Понятие о корреляционном методе многофакторного анализа производительности ПС.
Рассмотренный метод анализа влияния различных ТЭП на производительность ПС способом цепных подстановок, несмотря на широкое применение, имеет существенный недостаток, так как влияние каждого показателя рассматривается изолированно, без учета его взаимосвязи с другими показателями. Этот метод не упитывает, что изменение величины одного из переменных показателей в процессе перевозок вызывает изменение величины и других показателей. Так, например, с увеличением или снижением грузоподъемности и степени ее использования может одновременно произойти снижение или повышение скорости движения, увеличится или сократится время простоя ПС под П-Р.
С изменением коэффициента использования пробега может значительно измениться время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку, а также скорость движения ПС. Следовательно, производительность ПС практически никогда не будет находиться в зависимости от изменения только одного из показателей формулы.
В силу существующей сложной зависимости между показателями и производительностью влияние их целесообразно рассматривать во взаимосвязи.
На уровень производительности ПС и ТЭП также оказывают косвенное влияние такие факторы, которые не могут быть учтены соответствующей функциональной связью, например состояние дорожной сети и природно-климатические условия, квалификация водителей, интенсивность движения транспорта, сложившаяся экономика в районе перевозок, техническое состояние подвижного состава его возраст и т. д.
Определение степени их влияния на производительность и уровень ТЭП весьма сложно из-за отсутствия функциональной связи и одновременного воздействия их сразу на несколько показателей. Так, например, плохое состояние дорог снижает скорость движения, уменьшает грузоподъемность и сокращается время работы ПС. Природно-климатические условия влияют на скорость движения, коэффициент использования грузоподъемности (перевозка груза только в автомобилях с закрытым кузовом) и время работы на линии. Существующие «многофакторные связи» могут быть количественно оценены с помощью корреляционного метода анализа математической статистики, позволяющего выявить влияние и установить связь между двумя факторами (парная корреляция) или между несколькими факторами (множественная корреляция).
Корреляционный метод многофакторного анализа при правильном отборе факторов, имеющих определенную связь между собой, позволяет конкретно установить, как будет изменяться исследуемый показатель при одновременном влиянии рассматриваемых факторов.
С помощью математической статистики, и в частности корреляционного метода анализа, на АТ решаются задачи, связанные с организацией и планированием работы ПС, например изучают причины и выявляют закономерности изменения скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой; изменение времени в наряде и простоев подвижного состава в ремонтах и техническом обслуживании и др.
При определении влияния отобранных факторов на исследуемый показатель, решают корреляционное уравнение вида
у =х1,х2, ... хп = с0 +с1х1 +с2х2 +...+спхп,
где у - значение исследуемого показателя; х- значение факторных признаков; с - параметры корреляционного уравнения, показывающие на сколько изменится исследуемый показатель при изменении соответствующих факторных признаков.
Параметры корреляционного уравнения с определяют путем составления и решения системы уравнений.
Для количественной оценки производительности подвижного состава при одновременном изменении переменных показателей целесообразно построить характеристический график (рис. 4.11). При построении графика воспользуемся ранее установленной графоаналитической зависимостью производительности от изменения одного из семи переменных показателей.
Рис.17.1 Номограмма определения производительности ПС при изменении величины переменных показателей.
Характеристический график дает возможность определять производительность подвижного состава в тоннах в зависимости от изменения величины переменных показателей, где проекция точки пересечения кривых и прямых линий на ось ординат указывает производительность в тоннах, рассчитанную по базовым величинам переменных показателей. Чтобы узнать производительность при изменении величины переменных показателей, следует определить на графике ординату проекции точек пересечения кривых (прямых) линий с перпендикулярами, соответствующими конкретным измененным величинам переменных показателей, и, подставляя новые значения ординат, решить уравнение
Q' = Qy0 + (QТн –Qy0) + (QVm – Qy0) + (Qβ - Qy0) +(Qq - Qy0) +
+ (Qtпр – Qy0)+ (Qle.r – Qyo).
Это уравнение представляет собой алгебраическую сумму: (+) -увеличение,
(-) - уменьшение производительности ПС от изменения величины каждого показателя.
Определив с помощью уравнения аналитическим путем производительность в тоннах по номограмме, можно рассчитать и производительность в тонно-километрах для заданного расстояния перевозки груза как произведение Q' lе.г.
Таким образом, используя существующие связи и влияние отдельных показателей на уровень производительности подвижного состава, можно добиться наиболее высоких результатов выработки при снижении эксплуатационных затрат на автомобильных перевозках.