Гос.регулирование автотранспортной деятельности. Устав автомобильного транспорта. Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

Регулирование трансп.деятельности необходимо по следу. основным причинам: 1)необходимость поддержания общественной безопасности как с точки зрения безопасности дорожного движения, так и для гарантий функционирования экономики и ликвидации чрезвычайных происшествий;2)высокий уровень естественного монополизма на транспорте; 3)жесткая конкуренция на рынке автоперевозок;4)необходимость перераспределения прибыли в обеспечивающую автоперевозки инфраструктуру (дороги, АЭС, сервис и т.п.); 5)выполнение обязательств по межгосударственным соглашениям;6)существенное социальное значение транспорта. С 1990 г. центральным органом управления автотранспортной деятельностью в РФ является Минтранс РФ, который обеспечивает проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортного комплекса.

Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на воздушном, речном, морском, автом-ном, городском электрическом транспорте перевозочную и транспортно-экспед-ную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание автодорог и сооружений на них, работы, связанные с обслуживанием других путей сообщения, с проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также организации, выполняющие иную связанную с трансп-ным процессом работу.Основными задачами Минтранса РФ являются:•формирование и реализация государственной транспортной политики;•разработка стратегии развития транспорта и реализация общетрансп-ных федеральных целевых программ;•общее руководство, гос.контроль и координация деят-ти различных видов транспорта; •руководство проведением эконом-ких реформ и структурной перестройкой на транспорте;•формирование и совершенствование правовых основ функц-ния трансп-ного комплекса;•представление интересов трансп-ного комплекса РФ на международном рынке трансп-ных услуг. Для управления работой отдельных видов транспорта в составе Минтранса имеются соответствующие службы Регулирование деятельности транспортных предприятий выполняет Российская транспортная инспекция (РТИ), которая имеет территориальные подразделения. Территориальные подразделения РТИ непосредственно контактируют с организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере транспортного комплекса, и свою работу согласовывают с местными органами власти. В первую очередь это касается формирования государственного заказа на общественно необходимые перевозки, социально значимые перевозки и т. п. Основными задачами РТИ являются:• осуществление гос.контроля соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (субъектами транспортного комплекса) нормативных правовых и технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса, а также соблюдения лицензионных требований и условий субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию Минтрансом РФ;• лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных Минтрансом РФ к компетенции РТИ;• осуществление транспортного контроля выполнения международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска АТС через государственную границу и в контрольных пунктах на территории РФ.Территориальные отделения РТИ для реализации возложенных на них задач: -ведут реестр выданных лицензий и формируют перечень субъектов, осуществляющих транспортную деятельность, ведут мониторинг и статистическое наблюдение их деятельности;-оказывают содействие правоохранительным органам по выявлению противоправной деятельности субъектов транспортного комплекса;-осуществляют контроль исполнения субъектами, осуществляющими лицензируемую деятельность, федеральных законов, иных нормативных актов РФ, а также лицензионных требований и условий (плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в два года),осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности;-участвуют в разработке и контроле реализации субъектами транспортного комплекса мер по повышению безопасности движения и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию находящихся в эксплуатации АТС в технически исправном состоянии;-содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг;-обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;-проводят контроль соблюдения иностранными и российскими перевозчиками, осуществляющими международные перевозки, международных договоров и нормативных правовых актов РФ в этой области;-оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий,-обеспечивают контроль, организуют и проводят аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, ответственных за безопасность движения,-осуществляют производство по делам об административных правонарушениях,-участвуют в информационном обеспечении субъектов транспортного комплекса и органов государственной власти. Основн.методом регулирования работы автоперевозчика в РФ является лицензирование, которое осуществляют территориальные отделения РТИ в соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402. В соответствии с этим Положением лицензированию подлежат перевозки грузов AT грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, если указанная деятельность осуществлся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Учитывая, что в РФ основное количество грузовых АТС не относится к транспорту общего пользования, существующая система лицензирования является одной из самых лояльных в мире и не может полноценно регулировать рынок ГАП.





Отношения, возникающие в процессе планирования, организации и выполнения перевозок, регулируются нормативными актами государственного законодательства, составляющими систему гражданского права. Правила перевозок грузов на автотранспорте конкретизируют и дополняют положения Устава AT. Основные пункты Правил могут быть использованы при составлении договоров с грузовладельцами, так как основаны на большом практическом опыте выполнения перевозок. Разделы Правил содержат основные обязанности. И права участников транспортного процесса (перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя). Устав автомобильного транспорта является важнейшим документом, регламентирующим деятельность субъектов автомобильного транспорта и отношения между ними.

На территории РФ действует Устав, утвержденный Совмином РСФСР 08.01.69 (с последними изменениями от 28.04.95, принятыми Постановлением Правительства РФ № 433). Естественно, что происшедшие за последние годы эконом-кие и правовые преобр-ния привели к тому, что некоторые положения этого док-та перестали соотв-вать современной ситуации. В то же время Устав остается основным док-том, определяющим отношения между сторонами перевозочного процесса, и используется при разрешении между ними конфликтных ситуаций. В настоящее время в завершающей стадии разработки находится новая редакция Устава AT. Действующий Устав состоит из 10 разделов и 169 статей. Он содержит: Порядок и правила составления договоров на перевозку грузов и приема заявок на разовую перевозку;Порядок приема груза к перевозке;Порядок предоставления ПС заказчику;Правила оформления товарно-транспортной накладной;Условия, при которых необходимо экспедирование грузов;Обязанности грузоотправителя по подготовке груза к перевозке;Порядок определения времени выполнения погрузочно-разгрузочных работ, массы груза и т.п.;Обязанности АТО по сдаче груза получателю;Обязанности АТО по доставке груза.Перевозчик несет ответственность за сохранность груза при его перевозке, и владелец груза может требовать возмещения ущерба в соответствии с понесенными затратами. Владелец груза может потребовать полного возмещения стоимости груза при его утрате. Груз считается утраченным через 10 дней после срока доставки при городской перевозке и через 30 дней при междугородной.

План и договор на перевозку грузов. Путевые листы. Товарно-транспортная накладная

Гражданское законодат-во определяет договор перевозки грузов как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем (грузоотправителем) груз в пункт назн-ния и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно ст. 789 ГК РФ перевозка грузов, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общею пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого юридического или физического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Согласно ст. 784 ГК РФобщие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Законы и нормативные правовые документы, на которые ссылается статья, рассмотрены в соответствующих разделах пособия. Отдельные их нормы рассматриваются и в настоящем параграфе.

Договоры перевозки условно можно разделить на 2 группы: договоры долгосрочного характера (как правило, это годовые договоры) и краткосрочные договоры (по разовым заказам). Годовые договоры перевозки преимущественно заключаются между автотранспортными предприятиями и грузоотправителями — производителями продукции или оптовыми продавцами, которым необходимо осуществлять перевозку своей продукции регулярно. Согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Заключение простого (разового) договора перевозки груза в соответствии со статьей 785 ГК РФ подтверждается составлением и выдачей грузоотправителю транспортной накладной Правилами заключения договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом определен порядок заключения годового договора на перевозку грузов. Основанием для заключения этого договора является план перевозок. В годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются:1. Объемы перевозок по утвержденной номенклатуре.2. Условия перевозок (режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установленное время и т.д.).3. Порядок расчетов за перевозку.4. Рациональные маршруты и схемы грузопотоков.В годовом договоре на перевозку грузов также устанавливается грузооборот, исчисленный в соответствии со средним расстоянием перевозки, указанным в принятой заявке. Грузоотправители обязаны принимать меры к недопущению встречных и нерациональных перевозок.

В соответствии с годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом и на основе заявок грузоотправителей (грузополучателей) автотранспортные предприятия разрабатывают квартальные планы перевозок с распределением по месяцам, по общему объему (включая перевозки автомобилями, работающими на условиях почасовой оплаты) в тоннах, с указанием пунктов отправления и назначения (по междугородным перевозкам), а также расчетного грузооборота, исчисленного из среднего расстояния перевозки. Проекты планов перевозок автотранспортные предприятия не позднее чем за 40 дней до начала планируемого квартала согласовывают с грузоотправителями (грузополучателями). За 15 дней до начала планируемого месяца грузоотправители представляют (в трех экземплярах) в автотранспортные предприятия и организации развернутые (с распределением по декадам) планы перевозок грузов в тоннах с указанием объемов перевозок, номенклатуры грузов, пунктов отправления и назначения, а также расчетного грузооборота, исчисленного из среднего расстояния перевозки.

При выполнении перевозок на каждом АТС должны быть документы, которые относятся к документам строгой отчетности (имеют серию и учетный номер). В общем случае такими документами считаются: • путевой лист;• товарно-транспортная накладная (ТТН) при перевозке грузов товарного характера (имеющих стоимость).

Путевой лист является основным первичным документом, определяющим совместно с ТТН показатели при учете работы ПС и водителя, начислении заработной платы водителю и расчетах за перевозки.При выполнении ГАП используются путевые листы следующих 2 форм:4-с (сдельная) — при перевозках на условиях сдельной оплаты. Предусматривает подробное задание водителю по маршруту движения и количеству ездок. На обратной стороне путевого листа фиксируется время выполнения ездок, продолжительность простоев и номера ТТН, на основании которых перевозился груз;4-п (повременная) — при перевозках на условиях повременной оплаты. Предусматривает указание заказчика перевозок (заказчиков) и времени прибытия и убытия от заказчика. Номера ТТН, по которым перевозился груз, записываются на обратной стороне. Путевой лист имеет отрывной талон, который должен быть заполнен заказчиком и заверен его печатью. После обработки в АТО этот талон возвращается заказчику вместе со счетом на перевозки.На путевых листах в левом верхнем углу проставляется штамп или печать организации — владельца ПС. Заполнение путевого листа производится до выезда АТС на линию, на линии и после возвращения в АТО.Перед выездом на линию заполняются сведения о водителе, сопровождающих лицах и автомобиле, времени начала и окончания работы, заказчике перевозок, планируемом пробеге АТС и движении горючего. Если выполняемые перевозки подлежат лицензированию, в путевом листе должны указываться номер и серия лицензии. Указанная в путевом листе дата выдачи должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале. В нижней части путевого листа должны быть поставлены подписи:диспетчера, подтверждающая правильность заполнения путевого листа и наличия у водителя водительского удостоверения;механика об исправности ПС;медицинского работника о возможности допуска водителя к управлению АТС;водителя о цринятии АТС в технически исправном состоянии и получении задания на работу.Данные в путевой лист заносятся должностными лицами АТО (диспетчер, техник по горюче-смазочным материалам и т. п.). Участие водителя в подготовке путевого листа не допускается. На линии в путевой лист заносятся сведения о работе ПС, результаты проверки контролирующими лицами. Ответственное лицо заказчика расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполнения данных о выполненной работе.

После сдачи водителем путевого листа по возвращении в АТО диспетчер или другое уполномоченное на это лицо заполняют данные о фактически выполненной работе водителем и автомобилем, движении горючего. Водитель своими подписями удостоверяет сдачу ПС механику в технически исправном состоянии или в состоянии с определенными неисправностями и количество сданных вместе с путевым листом ТТН. Механик своей подписью подтверждает эти сведения. Диспетчер своими подписями подтверждает количество сданных водителем ТТН и правильность заполнения данных после сдачи путевого листа водителем.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители АТО и лица, ответственные за эксплуатацию ПС и участвующие в заполнении документов.

Путевые листы хранятся в АТО вместе с ТТН, что облегчает их совместную проверку.

Для контроля движения путевых листов, выданных водителю, и сдачей путевых листов после их первичной обработки в бухгалтерию ведется специальный журнал.

Наши рекомендации