Кольцевые и комбинированные маршруты

Кольцевые маршруты могут иметь различную конфигурацию (рис. 8.3.), но главное их отличие от маятниковых то, что трасса маршрута проходит по различным дорожным участкам. К кольцевым условно относят и петлевые маршруты, для которых характерно пересечение трассы в дорожных узлах (рис. 8.3.г), то есть образование своеобразных «петель».

Методика расчета показателей работы ТС на кольцевых и петельных маршрутах следующая.

Длина оборота определяется периметром «кольца»

lоб = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru , км,

где lj – расстояние j-го дорожного участка.

Время полного оборота ТС на маршруте

tоб = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru , час,

где Vtj – скорость движения ТС на j-ом дорожном участке маршрута, км/час;

tп-pj – время простоя под погрузкой-разгрузкой за j-ую ездку, час.

Количество оборотов на маршруте за день

nоб = Tмпл / tоб ,

где Tмпл – планируемое время работы ТС на маршруте, час.

Число оборотов за рабочий день должно быть целой величиной. Количество ездок, совершаемое за день

Z = i nоб ,

где i – число ездок за оборот.

Пробег с грузом за оборот

lг.об = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru ,

где lегi – пробег с грузом за i-ездку, км.

Пробег с грузом за время работы

Lг = nоб lг.об = nоб Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru , км.

Пробег на маршруте за время работы

Lm = lоб( nоб – 1) + lоб.п ,

где lоб.п – пробег на последнем обороте, км.

Пробег на последнем обороте отличается от длины обычного оборота на величину непроизводительного пробега последней ездки (lх.п), так как это расстояние автомобиль не проезжает, а сразу возвращает в гараж, совершая второй нулевой пробег (l0'' ): lоб.п = lоб – lх.п , км.

Общий пробег автомобиля за рабочий день – это суточный пробег

Lс = Lм + l0' + l0'' , км.

Фактическое время работы на маршруте

Tм = tоб (nоб – 1) + tоб.п , час,

где tоб.п – время, затрачиваемое на последний оборот, час, равное

tоб.п = tоб – lх.п / Vtх.п , час,

где Vtх.п – техническая скорость движения на участке непроизводительного пробега последней ездки, км/час.

Время нахождения транспортного средства в наряде

Tн = t0' + Tм + t0'' = l0' / Vт0' + nоб [ Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru ] – lх.п / Vtх.п – l0'' / Vт0'' , час.

Время нахождения ТС на линии показывает промежуток времени от момента выезда из гаража (места стоянки) до момента возвращения и включает в себя, кроме времени в наряде, время, отводимое на обед, отдых водителя, прочие работы и простои не связанные с присутствием в гараже.

Коэффициент использования пробега

· за оборот βоб = lг.об / lоб ,

· на маршруте βм = Lг / Lм ,

· за рабочий день β = Lг / Lс .

Коэффициент статического использования грузоподъемности

Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru .

Коэффициент динамического использования грузоподъемности

Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru .

Среднее расстояние перевозки

lпг = P / Q = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru .

Средний пробег с грузом за ездку

lег = Lг / Z .

Количество перевозного груза (объем перевозок в тоннах)

· за один оборот Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru т,

· за рабочий день Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru , т.

Количество выполненных тонно-километров (грузооборот)

· за оборот Pоб = qн Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru , т∙км, Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru

· за рабочий день P = Pоб nоб = nоб qн Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru , т∙км.

Развозочные, сборочные и развозочно-сборочные маршруты можно рассматривать в качестве разновидности кольцевых маршрутов.

Развозочные и сборочные маршруты особенно распространены и эффективны при обязательных регулярности, срочности и своевременности доставки грузополучателям (сбора от грузоотправителей) небольших партий грузов. Коэффициент использования пробега стремится к 1,0. Подобные маршруты характеризуются незначительном суточным пробегом и большим удельным весом времени простоя под погрузкой и разгрузкой за время работы.

На маршрутах с заездами для частичной разгрузки или погрузки дается добавочное время на маневрирование, оформление документов, приемо-сдаточные операции на каждый промежуточный пункт.

Продолжительность оборота

tоб = Lм / Vт + tп-р + tз (nз −1) , час,

где t3 − добавочное время на каждый заезд, час;

n3− количество заездов.

Количество оборотов за время работы на маршруте

nоб = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru .

Коэффициент статического использования грузоподъемности за оборот

γc = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru

где qфi − количество погруженного (разгруженного) груза в i-ом пункте маршрута.

Коэффициент динамического использования грузоподъемности за оборот

γд = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru .

Коэффициент использования пробега за оборот

βоб = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru

Количество перевезенного груза в т:

· за оборот Qo6 = qнγc = Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru ;

· за рабочий день Q = поб Qo6 .

Количество выполненных тонно-километров:

· за оборот Роб = qн Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru ;

· за рабочий день Р = побРоб = поб qн Кольцевые и комбинированные маршруты - student2.ru .

Наибольшую производительность подвижного состава на развозочных и сборочных маршрутах можно достичь за счет использования контейнеров, пакетирования грузов, специализации подвижного состава при необходимом уровне механизации погрузочно-разгрузочных работ и небольшом расстоянии перевозок.

Комбинированные маршруты являются наиболее сложными, а расчет технико-эксплуатационных показателей проводится по изложенной ранее методике с учетом особенностей каждого конкретного маршрута.

Организация движения по комбинированным маршрутам позволяет увеличить степень использования пробега и повысить производительность ТС. Целесообразность выбора этих маршрутов определяется родом и количеством грузов, месторасположением корреспондирующих пунктов, необходимым и наличным числом ТС. Окончательное решение вопроса о выборе комбинированного маршрута принимается по результатам сравнения производительности подвижного состава по различным вариантам маршрутов.

Наши рекомендации