Конституционные основы правового регулирования сферы транспортной деятельности
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Содержание понятия нормативного правового регулирования создания и деятельности транспортной организации ……………………. 6
1.1 Конституционные основы правового регулирования в сфере транспортной деятельности ………………………………………………. 10
1.2 Общая характеристика источника транспортного права (особенности и система) …………………………………………………………………..….. 10
1.3 Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций ………………………………………………… 17
Глава II. Деятельность транспортных организаций и иерархия транспортных организаций ……………………………………………….... 21
2.1 Основные характеристики транспортной деятельности …………...… 21
2.2 Понятие и виды деятельности транспортных организаций ………….. 26
2.3 Лицензирование транспортной деятельности……………………….. 33
Глава III. Проблемные аспекты законодательства, регулирующего транспортную деятельность………………………………………………. 39
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы создания и деятельности транспортных организаций…………………………………. 39
3.2 Международно-правовое регулирование транспортной сферы……… 47
Заключение………………………………………………………………….. 50
Список использованных источников и литературы…………………….. 54
Введение
Транспорт играет важнейшую роль в жизнедеятельности современного общества, в связи с чем, его значение трудно переоценить, при этом его организация и эффективное функционирование напрямую связано с должным нормативнo-правовым регулированием. Основными субъектами, осуществляющими транспортную деятельность, являются транспортные организации.
В связи с этим особый исследовательский интерес вызывает анализ вопросов правового регулирования создания и деятельности именно этих участников транспортных правоотношений.
Актуальность обозначенной темы подтверждается широким распространением этого вида хозяйственно-экономической деятельности и ее существенным значением для повседневной жизнедеятельности всего государства и общества.
На фоне того, что значительный объем исследований посвящен анализу правовой природы и сущности договора перевозки, актуальность вопросов, связанных с организацией и деятельностью транспортных организаций, выделяется особо среди прочих тематических работ, поэтому можно констатировать повышенный профессионально-правовой интерес к обозначенной теме, обусловленный объектом и предметом исследования.
Объект исследования представлен отношениями, возникающими, изменяющимися и прекращающимися в сфере осуществления транспортной деятельности, характерной чертой которой является перемещение грузов, пассажиров и багажа.
Предмет данного исследования имеет определенную особенность, характеризующуюся тем, что его отличает существенное практическое значение, поскольку он представлен нормами права, регулирующими процесс организации и деятельности транспортных организаций.
Целью исследования является проведение общего анализа норм права, направленных на регулирование осуществления деятельности обозначенных субъектов права.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Обозначить конституционные основы правового регулирования и основные источники транспортного права;
- Рассмотреть задачи и методы правового регулирования исследуемой сферы;
- Изучить основные признаки и виды транспортной деятельности;
- Исследовать понятие деятельности транспортных организаций и обозначить основные направления их деятельности;
- Проанализировать особый способ государственного регулирования транспортной деятельности - институт лицензирования;
- Выявить законодательные проблемы в рассматриваемой сфере и обозначить пути совершенствования транспортного законодательства.
Проблемам правовой природы транспортных договоров посвящены труды таких величайших отечественных правоведов, как С.С. Алексеев, И.А. Покровский, Е.А.Суханов, Г.Ф. Шершеневич и многих других признанных и выдающихся ученых-юристов. Однако проблемы правовых норм, регулирующих создание и деятельность транспортных организаций, не были столь широко исследованы.
Основополагающие идеи этих авторов не утратили своего основного значения для правовой науки и в настоящее время, но поиски исследователей продолжаются, появляются новые концепции и подходы, расширяется правоприменительная практика, развиваются институты гражданского и международного права, что обуславливает необходимость продолжения научной работы по обозначенной проблематике.
Отправным методом данного исследования будет являться подробный анализ нормативных правовых актов, регулирующих правила создания и деятельности транспортных организаций.
Помимо этого в работе будет использован сравнительно - аналитический метод в отношении различных норм права, метод классификации в виде разделения предмета исследования по важным для его познания признакам, а также метод обобщения.
Данное исследование имеет свою структуру, характеризующуюся стандартным подходом, в состав которой включены: введение, три главы, соответствующие разделы в главах, заключение, список использованных нормативных правовых источников, литературы и специальные приложения.
Теоретическая и практическая ценность данной работы заключается в том, что при решении поставленных в исследовании задач будет сформирован системный взгляд на обозначенную проблему, а также будут предложены пути конкретного решения правовых проблем, что и определит значимость настоящего исследования.
Глава I. Содержание понятия нормативного правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций
Заключение
На основании проведенного исследования следует отметить, Что Конституция РФ затрагивает общие положения регулирования транспортной деятельности. Конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг. Транспортная деятельность является связующим звеном во всех социально-экономических отношениях государства, она способна охватывать практически все регионы. Осуществление транспортной деятельности обеспечивает жизнедеятельность как внутри страны, так и за ее пределами.
В целях эффективного правового регулирования необходимо осуществить устранение конституционного правового пробела в части регулирования транспортного обслуживания субъектов РФ и муниципальных образований путем внесения в ст. 72 Конституции РФ нормы о регулировании транспортной деятельности, регулирующей вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Система правового регулирования транспортного права состоит из конституционных положений, целого ряда специализированных транспортных уставов и кодексов, принятых в форме федеральных законов и детально регламентирующих транспортные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов и характеризуется в целом признаками стабильности, систематизированности, объемности, значительным наличием императивных норм, широким применением норм международного права, а также принципом иерархии системы. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа). Необходимость выявления и анализа ряда наиболее актуальных проблем нормативно-правового регулирования транспортной сферы, обусловлена развитием транспортной отрасли.
Дискуссия ученых о создании единого Транспортного кодекса продолжается долгое время. Принятие такого рода документа проблематично, поскольку данный вид деятельности, хоть и обусловлен общим предметом, осуществляется различными видами транспорта и требует более узкой специфики регулирования.
Транспортное право - это единая взаимосвязанная комплексная отрасль российского права, содержащая нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, земельного, гражданского, административного, предпринимательского, договорного, уголовного).
При изучении метода и задач транспортной деятельности следует вывод: так как транспортное право является комплексной отраслью права, она не имеет свой метод регулирования отношений. Здесь идет речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.
Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги.
Исходя из приведенного анализа понятия и правовой характеристики транспортной деятельности, можно прийти к выводу, что транспортными организациями являются юридические лица, осуществляющие лицензируемую деятельность, связанную с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционную деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях.
В силу п.1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Следует внести уточнения в ст.14.1.2 КоАП РФ о предпринимательстве в области транспорта без лицензии в отношении уточнения субъектов ответственности и размера административного штрафа, для более жесткого контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для наиболее эффективного функционирования транспортной деятельности в России, необходимо совершенствование законодательства в области транспорта. На данный момент существует Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г., в которой выражено развитие транспортного комплекса. Это необходимо для решения актуальных проблем на основе проведенных статистических исследований и реализации новых возможностей.
В рамках международного права необходимо принять Всеобщую транспортную конвенцию, положения которой установят правила и процедуры регулирования транспортной деятельности различных государств.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Содержание понятия нормативного правового регулирования создания и деятельности транспортной организации ……………………. 6
1.1 Конституционные основы правового регулирования в сфере транспортной деятельности ………………………………………………. 10
1.2 Общая характеристика источника транспортного права (особенности и система) …………………………………………………………………..….. 10
1.3 Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций ………………………………………………… 17
Глава II. Деятельность транспортных организаций и иерархия транспортных организаций ……………………………………………….... 21
2.1 Основные характеристики транспортной деятельности …………...… 21
2.2 Понятие и виды деятельности транспортных организаций ………….. 26
2.3 Лицензирование транспортной деятельности……………………….. 33
Глава III. Проблемные аспекты законодательства, регулирующего транспортную деятельность………………………………………………. 39
3.1 Совершенствование нормативно-правовой базы создания и деятельности транспортных организаций…………………………………. 39
3.2 Международно-правовое регулирование транспортной сферы……… 47
Заключение………………………………………………………………….. 50
Список использованных источников и литературы…………………….. 54
Введение
Транспорт играет важнейшую роль в жизнедеятельности современного общества, в связи с чем, его значение трудно переоценить, при этом его организация и эффективное функционирование напрямую связано с должным нормативнo-правовым регулированием. Основными субъектами, осуществляющими транспортную деятельность, являются транспортные организации.
В связи с этим особый исследовательский интерес вызывает анализ вопросов правового регулирования создания и деятельности именно этих участников транспортных правоотношений.
Актуальность обозначенной темы подтверждается широким распространением этого вида хозяйственно-экономической деятельности и ее существенным значением для повседневной жизнедеятельности всего государства и общества.
На фоне того, что значительный объем исследований посвящен анализу правовой природы и сущности договора перевозки, актуальность вопросов, связанных с организацией и деятельностью транспортных организаций, выделяется особо среди прочих тематических работ, поэтому можно констатировать повышенный профессионально-правовой интерес к обозначенной теме, обусловленный объектом и предметом исследования.
Объект исследования представлен отношениями, возникающими, изменяющимися и прекращающимися в сфере осуществления транспортной деятельности, характерной чертой которой является перемещение грузов, пассажиров и багажа.
Предмет данного исследования имеет определенную особенность, характеризующуюся тем, что его отличает существенное практическое значение, поскольку он представлен нормами права, регулирующими процесс организации и деятельности транспортных организаций.
Целью исследования является проведение общего анализа норм права, направленных на регулирование осуществления деятельности обозначенных субъектов права.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Обозначить конституционные основы правового регулирования и основные источники транспортного права;
- Рассмотреть задачи и методы правового регулирования исследуемой сферы;
- Изучить основные признаки и виды транспортной деятельности;
- Исследовать понятие деятельности транспортных организаций и обозначить основные направления их деятельности;
- Проанализировать особый способ государственного регулирования транспортной деятельности - институт лицензирования;
- Выявить законодательные проблемы в рассматриваемой сфере и обозначить пути совершенствования транспортного законодательства.
Проблемам правовой природы транспортных договоров посвящены труды таких величайших отечественных правоведов, как С.С. Алексеев, И.А. Покровский, Е.А.Суханов, Г.Ф. Шершеневич и многих других признанных и выдающихся ученых-юристов. Однако проблемы правовых норм, регулирующих создание и деятельность транспортных организаций, не были столь широко исследованы.
Основополагающие идеи этих авторов не утратили своего основного значения для правовой науки и в настоящее время, но поиски исследователей продолжаются, появляются новые концепции и подходы, расширяется правоприменительная практика, развиваются институты гражданского и международного права, что обуславливает необходимость продолжения научной работы по обозначенной проблематике.
Отправным методом данного исследования будет являться подробный анализ нормативных правовых актов, регулирующих правила создания и деятельности транспортных организаций.
Помимо этого в работе будет использован сравнительно - аналитический метод в отношении различных норм права, метод классификации в виде разделения предмета исследования по важным для его познания признакам, а также метод обобщения.
Данное исследование имеет свою структуру, характеризующуюся стандартным подходом, в состав которой включены: введение, три главы, соответствующие разделы в главах, заключение, список использованных нормативных правовых источников, литературы и специальные приложения.
Теоретическая и практическая ценность данной работы заключается в том, что при решении поставленных в исследовании задач будет сформирован системный взгляд на обозначенную проблему, а также будут предложены пути конкретного решения правовых проблем, что и определит значимость настоящего исследования.
Глава I. Содержание понятия нормативного правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций
Конституционные основы правового регулирования сферы транспортной деятельности
Как самостоятельная отрасль российской экономики транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом, транспортных средств и транспортных организаций.
От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельность государства и общества в целом.
В системе российского права существует целый блок специальных правовых норм, которые непосредственно регулируют организацию и деятельность транспортных организаций.
В юридической литературе этот блок правовых норм объединяется специалистами в понятие транспортного права.
Конституционные основы формирования правового регулирования рассматриваемой экономической отрасли заложены Конституцией РФ в ст. 71, согласно которой в ведении Российской Федерации находятся: федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе[1].
В связи с тем, что это единственное упоминание о транспорте в Конституции РФ, такие важные вопросы как транспортное обслуживание субъектов РФ и муниципальных образований остались за рамками конституционного регулирования, поскольку они не отнесены Основным законом ни к компетенции Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (конституционная норма «и» ст. 71 касается только федерального транспорта и путей сообщения).
Обозначенный законодательный пробел необходимо устранить путем внесения в ст. 72 Конституции РФ, регулирующую вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, дополнений в отношении регулирования вопросов осуществления транспортной деятельности.
Подтверждением тому, что вопросы пригородного и межмуниципального сообщения по организации транспортного обслуживания относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, служат положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[2].
Вопросы, касающиеся создания и деятельности транспортных организаций, регулируются приведенным Федеральным законом, в следующем объеме:
- организуется осуществление транспортной деятельности в виде транспортного обслуживания населения такими видами транспорта как, воздушный, водный, автомобильный (в том числе легковое такси), в границах межмуниципального и пригородного сообщения, а также и железнодорожным транспортом (далее ж/д транспорт) в пригородном сообщении;
- организуется надзор в виде осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также в виде осуществления регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
- проводится дорожная деятельность в виде осуществления дорожных работ в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивается безопасность дорожного движения на них (в том числе организация парковок на платной основе или без взимания платы);
- осуществляется деятельность в части транспортной инфраструктуры в виде содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов, аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации[3].
Помимо проанализированных ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ, конституционное правовое регулирование осуществления деятельности транспортными организациями, осуществляется также общими нормами, закрепленными ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 8 Конституции РФ[4].
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договор[5].
Примером международного правового регулирования является Конвенция о дорожном движении от 1968 г.[6], в соответствии с которой договаривающиеся стороны, желая облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем, приняли единообразные правила движения.
Также в качестве примера можно привести Конвенцию о международной гражданской авиации от 1944 г., стороны которой понимают, что развитие международной гражданской авиации может в значительной степени способствовать установлению и поддержанию дружбы и взаимопонимания между нациями и народами мира, тогда как злоупотребление международной гражданской авиацией может создать угрозу всеобщей безопасности и достигли согласия относительно определенных принципов и мер с тем, чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично[7].
Помимо этого в отношении осуществления деятельности транспортными организациями применяется конституционная норма права, предусмотренная ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности[8].
Эти основополагающие конституционные принципы призваны способствовать созданию и осуществлению деятельности любых экономических субъектов, к числу которых в полной мере относятся и транспортные организации.
Таким образом, конституционные основы регулирования транспортной деятельности сводятся к регулированию федерального транспорта и путей сообщения, признанию норм международного права частью правового регулирования Российской Федерации и закреплению принципа свободного перемещения услуг.
1.2 Общая характеристика источников транспортного права (особенности и система)
Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, и прежде всего предпринимательского, гражданского, административного и уголовного.
Изучение этих проблем позволяет глубже понять особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования. Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами.
Однако вместе с, тем, не менее, важным является исследование вопросов государственного управления транспортной деятельностью, вопросов лицензирования, правового режима земель транспорта, иных публично-правовых инструментов регулирования[9].
Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа), поэтому в предмет транспортного права включаются:
- общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;
- общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;
- общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Также необходимо учитывать отношения, регулируемые гражданским правом, а именно обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортных услуг.
Помимо этого, нормы транспортного права взаимодействуют с нормами административного права (административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, административная ответственность и т.п.), с нормами уголовного права (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), как уже отмечалась ранее с нормами конституционного права (федеральный транспорт и т.д.).
В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы.
Первым обращает на себя внимание Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором выделены в отдельную главу 40 «Перевозка» нормы, регулирующие общие положения о перевозке грузов, пассажиров, багажа, условия возникновения, изменения и прекращения обязательств, связанных с заключением и исполнением договоров перевозки, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д[10].
Особое место в системе источников транспортного права занимают специализированные транспортные уставы и кодексы, основанные на положениях вышеназванной гл. 40 ГК РФ, принятые в форме федеральных законов и детально регламентирующие отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности и напрямую регулирующие вопросы создания и деятельности транспортных организаций. К числу названных источников транспортного права относят:
- Воздушный кодекс Российской Федерации[11];
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации[12];
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации[13];
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации[14];
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[15].
Особенностью перечисленных документов является то, что они носят комплексный характер и воздействуют на определенные виды публичных отношений, возникающих при осуществлении деятельности на различных видах транспорта.
Весьма интересной представляется позиция В.А. Дозорцева, полагающего, что в подобных комплексных кодифицированных актах не удается выделить общие правовые положения, характерные для единого отраслевого кодекса. Комплексные акты необходимы для достаточно узкой сферы транспортных правоотношений, что, однако не исключает их большого объема и значимости для обширной сферы транспортных отношений, однако действующие транспортные кодексы и уставы не образуют самостоятельно отраслевой юридической системы и подлинные функции кодекса не выполняют[16].
Таким образом, данный специалист полагает, что система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транспортной деятельности.
Поэтому можно заключить, что необходим единый кодифицированный акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается исследователями.
Однако существует мнение о том, что принятие единого кодификационного акта о транспорте (Транспортного кодекса), является нецелесообразным и излишним. Нецелесообразность обусловлена тем, что в транспортном праве объем регулируемых отношений столь велик, что, несмотря на их очевидную предметную обособленность и целый ряд единых признаков, объединение в один законодательный акт важнейших из общих положений представляется одновременно и бесперспективным и лишенным всякого смысла[17].
Исторически процесс кодификации транспортного законодательства идет по пути подготовки целого ряда законов, регламентирующих специфику отдельных (самостоятельных) сложных (комплексных) межотраслевых функциональных правовых институтов, а именно: железнодорожного, морского, внутреннего водного, автотранспортного и воздушного права в структуре отрасли транспортного права.
Для законодателя теоретически вполне возможно осуществить разработку проекта и последующее принятие такого единого акта о транспорте, однако в такой ситуации управление рассматриваемым массивом законодательства будет сведено всего лишь к установлению только самых общих принципов транспортного права и закреплению перечня законов, которые регламентируют отдельные блоки (структурные части в виде подотраслей) транспортного права. В конечном итоге это сделало бы единый для транспортного права закон малоэффективным[18].
Безусловно, право на существование и обсуждение имеют различные точки зрения, как обосновывающие необходимость разработки и принятия единого Транспортного кодекса РФ, так и подтверждающие бесперспективность и нецелесообразность такой работы.
Также приводится мнение о преждевременности принятия такого нормативного правового акта в настоящее время, с которым следует согласиться в полной мере.
Преждевременность такого шага очевидна ввиду того, что, во-первых, регулятивные возможности применения действующих в настоящее время в системе транспортного законодательства кодексов и уставов не исчерпаны; во-вторых, еще не завершено проведение различных государственных экономических реформ, без итоговых результатов которых нецелесообразно проводить работу по кодификации всего транспортного законодательства; в-третьих, в некоторых транспортных отраслях остаются не урегулированными на законодательном уровне многие существенные вопросы организации и функционирования транспортных организаций, а это первоочередная задача для законодателя[19].
При проведении в последующем работы по разработке проекта Транспортного кодекса РФ необходимо не допустить снижения эффективности правовой регламентации разнообразных общественных отношений, возникающих в сфере деятельности транспорта, то есть обязательно учесть главный аргумент противников принятия такого кодифицированного акта.
Помимо Конституции РФ, Кодексов и Уставов систему источников транспортного права составляют и подзаконные нормативные акты.
В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности.
Примером подзаконных нормативных актов, входящих в систему транспортного права, являются в частности, Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»[20], Указ Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации»[21].
Следующий вид подзаконных нормативных правовых актов - это постановления Правительства Российской Федерации, например, от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»[22], а также от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта»[23].
В сфере формирования системы источников транспортного права существенную роль выполняет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395предоставлено право самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, относительно вопросов регулирования правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области транспорта: правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов и пр.[24].
Таким образом, определив основные источники транспортного права и его систему необходимо, в качестве вывода, обозначить следующие основные особенности транспортного законодательства:
- стабильность отрасли транспортного законодательства;
Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.
- наиболее систематизированная (кодифицированная) отрасль права в российском законодательстве;
В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.
- наиболее значительное по объему законодательное регулирование;
- частое использование императивных норм (что отличает это законодательство от гражданского);
- межгосударственный характер деятельности обуславливает применение норм международного права в сфере транспорта;
К примеру, в Кодексе торгового мореплавания РФ[25] отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте[26].
- сформированная система нормативных правовых актов с четкой иерархией.
Следовательно, учитывая особенности источников транспортного права, его комплексный характер, наличие самостоятельной системы транспортного законодательства, необходимо вести речь о существовании единой взаимосвязанной комплексной отрасли российского права, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (конституционного, гражданского, административного, предпринимательского, земельного, договорного, уголовного и т.д.).