Маршрутизация перевозок. Маршруты движения подвижного состава при перевозках и их разновидности: маятниковые, кольцевые, сборно-развозочные
Маршруты движения подвижного состава при перевозках и их разновидности: маятниковые, кольцевые, сборно-развозочные. Маршрутизация перевозок как средство повышения эффективности использования подвижного состава. Маршрут представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный, путь следования автотранспорта между начальным и конечным пунктами. Выбор того или иного маршрута определяется в основном вариантом организации транспортного процесса. Маршруты, в зависимости от основания классификации, подразделяются на:1)по протяженности: городские(в пределах черты города), пригородные(за пределы черты города на расстояние до 50 км вкл-о), междугородные(за пределы черты города(др.нас.пункта) на расстояние более 50 км), международные(за пределы границы РФ).2)по периоду времени года(сезонные или временные, постоянные, круглогодичные, в течение определенного периода времени(сезона)). 3)по способу движения(маятниковые,повторяющие движения между двумя пунктами: -с обратным холостым ходом, - с обратным частично груженым, - с обратным груженым пробегом; кольцевые,по замкнутому кругу с обслуживанием нескольких потребителей транспортных услуг; сборочно-развозочные с постепенной загрузкой и последующей разгрузкой в нескольких пунктах Для маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности можно использовать коэффициент использования пробега. Чем больше будет его значение, тем меньше будет расходоваться ресурсов на перемещение ПС без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок. При выполнении перевозок по развозочно-сборочным маршрутам какое-то количество груза находится в кузове автомобиля на всем пути следования, поэтому использовать в качестве критерия эффективности коэффициент использования пробега нельзя. Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:-объема перевозок;-направления;-дальности;-протяженности во времени;-загруженности дорог разных категорий;-последовательности движения;-эффективности доставки. Основными задачами маршрутизации являются:-организация движения;-минимизация сроков доставки грузов;-безопасность движения;-эффективное использование транспортных средств;-выполнение планов и графиков перевозок;-оперативность в реагировании на изменение дорожных условий. Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:1. Определить потребность в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток).2. Выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия.3. Составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута. Маршруты открываются при наличии устойчивого грузопотока и условий, обеспечивающих безопасность движения. При разработке маршрутов должны предусматриваться:1. Обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами города.2. Использование типа автотранспорта, соответствующего виду перевозок.3. Возможность контроля за движением.4. Обеспечение координированного движения автотранспорта предприятия на вновь открываемом маршруте с движением автотранспорта предприятия на существующих маршрутах, а также с работой других видов транспорта.5. Расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах, с целью минимизации порожних пробегов автотранспорта.6. Применение эффективных систем организации движения. Выбор трассы маршрута производится при соблюдении следующих требований'-соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, паромных переправ установленным требованиям, строительным нормам и правилам;-соответствия общего веса автотранспорта с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и дороги, расположенные на маршруте. В зависимости от величины грузопотока, дорожных условий необходимо предусматривать наличие:-площадок для разворота и стоянки автотранспорта в начальных и конечных пунктах маршрута;-специальных площадок для заезда — «карманов», погрузочных площадок.
Маятниковыми называют маршруты, по которым путь следования подвижного состава в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе и пунктам, расположенным на ней (рис. 6.1).
Радиальные маршруты представляют собой разновидность маятниковых маршрутов, имеют разные направления, но начинаются или заканчиваются в одном пункте (рис. 6.2).
Кольцевыми называют такие маршруты движения, по которым путь следования подвижного состава представляет собой замкнутый контур, соединяющий несколько пунктов погрузки-выгрузки, а пункт начала маршрута является его конечным пунктом (рис. 6.3).
Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные и сборные маршруты. Они организуются в случаях, когда масса партий груза значительно меньше, чем грузоподъемность применяемого подвижного состава. На развозочном маршруте подвижной состав загружается в одном пункте, а затем, двигаясь по кольцевому маршруту, последовательно развозит груз получателям, на сборном – соответственно загружается у разных отправителей, а разгружается в одном пункте. Грузоподъемность подвижного состава по перегонам маршрута используется не полностью, а движение по маршруту рассматривается как одна ездка с заездами.
Развозочные и сборные маршруты применяются, когда мелкопартионные отправки грузов необходимо доставлять потребителям с соблюдением требований регулярности и срочности; в таких случаях они предпочтительнее маятниковых. Работа подвижного состава на таких маршрутах характеризуется незначительным суточным пробегом и большим удельным весом времени простоя под загрузкой и разгрузкой.
Выработка подвижного состава на развозочных и сборных маршрутах повышается при использовании контейнеров и поддонов при соответствующем уровне механизации погрузочно-разгрузочных работ и небольших расстояниях перевозок.
Комбинированные маршруты представляют собой сочетание различных маршрутов движения, когда за один оборот может быть совершено несколько ездок по маятниковым, радиальным или кольцевым маршрутам (рис. 6.4).
На развозочно-сборном маршруте (рис. 6.10) после загрузки у грузоотправителя мелкие партии груза развозятся нескольким грузополучателям (развозочный маршрут); может также осуществляться сбор мелких партий груза от нескольких грузоотправителей одному грузополучателю (сборный маршрут).