Понятие о корреляционном методе многофакторного анализа производительности ПС.

Рассмотренный метод анализа влияния различных ТЭП на производительность ПС способом цепных подстановок, несмотря на широкое применение, имеет существенный недостаток, так как влияние каждого показателя рассматривается изолиро­ванно, без учета его взаимосвязи с другими показателями. Этот метод не упитывает, что изменение величины одного из переменных показателей в процессе перевозок вызывает изменение величины и других показателей. Так, например, с увеличением или снижением грузоподъемности и степени ее использования может одновременно произойти снижение или повышение скорости движения, увеличится или сократится время простоя ПС под П-Р.

С изменением коэффициента использования пробега может значительно измениться время, затрачиваемое на по­грузку и разгрузку, а также скорость движения ПС. Следовательно, производительность ПС практически никогда не будет находиться в зависимо­сти от изменения только одного из показателей формулы.

В силу существующей сложной зависимости между пока­зателями и производительностью влияние их целесообразно рассматривать во взаимосвязи.

На уровень производительности ПС и ТЭП также оказывают кос­венное влияние такие факторы, которые не могут быть учте­ны соответствующей функциональной связью, например состояние дорожной сети и природно-климатические условия, квалификация водителей, интенсивность движения транспор­та, сложившаяся экономика в районе перевозок, техническое состояние подвижного состава его возраст и т. д.

Определение степени их влияния на производительность и уровень ТЭП весьма сложно из-за отсутствия функциональной связи и одновременного воздействия их сра­зу на несколько показателей. Так, например, плохое со­стояние дорог снижает скорость движения, уменьшает грузо­подъемность и сокращается время работы ПС. Природно-климатические условия влияют на скорость дви­жения, коэффициент использования грузоподъемности (пе­ревозка груза только в автомобилях с закрытым кузовом) и время работы на линии. Существующие «многофакторные связи» могут быть количественно оценены с помощью корре­ляционного метода анализа математической статистики, поз­воляющего выявить влияние и установить связь между дву­мя факторами (парная корреляция) или между несколькими факторами (множественная корреляция).

Корреляционный метод многофакторного анализа при правильном отборе факторов, имеющих определенную связь между собой, позволяет конкретно установить, как будет из­меняться исследуемый показатель при одновременном влия­нии рассматриваемых факторов.

С помощью математической статистики, и в частности корреляционного метода анализа, на АТ решаются задачи, связанные с организацией и плани­рованием работы ПС, например изучают при­чины и выявляют закономерности изменения скорости дви­жения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой; из­менение времени в наряде и простоев подвижного состава в ремонтах и техническом обслуживании и др.

При определении влияния отобранных факторов на ис­следуемый показатель, решают корреляционное уравнение вида

у =х12, ... хп = с01х12х2 +...+спхп,

где у - значение исследуемого показателя; х- значение факторных признаков; с - параметры корреляционного уравнения, показывающие на сколько изменится исследуемый показатель при изменении со­ответствующих факторных признаков.

Параметры корреляционного уравнения с определяют пу­тем составления и решения системы уравнений.

Для количественной оценки производительности подвиж­ного состава при одновременном изменении переменных пока­зателей целесообразно построить характеристический гра­фик (рис. 4.11). При построении графика воспользуемся ранее установленной графоаналитической зависимостью произ­водительности от изменения одного из семи переменных показателей.

Понятие о корреляционном методе многофакторного анализа производительности ПС. - student2.ru

Рис.17.1 Номограмма определения производительности ПС при изменении величины переменных показателей.

Характеристический график дает возможность опреде­лять производительность подвижного состава в тоннах в зависимости от изменения величины переменных показателей, где проекция точки пересечения кривых и прямых линий на ось ординат указывает производительность в тоннах, рассчитанную по базовым величинам переменных показателей. Чтобы узнать производительность при изменении вели­чины переменных показателей, следует определить на графи­ке ординату проекции точек пересечения кривых (прямых) линий с перпендикулярами, соответствующими конкретным измененным величинам переменных показателей, и, подстав­ляя новые значения ординат, решить уравнение

Q' = Qy0 + (QТн –Qy0) + (QVm – Qy0) + (Qβ - Qy0) +(Qq - Qy0) +

+ (Qtпр – Qy0)+ (Qle.r – Qyo).

Это уравнение представляет собой алгебраическую сум­му: (+) -увеличение,

(-) - уменьшение производитель­ности ПС от изменения величины каждого показателя.

Определив с помощью уравнения аналитическим путем производительность в тоннах по номограмме, можно рассчи­тать и производительность в тонно-километрах для задан­ного расстояния перевозки груза как произведение Q' lе.г.

Таким образом, используя существующие связи и влияние отдельных показателей на уровень производительности под­вижного состава, можно добиться наиболее высоких резуль­татов выработки при снижении эксплуатационных затрат на автомобильных перевозках.

Наши рекомендации