Влияние технико-экономических показателей работы подвижного состава на себестоимость перевозок грузов.

Анализ влияния показателей использования автомобильного парка рассмотрим на основе исследования переменных и постоянных расходов и заработной платы водителей.

1. Переменные расходы – Влияние технико-экономических показателей работы подвижного состава на себестоимость перевозок грузов. - student2.ru

Наибольшее влияние на снижение удельных переменных расходов (на 1 ткм) оказывает рост средней грузоподъемности (q), коэффициента использования пробега (β), коэффициента использования грузоподъемности (γ):

Влияние технико-экономических показателей работы подвижного состава на себестоимость перевозок грузов. - student2.ru ( )

При изменении данной группы показателей (q, β, γ) общий среднесуточный пробег почти не изменится, таким образом абсолютная величина переменных расходов существенно не изменяется, в то же время выработка подвижного состава увеличивается, что в итоге на единицу автотранспортной продукции обеспечивает снижение удельных переменных расходов на 1 ткм.

2. Постоянные расходы. - Влияние технико-экономических показателей работы подвижного состава на себестоимость перевозок грузов. - student2.ru

Себестоимость перевозки грузов в части постоянных расходов - Влияние технико-экономических показателей работы подвижного состава на себестоимость перевозок грузов. - student2.ru ( )

Постоянные расходы не изменяются в зависимости от q, β, γ, но рост выработки подвижного состава (W) позволяет существенно снизить удельные постоянные расходы на единицу автотранспортной продукции.

3. Заработная плата водителя.

При росте объемов транспортной работы (W) за счет увеличения q, β, γ увеличивается заработная плата водителей. Но учитывая необходимость соблюдения опережающего роста выработки подвижного состава относительно роста заработной платы водителей, в итоге удельная заработная плата водителей снизится на единицу автотранспортной продукции.

В целом рост средней грузоподъемности подвижного состава, коэффициента использования пробега и коэффициента использования грузоподъемности в наибольшей степени оказывает влияние на снижение себестоимости перевозок грузов.

На уровень себестоимости существенное влияние оказывает соответствие эксплуатируемой структуры автомобильного парка структуре спроса на перевозки грузов. Так, использование автомобилей большей грузоподъемности обеспечивает меньшую себестоимость 1 т-км в равных условиях эксплуатации. При работе автомобиля с прицепом себестоимость 1 т • км снижается на 20 — 25 %. Автомобили-самосвалы имеют себестои­мость меньшую, чем соответствующие бортовые автомобили, лишь на коротких расстояниях перевозки. Значительного снижения себестоимости пере­возок можно достичь за счет правильного распределения имеющегося парка подвижного состава по видам и направлениям перевозок.

Отсутствие удовлетворительной сети дорог отражается на ско­рости движения и требует существенных дополнительных затрат из-за повышенного износа подвижного состава и увеличенных рас­ходов материальных средств. Себестоимость перевозок на усовер­шенствованных дорогах на 15 — 20 % ниже, чем в средних дорож­ных условиях.

Размер средств, вложенных в производственно-техническую базу, в расчете на один списочный автомобиль по многим АТП не соответствует нормативам, а это, в свою очередь, оказывает непос­редственное влияние на показатели их работы. Так, себестоимость 1 км пробега по статье "Расходы по ТО и ремонту автомобилей" тем ниже, чем выше уровень организационно – технический уровень производственной базы автопредприятия.

При анализе себестоимости особое внимание следует обращать на факторы, непосредственно зависящие от работы самого предприятия. Пути снижения себестоимости, зависящие от предприятия, не мо­гут быть одинаковыми для всех хозяйствующих субъектов, поскольку структура затрат на производство продукции (на перевозки) на каждом из них имеет свои особенности.

В целом направления усилий менеджмента предприятий грузового автомобильного транспорта по снижению себестоимости перевозок грузов должны быть сориентированы на :

· эффективное использование основных фондов и, в первую оче­редь, подвижного состава, что приводит к улучшению всех технико-эксплуатационных показателей работы;

· экономию материальных затрат в расчете на единицу продук­ции;

· улучшение использования труда водителей , ремонтных рабочих и управление персоналом.

В условиях функционирования рынка автотранспортных услуг и отсутствии централизованных систем управления перевозками, хозяйствующие субъекты автотранспортной деятельности, учитывая синхронизацию коммерческих интересов при обслуживании клиентуры, особое внимание должны обращать на структуру автомобильного парка, расширение услуг в международном сообщении (востребованность в автомобилях большой грузоподъемности, поиск обратной загрузки автотранспортных средств), организацию развозочно - сборных маршрутов при перевозках мелкопартионных грузов, использование прицепов при перевозке сыпучих грузов, учета затрат в разрезе обслуживаемой клиентуры.

Влияние группы технико-эксплуатационных показателей времени пребывания подвижного состава в наряде (Тн) и коэффициента выпуска автомобилей на линию (αв) (как факторов экстенсивного использования автотранспортных средств) обеспечивает рост выработки подвижного состава и общего пробега автотранспортных средств, но за счёт неизменности уровня постоянных расходов, в целом обеспечивают снижение себестоимости перевозок грузов.

При организации коммерческой работы хозяйствующий субъект автотранспортного бизнеса должен обратить внимание на обеспечение работоспособности автомобильного парка (техническая и организационная готовность), оперативное управление транспортными ресурсами в течение рабочего дня с целью возможного увеличения эффективности использования автотранспортного ресурса во времени.

Влияние сокращения времени простоя под погрузо-разгрузочными операциями имеет существенное значение при организации городских перевозок грузов. Этот показатель косвенно влияет на рост выработки подвижного состава и общего пробега, таким образом снижение себестоимости перевозок грузов в основном обеспечивается за счёт удельного снижения постоянных расходов и заработной платы водителей.

При увеличении среднего расстояния перевозки (внешний фактор) снижение себестоимости перевозок грузов, в первую очередь, обеспечивается за счёт сокращения постоянных расходов. При этом целесообразно разработать мероприятия по использованию автомобилей большей грузоподъёмности, поиску обратной загрузки, более полной загрузки автомобиля по вместимости и грузоподъёмности.

Снижение себестоимости перевозок грузов обеспечивает также комплекс мер по организации управленческого учёта, внедрению бюджетирования и контроллинга 1). [1]

[1]) Эти направления рассматриваются в специальном разделе, посвящённом финансовой политике.

[ ] (М. Издательство «Центроргтрудавтотранс», 2000г.).

1) Кузнецов Е.С. Корректирование нормативов технического эксплуатирования и ремонта автомобилей с учетом условий эксплуатации. М., Ж. «Московское и грузовое автохозяйство», №6, 2000 г., с 33-39.

2) (Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 г. № 552 об утверждении «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)».


Наши рекомендации