Принципы и методы проектирования управления
Принципы и методы проектирования ОСУ основаны на методах и принципах
При формировании ОСУ надо учитывать следующие основные принципы:
-системность – необходимость обеспечения единства целей всех звеньев ОСУ путем установления их взаимосвязей как по вертикали в пределах каждой функции, так и по горизонтали, т. е. между разными функциями;
-соответствие производственной структуре (составу и функциям производственных подразделений предприятия);
-экономичность- установление минимально необходимых уровней и звеньев управления, что упрощает структуру, сокращает объем требуемой информации;
-гибкость, т. е. способность быстро перестраиваться в связи с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды;
-рациональная регламентация и инициатива- сочетание четко установленного порядка (в т.ч. разграничения функций, обязанностей и ответственности между подразделениями и исполнителями) и использование творческого потенциала работников при поиске нестандартных решений;
-надежностьфункционирования системы управления, т. е. обеспечение достоверности информации о состоянии производства и принимаемых решений;
-рациональное соотношение централизации и децентрализации
функций управления подразделениями по уровням управления
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это - количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Существуют взаимодополняющие методы:
- Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.
- Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности орг. структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.
- Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
1. Разработка системы(дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
2. Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;
3. Составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным меж функциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).
- Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
- математико - кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;
- графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, "проигрывать" варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить "метасхемные" описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями.
- натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты - заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты - искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры - действия практических работников;
- математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.
1.2 Основные требования предъявляемые к ОСУ
ОСУ предприятий автотранспорта должны обеспечивать:
высокую эффективность грузовых и пассажирских перевозок в объемах и номенклатурах, предусмотренных заказами и договорами с клиентурой;
работу транспортных предприятий, их подвижного состава и постоянных устройств в режиме высшей производительности; быстрое реагирование на запросы транспортной клиентуры;охват всех основных сторон деятельности транспортных предприятий (основное и вспомогательное производство);
эффективный контрольза ходом перевозочного процесса, развитие материально-технической базы, внедрение новой транспортной техники и технологии перевозок;эффективное взаимодействие со смежными предприятиями транспорта, с отправителями и получателями грузов;
рациональное сочетание отраслевого и территориального принципов управления перевозками при максимальном приближении аппарата управления к производству (минимум звеньев).
Организационные структуры систем управления на автотранспорте существенно зависят от вида подвижного состава, объема и структуры перевозок, характера производственных функций того или иного предприятия, принятого порядка работы, определяемого технологическим процессом, и других факторов.
На верхних уровнях ОСУ целесообразно концентрировать принятие стратегических, перспективных решений, а на нижний уровень управления делегировать полномочия для принятия тактических, оперативных решений.
Усиление централизации приводит к улучшению взаимодействия и координации деятельности подразделений АТП.
Децентрализацию следует усиливать в условиях изменяющихся внешних и внутренних воздействий, т. е. когда необходимо оперативно вырабатывать управленческие решения.
Проектирование ОСУ включает решение следующих вопросов:
1) определение состава и содержания функций;
2) степень централизации и децентрализации функций;
3) число ступеней управления и число звеньев в каждой ступени;[3]