общие, исклю­чительные, льготные и местные тарифы,

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной мас­сы грузов.

На автомобильном транспорте для определения сто­имости перевозки грузов используют следующие виды та­рифов:

- сдельные тарифы на перевозку грузов;

- тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

- тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

- тарифы из покилометрового расчета;

- тарифы за перегон подвижного состава;

- договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следу­ющие факторы:

- расстояние перевозки;

- масса груза;

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с пе­ревозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, про­гнозируемая на период введения тарифов и сборов в дей­ствие, а также предельный уровень рентабельности, уста­новленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и пор­тов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой став­ке. Если груз следует по направлению устойчивого грузо­вого потока, то перевозка осуществляется системой ли­нейного судоходства. При этом груз движется по расписа­нию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не огра­ничена определенным видом груза, то перевозка оплачива­ется по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавлива­ется в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик гру­за, условий рейса и связанных с ним расходов.

Наши рекомендации