Расчет показателей материально-технической базы транспорта

1. Материально-техническая база железнодорожного транспорта.

К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы и весовое хозяйство и т.д.

Рассмотрим основу базы – вагонное хозяйство.

Каждый вагон характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары, т.е. абсолютными показателями.

Относительные показатели вагона:

a) технический коэффициент тары вагона:

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.1),

чем ТКТ меньше, тем более эффективно используется мощность локомотива;

б) коэффициент удельного объема вагона

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.2.),

чем К больше, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться с полным использованием грузоподъемности;

в) коэффициент использования грузоподъемности;

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.3),

г) коэффициент вместимости;

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.4).

Важнейшей операцией при отправке и приемке груза является определение его веса. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на настольные, платформенные (передвижные и стационарные), крановые и т.д.

Производительность весов определяется по формуле:

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.5),

где q – грузоподъемность;

T – время работы склада;

t – время, затрачиваемое на один отвес;

Кгр. – коэффициент использования весов по грузоподъемности;

Квр – коэффициент использования весов по времени.

2. Материально-техническая база водного транспорта.

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются:

а) водоизмещение, определяемое массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;

б) грузоподъемность судна – это его перевозочная способность. Дедвейт – полная грузоподъемность – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку;

Двп - Во=ПГ (5.6),

где Вп – водоизмещение судна с полным грузом;

Во – водоизмещение судна без груза.

Чистая грузоподъемность равна только массе перевозимого груза, полная включает служебный груз (топливо, воду, провиант);

в) грузовместимость – способность судна принять груз определенного объема, м3;

г) удельная грузовместимость:

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.7),

где ГР – грузовместимость;

ЧГ – чистая грузоподъемность.

3. Контейнеры и поддоны.

Контейнер (по определению МОС – международной организации по стандартизации) – элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3. МОС приняла рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров: ширина и высота – по 2438 мм, а длина – 12192 мм, 9125 (3/4), 6058 (1/2), 2991 (1/4)мм, т.е. 3/4, 1/2, 1/4 от наибольшей длины.

Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах:

qнетто=А·УМ·Кпл., (5.8),

где А – полезный объем контейнера;

УМ – удельная масса груза;

Кпл. – коэффициент плотности укладки груза.

qбрутто=qнетто+qтары (5.9).

Тарные и штучные грузы перевозят на поддонах. Поддоны делятся на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены – плоские.

Необходимое количество поддонов:

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (5.10),

где Ргр. – вес перевозимого груза;

Доб. – длительность оборота поддона;

Т- период эксплуатации поддона;

q – грузоподъемность поддона;

Кисп.груз. – коэффициент использования грузоподъемности поддона.

ТЕМА 6. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ

Литература 2, 3, 5, 9, 12, 18, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33,

34, 36

Запасы. Их классификация

Запасы – это неиспользованные материальные ресурсы.

Стоимость запасов в странах СНГ составляет примерно 1/3 валового национального продукта. Поэтому проблема их оптимизации весьма важна.

Запасы в зависимости от назначения продукции делятся на две большие группы: 1 - запасы средств производства; 2 - запасы предметов потребления.

I. Запасы средств производства могут сосредотачиваться в следующих сферах производства и обращения:

1) у предприятий - изготовителей в виде запасов готовой продукции. Склады го­товой продукции в местах ее производства - исходные точки соприкосновения сферы производства со сферой обращения;

2) на подвижном составе транспортных организаций, перемещающем средства производства от пунктов изготовления к пунктам потребления - «запасы в пу­ти».

3) на базах ССО и на предприятиях торговли в виде продукции, которую нецеле­сообразно поставлять в транзитной форме, поскольку она требуется потребителям в больших количествах или нуждается в подготовке к потреблению.

4) на складах предприятий - потребителей, где ППТН вступает в процесс произ­водства. Склады сырья, материалов, топлива являются конечными точками соприкосновения сферы производства со сферой обращения.

1, 2, 3 - товарные запасы (ТЗ), 4 - производственные запасы (ПЗ); в сумме они составляют сово­купные запасы (СЗ):

ТЗ+ПЗ=СЗ (6.1).

II- я группа включает:

1. Сырьевые запасы.

2. Товарные запасы:

- готовая продукция,

- транспортные запасы,

- запасы оптовой торговли,

- запасы розничной торговли.

3. Запасы предметов коллективного потребления.

4. Запасы предметов индивидуального потребления у населения.

Кроме указанного деления запасы классифицируют в отраслевом разрезе: первичные (предприятий), отраслевые, государственные- и в территориальном разрезе: первичные, районные, областные, государственные.

По степени укрупнения материалов различают специфицированные, видовые и групповые запасы. К специфицированным относятся запасы конкретных материальных ресурсов (запасы листовой стали марки 10 размером 1 х 1000 х 2000 мм). Видовые запасы соответствуют номенклатуре материальных ресурсов, применяемой в планировании и при определении материальных балансов (запасы тонколистовой стали углеродистой). Запасы групповые выделяются по отдельным наиболее крупным классификационным группировкам материалов (прокат черных металлов, лесоматериалы, строительные материалы и т.д.).

Величина запасов может устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях.

К абсолютным относятся запасы, выраженные в натуральных и денежных единицах измерения. Они необходимы при разработке материальных балансов, определении потребности в складских площадях, оборотных средствах и т.д.

Относительные запасы показывают их уровень по отношению к объему потребления материалов и выражаются в днях (месяцах) или в процентах к общей потребности в материале. Относительным является и показатель запасоемкости, представляющий собой отношение средней величины запаса к объему производства продукции за определенный период времени.

Между указанными показателями существует зависимость:

Забснат = Зотндн•ρсут. (6.2),

Забссум=Ц (6.3),

где Забснат – абсолютный запас в натуральном выражении;

Забссум – абсолютный запас в стоимостном выражении;

ρсут. – среднесуточное потребление;

Ц – цена за единицу ресурсов.

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (6.4),

где А – объем производства;

Забссум/ср – средние запасы за период (абсолютные в стоимостном выражении).

Расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru (6.5),

где Зотнпроц – относительный запас в процентах;

Q – потребность в материальных ресурсах.

Наши рекомендации