Разработка рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении является концептуальной и методической основой развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы. В данном параграфе рассмотрим структуру и содержание компонентов программы. Структура и содержание рабочей программы.

1. Преамбула

Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (начального, общего образования) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция и Программа развития ОУ.

ФГОС. Цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

Системообразующей идеей программы, является познавательно - социальная, т.е. ориентация на воспитание человека знающего и познающего, полноценного субъекта социальной жизни, способного понять и принять существующие нормы, саморазвиваться, раскрывая индивидуально- личностный потенциал школьника, готового к социальному творчеству.

2. Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ОУ на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитательная система ОУ строится на основе Программы развития ОУ. В ОУ должен воспитываться гражданин и патриот, раскрываться способности и таланты учащихся, организована подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом школа должна постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями учащихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Современные условия и особенности развития и социализации обучающихся на ступени начального, среднего общего образования позволяют конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания. Таблица №7

Направления Задачи
В области формирования личностной культуры:   - формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; - воспитывать личность, способную принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной, обладающей качествами духовности, культуры, толерантности. - создать условия для принятия учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; - формировать представления об эстетических идеалах и ценностях; - учить выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; - воспитывать качества личности: трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:   • формировать основы российской гражданской идентичности; • воспитывать чувства личной ответственности за Отечество; • воспитывать патриотизм и гражданскую солидарность; • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • создать условия для воспитания доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; • воспитывать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; • создать условия для воспитания толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:   - воспитывать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - формировать представления о семейных ценностях; - знакомить учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Ценности духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям. (Табл.№8)

Таблица №8

Направления Ценности
•Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
•Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.  

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

5. Методологические подходы, принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования

Современные особенности развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у детей осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Принципиально новые условия жизнедеятельности современных детей, которые требуют учёта при формировании подходов и принципов воспитания и развития в организации их духовно-нравственного развития и воспитания.

Основополагающими методологическими подходами являются: личностно-ориентироанный, деятельностный и аксиологический. На основе этих подходов сформулированы следующие принципы:

- принцип социальной активности;

- принцип социального творчества;

- принцип мотивированности;

-принцип единства образовательной среды( единая система внутришкольного и внешкольного воспитания и образования );

- принцип субъектности;

- принцип опоры на традиции;

- принцип интеграции с социально- культурным пространством;

- принцип ориентации на идеал;

- принцип персонификации (Учителя и родители подают ребенку пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании и развитии школьников. Пример - персонифицированная ценность.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Уклад школьной жизни организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и общественных организаций).

Для решения воспитательных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, педагогам и родителям необходимо обращаются к содержанию дисциплин предметной подготовки:

• общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла;

• произведениям искусства;

• периодической литературе, публикациям, радио и телепередачам, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Программа объединяет все виды деятельности учащихся (урочную, внеурочную, внешкольную), в которых можно решать задачи их развития, воспитания и социализации.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку и литературе, истории и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия, КТД.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков, походов, фестевалях и др.)

3)Внешкольная деятельность – приобретение гражданского опыта, в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего микрорайона, города).

6. Направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания

6.1 Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

6.2 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека;

6.3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

6.4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

6.5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6.6 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах иценностях (эстетическое воспитани

7. Социальное партнерство школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только школой, семьёй, но и внешкольными учреждениями. ОУ сотрудничает с кем? (указать в программе), (ИЗО, декоративно- прикладное искусство, хор, спортивные бальные танцы, компьютерная грамотность организованны в виде кружков, секций, клубов и др.), с библиотеками города, спортивными объектами: бассейны, стадионы и др. Учащиеся школы занимаются в кружках, студиях , секциях (указать каких?).Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов для духовно- нравственного развития и воспитания учащихся зависит от систематической работы ОУ по повышению педагогической культуры родителей.

8. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни учащегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:

Ø овместная педагогическая деятельность семьи и школы, через «Управляющий совет школы», «Родительский комитет» и др. в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;

Ø сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

Ø педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

Ø поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

Ø содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

Ø опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями: родительские собрания на духовно- нравственные темы: (указать):родительская конференция; встречи за круглым столом; семейные чтения; лекторий для родителей;открытые показы воспитательно- образовательного процесса; проведение совместных учебных мероприятий ( выставки, конкурсы, праздники); анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно- нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки, экскурсии, дни «открытых дверей».

9. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования по направлениям. Характеристика личностных качеств младших школьников.

9.1 Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания: знание главных нравственных правил, норм; представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»; умение отделять оценку поступка от оценки человека; различение хороших и плохих поступков; умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения; избегание плохих поступков, капризов; признание собственных плохих поступков; осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний; защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких; препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей; добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому; следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

9.2 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям:

- знания о жизни, государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

– умение отвечать за свои проступки;

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы к защитникам Родины, ветеранам.

9.3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования; понимание особой роли творчества в жизни людей; отрицательная оценка лени и небрежности; уважение в действии к результатам труда других людей; стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками; умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами; стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач; стремление к творческому, нестандартному выполнению работы; выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности; проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца; соблюдение порядка на рабочем месте.

9.4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями; знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья; знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.; понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека; соблюдение правил гигиены и здорового режима дня; подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

9.5 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

9.6 Воспитание ценностных отношений к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

10. Критерии, показатели и уровни оценки духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Задачи и направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося (Мировоззрение, ценности, мотивация, эмоционально- волевая регуляция).

2. Изучение межличностных отношений:

Методы диагностики: социометрия;социально-психологический климат в классе; интересы и способности;самооценка; ценности; успешность в деятельности;уровень воспитанности.

Формы диагностики: анкетирование;тестирование; наблюдение.

Критерии: 1) Мировоззрение, ценности, отношения. Показатели: пробует формировать «образ мира» руководствуясь нравственными требованиями, признает ценности окружающих, способен справиться со своим эмоциональным состоянием, наличие у ребенка познавательного интереса, любознательности; признает ценности окружающих и ориентируется на их потребности; наличие устойчивого интереса к когнитивно - смысловой деятельности; имеет богатую (с учетом возраста) лексику; обладает креативной коммуникацией.

2) Побуждения и мотивы. Показатели:сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть); - способен определять и осуществлять личностную активность в формировании собственных взглядов и убеждений; мотивирован на цель.

3) Эмоционально-волевая регуляция. Показатели: сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; ориентируется на чувство стыда, как регулятора поступков и решений; соответствие взглядов и убеждений ученика нормам, правилам и требованиям общества; интересуется скрытым смыслом вещей, явлений, поступков; расширяет пространство познания; открыт новому; мотивирован на общение с миром.

Уровни: высокий, средний, низкий.

Итак, создавая рабочую программу по духовно-нравственному развитию и воспитанию это функция ни одного педагога, а коллектива. Желательно, чтобы методическое объединение классных руководителей обсудили проект модели разрабатываемой программы, определили ее содержание и механизмы реализации. Модель программы и анкета для самопроверки (см. в приложении № 1 и 2).

Наши рекомендации