Принципы управления: общие (кибернетические) принципы управления (принципы обратной связи, внешнего дополнения, закон необходимого разнообразия и др.); специфические принципы управления.

Принципы управления – это требования к построению органов управления, методам осуществления управленческих функций, характеру отношений предприятий с государством и обществом.

Группы принципов управления:

1)общие для всех видов управления, относящиеся ко всем компонентам системы управления;

2)специфические, используемые для управления конкретным производством;

3)принципы, относящиеся к отдельным частям системы управления.

Общие принципы управления:

- Принцип обратной связи. Базируется на выводах о замкнутости систем управления. Обратная связь – это получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения достигнутого состояния управляемого объекта с заданным.

- Принцип внешнего дополнения. Действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, которые не входили бы в саму модель, но оказали положительное влияние на результаты деятельности системы (реклама, внедр. сист.контроля, маркетинг.исслед.).

- Принцип необходимого разнообразия. Применительно к управлению разнообразие – это характеристика поведения системы, которая изменяется под воздействием факторов внешней и внутренней среды.

- Принцип иерархичности. Этот принцип рассматривает сложные и большие системы как многоуровневые пирамиды, в которых выделяются элементы уровней управления (кажд. ступень осущ.управление низлежащей, но и сама управляется вышележащей).

Специфические принципы управления:

- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении тесно связан с общим принципом иерархичности. Его сущность заключается в распределении полномочий на принятие решений на каждом уровне управленческой иерархии.

- Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. В фирмах этот принцип проявляется в форме «единой команды», где вырабатывается взаимная ответственность за состояние дела всех работников, входящих в орган управления.

- Принцип демократизации управления. Данный принцип основан на корпоративной собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, находятся под единым административным управлением.

10. Целеполагание в управлении: философия организации, ее миссия, примеры миссий, свойства целей, методы целеполагания, преимущества метода управления по целям.

Целеполагание— один из важнейших компонентов управленческой деят-ти, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Философия организации — совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм, система ценностей и убеждений, разделяемая всеми сотрудниками и посвященная глобальной цели организации. Основные элементы философии предприятия — это декларация прав членов трудового коллектива, качество работника, условия труда, оплата труда, социальные блага и гарантии, поощрения и запреты.

Миссия в широком смысле рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение причины существования организации, смысл ее существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Пример миссии:Обувная фабрика «Вестфалика». Цель – создать лучшее предприятие в России.

Свойства целей:

соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего (практический вывод – цели должны формироваться сверху вниз);

развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными.

соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.

В методике системного анализа процесс формирования целей представляется тремя этапами:

1. Анализ исходной информации (законодательных документов, программ; схем размещения производительных сил; проектных материалов; прогнозных данных; мирового и отечественного опыта);

2. Написание сценария (1. описание существующих тенденций (модель современного состояния), как негативных, так и позитивных; 2. описание будущего состояния (модель будущего состояния), т.е. анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть в будущем и оказать влияние на развитие системы);

3. Декомпозиция целей(основываясь на главных свойствах целей – развертываемости и соподчиненности, – конечная цель раскладывается на составляющие подцели таким образом, чтобы реализация целей нижнего уровня обеспечивало достижение цели верхнего уровня).

Значение метода управления по целям:

Метод управления по целям явл. одним из эффективных практических подходов в управлении. Этот метод обладает потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов.

Для руководителей всех подразделений предприятия (фирмы) определяется главная область их ответственности, выраженная в конкретных заданиях. Сравнение фактического состояния дел с заданными целями является оценкой успеха.

Главными положениями управления по целям являются:

- Деятельность управляющих должна оцениваться по их достижениям.

- Управляющие должны знать свои цели.

- Управляющие и подчиненные должны иметь право голоса при определении своих собственных целей.

- Цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его руководителя.

Особенностью метода управления по целям является то, что руководитель и его подчиненный достигают соглашения относительно целей, ради которых подчиненный работает. Подчиненный при этом воспринимает задание как свое собственное, которое он способен реализовать. В данном случае руководитель выступает по отношению к подчиненному, прежде всего, в роли консультанта.

Наши рекомендации