Расстояние — 80 км. Продолжительность путешествия — 2 дня
Маршрут начинается в поселке Журавлевка на северо-восточной окраине Харькова.
От кожевенного завода, где проходит кольцо трамвайного маршрута № 15, ехать по улице Червоных партизан на Липецкое шоссе. За городом, в долине реки Харьков, раскинулось село Большая Даниловка. Далее следуют села Циркуны, Русские Тишки, Черкасские Тишки. Этот путь составляет 23 километра.
Вдоль этого шоссе во время боев за освобождение Харькова в августе 1943 года наступала 183-я стрелковая Краснознаменная и орденов Ленина, Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия, входившая в состав 69-й армии. За успешные боевые действия при освобождении Харькова дивизии присвоено наименование «Харьковская», а всему личному составу бъявлена благодарность в приказе Верховного Главнокомандования. За селом Черкасские Тишки переехать на ападный берег реки Харьков в балку Ольховую. Далее путь идет по грунтовой дороге, однимающейся вверх по дну балки Ольховой, мимо семи прудов, до выхода на западную пушку леса к северо-востоку от села Русская Лозовая. По опушке леса объехать с юга село усекая Лозовая до Белгородского шоссе, тот путь — протяженностью 5 километров. На шоссе повернуть налево (в сторону Харькова), проехать 2 километра и от Пятихаток вернуть на Черкасскую Лозовую. Село Русская Лозовая освободили после упорных боев 11 августа 1943 года части 375-й стрелковой Уральской, в дальнейшем Харьковской Краснознаменной дивизии. После освобождения Русской Лозовой дивизия наступала вдоль Белгородского шоссе через Померки, Сокольники, центр города Харькова. Командир дивизии Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Говоруненко Петр Дмитриевич умер в 1963 году. Его именем названа 136-я средняя школа Харькова.
Дальнейший десятикилометровый путь велотуристов идет по грунтовой дороге через село Черкасскую Лозовую до районного центра Дергачи. От железнодорожной станции Дергачи-1 ехать по улицам поселка на запад до устья балки Полевой. Далее дорога ведет по ирокой балке в село Полевое, что составит 7 километров. От пруда в центре села Полевое повернуть на юго-запад к железной дорогу идущей из Харькова на Золочев. Вдоль железнодорожной насыпи проходит дорога на юг в Пересечное, до которого 8 километров.
От Пересечного идет асфальтированное шоссе на Харьков через села Гавриловку, Солоницевку, Подворки, поселок Залютино.
Путешествие заканчивается в Харькове районе Холодной Горы.
Советы туристам
Туристское путешествие требует от участников похода не только знания истории, географии, экономики. Во время похода приходится устраивать свой быт иногда в сложных погодных условиях, преодолевать большие расстояния. Поэтому турист должен быть выносливым, хорошо подготовленным к перенесению физических нагрузок. Все это приобретается не сразу. Турист закаляется в многочисленных походах.
Есть минимум сведений, которые необходи мы каждому, кто отправляется в путешествие. Такие сведения для начинающих туристов мы приводим в этой главе.
При подготовке путешествия в первую очередь встают два вопроса: подбор группы и выбор района путешествия. Эти вопросы неразрывно связаны. В зависимости от состава группы и ее подготовленности выбирается район путешествия и наоборот,— в зависимости от сложности маршрута — комплектуется группа.
Подбор группы. Подбору группы надо уде лить большое внимание. Желательно, чтобы члены группы имели примерно одинаковы: возраст и физическую подготовку. Всех участников похода должен объединять общий интерес к путешествию. Лучше, если основной состав группы работает на одном предприятии, в одном учреждении. Если группа комплектуется из школьников, желательно, чтобы они были из одного класса или, в крайнем случае, из смежных, например 5—6 классы, 6—7 кла сы, 7—8 классы и т. д. В группе школьников большого различия в возрасте допускать нельзя.
Иногда в непродолжительные и несложные путешествия можно организовать группы по семейному признаку: родители могут путешествовать с детьми старшего школьного возраста. Можно объединить также две-три семьи.
Многолетний опыт показывает, что наиболее удобно путешествовать группой не менее 4— 6 человек, но не более 10—12 человек. Группа меньше 4 человек не сможет обеспечить мер безопасности, а слишком большая группа (более 12 человек) усложняет путешествие: при движении по тропе группа сильно растягивается, много тратится времени на преодоление различных естественных препятствий, отчего замедляется темп движения.
Если школьники путешествуют целым классом, то их нужно разбить на отдельные группы по 8—12 человек. Каждая такая группа возглавляется учителем, пионервожатым или, в крайнем случае, старшеклассником, бывавшим в походах. Общее руководство такими группами осуществляет опытный педагог.
После того как группа окончательно организовалась, между ее участниками нужно распределить обязанности. Самый опытный и авторитетный член группы избирается руководителем. Он возглавляет подготовку к путешествию. В походе он единоначальник. В сложной обстановке, особенно при преодолении естественных препятствий, распоряжения руководителя — закон для всех участников похода, ибо руководитель отвечает за безаварийное прохождение маршрута. Из остальных участников назначается завхоз (чаще всего он же и казначей), санинструктор, ответственный за ведение дневника, за ремонт снаряжения, кинооператор - фотограф.
Выбор маршрута. Первые путешествия лучше всего начинать в своем районе, области. Эти местные путешествия не потребуют много времени и больших денежных затрат на транспорт и снаряжение. В них приобретается опыт походной жизни, сколачивается группа для многодневных путешествий в отдельные районы.
После походов по своему краю интереснее будет знакомиться с другими географическими областями. Район путешествия выбирается в зависимости от интересов участников, их туристского опыта, продолжительности отпускного времени, наличия денежных средств.
Маршрут похода должен проходить по местам, которые интересны своей природой, историческим прошлым или событиями сегодняшнего дня.
Разработка маршрута. Разработкой маршрута занимаются все участники похода.
Вначале необходимо ознакомиться с литературой и картами по району путешествия. Затем определить начальный пункт, до которого можно удобно доехать.
Лучше, если начальный пункт маршрута находится дальше от вашего дома, а конечный — ближе или в том пункте, где вы проживаете. Кроме того, конечный пункт должен быть связан надежным сообщением с домом, чтобы можно было быстро возвратиться.
После определения начального и конечного пунктов путешествия между ними проводится, линия маршрута по наиболее удобным естественным путям: проселочным дорогам, тропам, долинам рек, по переправам через водные преграды. Если некоторые интересные экскурсионные объекты остаются в стороне от основной линии маршрута, то к ним совершаются радиальные выходы.
Маршрут вычерчивается на карте или схеме, выявляются участки с естественными препятствиями и подсчитывается общий километраж. После этого составляется график движения с учетом темпов движения в зависимости от физической подготовленности участников группы, расположения населенных пунктов и намеченных для осмотра объектов.
Примерный график движения может быть следующий: в первые дни намечаются малые переходы (1-й день—10—15 км; 2-й день — 15—18 км; 3-й день— 18—20 км). Это делается потому, что вес рюкзаков еще велик, а участники похода недостаточно втянулись в работу. После 2—3 дней пути делается дневка для дополнительной подгонки, ремонта снаряжения и отдыха участников похода. В последующие дни переходы составляют по 20—25 км и через каждые 4—5 дней делаются дневки. В конце маршрута величина переходов уменьшается, 1—2 дня оставляются в резерве на случай непредвиденных задержек в пути.
Подготовка группы к выходу в поход. До выхода на маршрут группа должна приступить. к систематическим тренировкам и отработке спортивной и туристской техники (гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде — в зависимости от вида путешествия,— работа с компасом, разбивка бивуака, преодоление естественных препятствий и т. п.). Для этой цели, в первую очередь, служат походы выходного дня и двух-трехдневные походы вначале с неполной, а затем и с полной выкладкой. В таких походах проверяется и подгоняется снаряжение для длительного путешествия.
Снаряжение для похода должно быть прочным, удобным и легким, количество и вес его минимальными. Брать в поход нужно только то, без чего нельзя обойтись.
Снаряжение делится на личное и групповое.
Снаряжение личного пользования: рюкзак, ботинки, разношенные до похода, желательно на подошве «виброн» и ни в коем случае не на кожаной; тапочки или кеды, которые нужно надевать на привале, чтобы отдохнули ноги, но идти в них на маршруте нельзя; носки хлопчатобумажные и шерстяные по 2—3 пары, костюм тренировочный, куртка с капюшоном, свитер, белье — лучше хлопчатобумажное три котажное, но не шелковое и не из льняного полотна; посуда, туалетные принадлежности, одеяло, а для зимних походов лучше спальный мешок, ремонтный набор (иголки, нитки, заплатки) ; фонарик, компас, спички,
Снаряжение группового пользования: палатки, лучше типа «памирка», топоры (2 на группу), ведра с чехлом минимум 2 на группу, мешочки для продуктов, разливательная ложка, веревка или репшнур, ремонтный набор (гвозди разные, шурупы, отвертка, плоскогубцы, проволока мягкая и т. д.), аптечка, фото-киноаппараты, приборы и материалы для краеведческой работы.
Укладка рюкзака. Очень важно хорошо уло жить рюкзак. Вдоль задней стенки укладываются мягкие вещи (одеяло, спальный мешок). Каждая вещь должна быть на своем месте, тяжелые предметы внизу, легкие — сверху, мелкие — в боковых карманах.
Рюкзак должен быть плоским и плотно прилегать к спине.
Режим путешествия. Во время путешествия необходимо соблюдать определенный режим, который обеспечивал бы чередование нагрузки и отдыха, правильное питание и сон, время для общественно-полезной работы и осмотра достопримечательностей.
Начинать движение рекомендуется как можно раньше. Необходимо учитывать, что на приготовление пищи, завтрак и сборы уходит минимум полтора — два часа. Если выход назначается на 8 часов утра летом и 9 часов зимой, то дежурным для приготовления завтрака нужно подниматься в 6 и 7 часов, а общий подъем можно делать примерно через час после их подъема. С 12.00 до 15.00 следует останавливаться на обед и отдых. За полтора-два часа до наступления темноты нужно выбирать место для ночлега и разбивать бивуак. Отбой должен быть не позже 22.00—22.30.
Семь-восемь часов — наибольшая продол жительность дневного перехода. В первые и последние 2—3 дня количество ходовых часов нужно сократить до 5—6, вставая позднее и раньше останавливаясь на ночь. Летом в южных районах нужно в жаркие часы увеличивать время дневного привала.
Наиболее слабые участники группы должны идти за руководителем. Замыкающим назначается сильный участник. Его обязанность помогать уставшим и отставшим. Руководителю не следует часто менять замыкающих. Замыкающего нужно назначать минимум на дневной переход.
Выходя в путь, не следует сразу брать быстрый темп. Через 15—20 минут после начала похода устраивается десятиминутный привал, во время которого надо снять лишнюю одежду, поправить укладку рюкзака, подогнать лямки, переобуться, если обувь начинает натирать ноги. В дальнейшем привалы делать через каждые 45—50 минут продолжительностью 10—15 минут, в зависимости от погоды, веса рюкзаков и физической подготовленности участников.
Средняя скорость движения для пешеходных групп 3,5—4,5 километра в час.
Для водных путешествий нормальный дневной переход на реках с небольшим течением 30—35 километров. Распорядок дня и режим движения такой же, как и для пешеходных групп.
Для велосипедных путешествий нормальным суточным пробегом следует считать 60—70 километров.
Нормы дневных переходов в лыжном путешествии зависят от состояния снега, дорог, рельефа, продолжительности светлого времени. Поэтому величина перехода колеблется от 15 до 25—30 километров.
Питьевой режим в путешествии заслуживает особого внимания.
В жаркий солнечный день турист теряет в среднем до пяти литров воды. Вместе с потом организм выделяет значительное количество соли. Это вызывает сильную жажду. Употребление большого количества воды дает дополнительную нагрузку сердцу, усиливает выде ление пота и способствует быстрой утомляемости. Поэтому пить во время движения и на остановках для отдыха нельзя. Нужно себя приучить к этому. Лучше всего только прополоскать рот, не глотая воды. Пить можно утром перед выходом и вечером после ужина. За утренним завтраком и обедом следует дополнительно съедать 5—10 граммов поваренной соли, запивая горячим чаем. Хорошо утоляет жажду смесь из поваренной соли, питьевой воды, лимонной кислоты (примерно по 1 грамму) и нескольких кусочков сахара на стакан воды.
Питание в походе. Правильно организованное питание обеспечивает успешное проведение похода. Пища обеспечивает туриста энергией. Поэтому чем больше тратится энергии, тем больше требуется пищи.
Основной источник энергии — продукты, содержащие углеводы (крупы, мучные изделия, овощи, картофель, сахар) и жиры. Кроме того, необходимы белки — мясо, рыба, яйца, сыр, молоко.
Необходимо помнить, что турист почти все продукты несет сам и сам же готовит пищу. Отсюда вытекает основное требование — продукты должны быть легкими и транспортабельными, а пища калорийной и быстро приготовляемой.
Нормально за сутки турист при весе 70 килограммов должен потреблять 70—100 граммов белка, 70—100 граммов жиров и 500— 600 граммов углеводов.
Пища должна обеспечивать организм туриста витаминами и минеральными солями. При значительных физических нагрузках во время похода возрастает потребность в витамине С. Ее можно покрыть за счет свежих овощей, фруктов, соков. Много витамина С в квашеной капусте, плодах шиповника, лимоне.
В лыжном походе для повышения работоспособности витамин С можно принимать в виде таблеток аскорбиновой кислоты.
Во время похода нужно обратить внимание на доброкачественность воды. Воду, как правило, нужно кипятить, сырую пить только из родников. На привал у реки следует располагаться по течению выше населенного пункта, по возможности на противоположном берегу. Загрязненную, особенно болотную воду, перед кипячением нужно обработать несколькими кристалликами марганцовокислого калия. При этом на дно оседают рыжие хлопья, а вода светлеет. Можно также отфильтровать воду, вырыв на берегу (лучше в песке) неглубокую ямку, чтобы в нее насочилась вода.
Очень важное значение имеет режим питания. В походе, особенно зимой и в водном путешествии, лучше всего делать очень плотный завтрак и ужин, а днем во время большого привала ограничиваться только чаем или кофе и бутербродами с салом, копченой колбасой маслом, сыром. Очень хорошо на дневном привале есть с бутербродами овощные консервы, лук, чеснок. При таком режиме питания на завтрак и ужин отводится примерно по 40 процентов дневного рациона, а на дневной привал — до 20 процентов.
Опыт показывает, что двухразового приготовления горячей пищи в походе вполне достаточно, кроме того, это высвобождает дополнительное время на осмотр объектов, красивых уголков природы, для отдыха и фотографирования.
Нужно помнить, что в походе всухомятку питаться не следует, так как это ведет к потере аппетита и работоспособности.
Трехразовое приготовление горячей пищи возможно на дневках и в путешествиях па южным районам страны, когда в жаркое время дня большой привал увеличивается до трех, а иногда и до четырех часов. В этом случае на обед отводится до 40 процентов дневного рациона, на завтрак — 35 и на ужин 25 про центов.
Очень полезно, чтобы во время движения у каждого участника похода в карманах бы, по нескольку кусков сахара. Сахар быстро усваивается и хорошо снимает усталость. Его нужно брать не менее 150—200 граммов вдень на одного человека. Конфеты менее питательны и хуже усваиваются. Шоколад вяжет во рту и вызывает лишнее потребление воды, что во время движения нежелательно.
В водном путешествии на лодках и плотах для увеличения походного времени приходится пищу готовить на берегу, а принимать ее во время движения.
Особое внимание нужно обратить на упаковку продуктов, чтобы предохранить их от порчи и сырости. Сыпучие продукты лучше упаковывать в матерчатые, а затем в хлорвиниловые мешочки. Упаковка таких продуктов только в одни хлорвиниловые мешочки в походе не годится, так как они быстро рвутся и содержимое рассыпается. По рюказкам продукты нужно распределить так, чтобы при неожиданной утрате одного рюкзака не лишиться сразу, например, всего сахара, масла и т. д.
В любом походе должно быть некоторое количество высококалорийных продуктов, в первую очередь сахара, в неприкосновенном запасе на случай вынужденной задержки в пути. В многодневном путешествии такой запас продуктов должен быть на 1—2 дня.
Устройство ночлега. К выбору месторасположения и устройства бивуака нужно относиться очень серьезно. Районы бивуаков намечаются еще во время разработки маршрута ю карте, но более точное место определяется непосредственно в походе.
Оно должно быть безопасным, сухим, защищённым от ветра, ровным, расположенным близко к источникам топлива и питьевой воды. Лучше всего останавливаться на возвышенном (но не слишком высоком) берегу, а не у самой воды, на лесной полянке и опушке, но не в чаще леса, в хвойном, а не в лиственном лесу. Не следует останавливаться в низинах, оврагах, руслах высохших ручьев, в непосредственной близости к болотам, оврагам, рекам. Такие места могут быть залиты при неожиданном дожде, по ночам в них обычно скапливается туман. Желательно, чтобы в утренние часы привал освещался солнцем.
Останавливаться на ночлег надо минимум за полтора — два часа до наступления темноты, чтобы засветло закончить все работы. Прежде всего надо подготовить площадку, заготовить подстилку, дрова, поставить палатки, оборудовать кострище, принести воды и готовить ужин.
Площадка очищается от сучьев, камней, кочек, особенно места, где будут ставиться палатки. Чтобы мягче и теплее было спать и снизу не проникали холод или сырость, под палатки подстилают сухой мох, траву, камыш, солому, опавшие листья.
Палатку ставят обычно входом на восток, к костру, к реке, а в ветреную и дождливую погоду — в сторону, куда дует ветер. Если ож даетея дождь, то палатку окапывают канавю для стока стекающей с крыши воды. Палатку всегда следует ставить прочно, невзирая на хорошую вечернюю погоду, так как ночью может пойти дождь, подняться ветер, и тогда плохо поставленная палатка доставит много неприятностей.
Устанавливается палатка следующим образом. Расстилают днище палатки и растягивают между вбитыми в землю колышками. Затем ставят большие колья и натягивают главные (центральные) оттяжки. Иногда их натягивают между деревьями. Перед тем, как натянуть оттяжки крыши, застегивают вход. После того, как будут забиты все колышки, регулируют длину оттяжек, а иногда и меняют расположение колышков, добиваясь, чтобы на полотнищах крыши не было ни одной складки и в то же время сила натяжения веревок не разрывала ткани.
Вещи в палатке укладываются тщательно. Нельзя влезать в палатку в обуви. Ее необходимо снимать вне палатки и помещать у входа под днищем палатки. Под скатами крыши палатки помещаются кухонная утварь: котелки, кружки, консервы и т. д.
Во время дождя следует избегать прикасаться к крыше, так как это может вызвать ее протекание.
При пользовании палатками всегда надо заботиться об их сохранности. Складываются и хранятся они только сухими и чистыми.
Покидая бивуак, следует весь мусор — подстилки, бумажки сжечь, а банки, очистки закопать. Костер залить водой и присыпать землей. Оставшиеся дрова и колья нужно аккуратно сложить. Они могут пригодиться следующим группам туристов.