Игры по духовно нравственному

Игры по духовно нравственному

Воспитанию

«РУКОТВОРНЫЙ И НЕРУКОТВОРНЫЙ МИР»

Цель: Упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

«КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

«ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

«ДОБРО — ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Игра «Жизнь в лесу»Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись… Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи»Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода,муравьишкисобираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь,муравьишкизакатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем рольмуравьишекв радостный день праздника. Покажем, какмуравьишкиприветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы»Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром,полныесил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этихтружеников, а те, кто по левую, – эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней»Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет,ноне разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате,посмотримдруг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки»Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

Памятка

· «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

· СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

·

· Правила почитания и уважения старших

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;

- смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться;

- делать то, что запрещают старшие;

- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

- обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы:

- Не домогайся первенства среди друзей. Не позволяй брать себе все самое лучшее.

- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т.д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом не обвиняя и не осуждая его.

- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

- Не наушничай, не доноси на товарища. Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила добрых дел:

- Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

- Не твори добра на показ. Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

- Старайся искоренять плохие привычки.

- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

- Не нарушай обещания. Если дал слово - постарайся его исполнить.

- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

- Без разрешения ничего не бери. Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

- Примиряй ссорящихся. Утешай в печали, скорби, болезнях.

- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.

- Не будь жадным, негостеприимным.

- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости:

- Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома - скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беду

Пословицы

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь..

Игры по духовно нравственному

Воспитанию

«РУКОТВОРНЫЙ И НЕРУКОТВОРНЫЙ МИР»

Цель: Упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.

Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т.д.

Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.

Оборудование: волшебная палочка.

«КРУГ ЖЕЛАНИЙ»

Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.

Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.

Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).

«ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

«ДОБРО — ЗЛО»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.

Водящим можно выбирать детей.

«ТАЙНЫЙ ДРУГ»

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.

Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.

Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.

Игра «Жизнь в лесу»Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись… Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи»Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода,муравьишкисобираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь,муравьишкизакатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем рольмуравьишекв радостный день праздника. Покажем, какмуравьишкиприветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы»Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром,полныесил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этихтружеников, а те, кто по левую, – эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней»Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет,ноне разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате,посмотримдруг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки»Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

Памятка

· «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

· СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

·

· Правила почитания и уважения старших

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;

- смеяться над старостью и старыми людьми - это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться;

- делать то, что запрещают старшие;

- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

- обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы:

- Не домогайся первенства среди друзей. Не позволяй брать себе все самое лучшее.

- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т.д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом не обвиняя и не осуждая его.

- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

- Не наушничай, не доноси на товарища. Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила добрых дел:

- Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

- Не твори добра на показ. Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

- Старайся искоренять плохие привычки.

- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

- Не нарушай обещания. Если дал слово - постарайся его исполнить.

- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

- Без разрешения ничего не бери. Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

- Примиряй ссорящихся. Утешай в печали, скорби, болезнях.

- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.

- Не будь жадным, негостеприимным.

- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости:

- Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома - скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беду

Пословицы

Наши рекомендации