Основы правового регулирования профессиональной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины (модуля)

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень профессионального образования: высшее образование - специалитет

Специальность: 38.05.02 Таможенное дело

Специализация: Товароведение и экспертиза в таможенном деле

Таможенные платежи и валютный контроль

Таможенная логистика

Квалификация (степень) выпускника: специалист таможенного дела

Форма обучения: (очная)

Тула 2016 г.

ЛИСТ

Согласования рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы правового регулирования профессиональной деятельности»разработана, к.ю.н. доцентом М.Н. Зубцовой и обсуждена на заседании кафедры СЭиТД института права и управления(протокол заседания кафедры № 7 от «25» марта2016 г..)

Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ______________________

личная подпись(и)

Содержание

1 Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………..4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВО…………………………………………………...5

3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине……………………………5

4 Содержание и структура учебной дисциплины……….…………………………………….6

4.1 Содержание разделов учебной дисциплины………………………………………7

4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий……………………………..7

4.3 Темы, выносимые на лекции……………………………………………………….8

4.4 Лабораторные работы………………………………………………………………8

4.5 Практические занятия (семинары)…………………………………………………8

4.6 Самостоятельная работа студента……………………………………………….8

5 Образовательные технологии………………………………………………………………..9

6 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………….10

6.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий……10

6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающих…….10

6.3 Требования к специализированному оборудованию……………………………10

6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса………………..10

7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок………….10

7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины…………………………..11

7.2 Система оценки достижений обучающегося по дисциплине…………………..12

7.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформулированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины………………………………………………...12

8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся………………………………………………………...……………16

9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)……………………………….20

9.1 Основная литература……………………………………………………………....20

9.2 Дополнительная литература………………………………………………………20

9.3 Периодические издания……………………………………………………………21

9.4 Интернет ресурсы…………………………………………………………...……..21

9.5 Методические указания к лабораторным занятиям………………………….….21

9.6 Методические указания к практическим занятиям……………………..………21

9.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы……………………………………………………………….………21

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Основы правового регулирования профессиональной деятельности»является получение студентами знаний, обобщенных данной дисциплиной в полном объеме.

Задачами освоения дисциплины (модуля) являются:

1. Повысить правовую культуру студентов.

2. Дать студентам возможность использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе.

3. Дать студентам возможность логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения, прини­мать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим по их специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, со знанием дела исполнять свои должностные и профессиональ­ные обязанности.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Основы правового регулирования профессиональной деятельности» относится к базовой части– Б.32.

Дисциплина «Основы правового регулирования профессиональной деятельности» имеет опосредованную связь с другими предметами базовой и вариативной части. Для успешного освоения данной дисциплины и приобретения необходимых знаний, умений и навыков согласно учебного плана студенты уже должны овладеть такими дисциплинами как «Основы таможенного дела», «История таможенного дела и таможенной политики России», «Правоведение». Овладение дисциплиной «Основы правового регулирования профессиональной деятельности» позволит студенту освоить такие дисциплины как «Таможенные процедуры», «Административно - правовые основы деятельности таможенных органов», «Информационные технологии в таможенном деле», а также участвовать в научной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Основы правового регулирования профессиональной деятельности»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП ВО по данному направлению подготовки:

общекультурных (ОК):

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2),

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-3);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ОПК-6).;

профессиональных (ПК):

правоохранительная деятельность:

- владение навыками по составлению процессуальных документов и совершению необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела (ПК-23);

научно-исследовательская деятельность:

- способностью представлять результаты научной деятельности в устнойи письменной формах (ПК-41).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

- таможенную инфраструктуру(ОК-1, ОК-2, ОК-3);

-сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов таможенных правоотношений(ОК-1).

2. Уметь:

-оперировать юридическими понятиями и категориями(ОК-2,ОПК-6);

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы (ПК-41).

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ОК-1);

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации(ПК-12).

3. Владеть:

-юридической терминологией(ПК-23);

- навыками работы с правовыми актами(ПК-23);

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности(ОК-1, ОК-2, ОК-3);

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, а также реализации норм различных органов правоохранительной и правоприменительной систем (ПК-41).

4. Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1. Содержание разделов дисциплины

Й семестр

Лекция 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

1.1 Понятие и признаки государства

1.2 Гражданское общество и государство

1.3 Функции и социальное назначение государства

1.4 Типология государства

1.5 Государство и политическая система общества

Лекция 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

2.1 Понятие и признаки правового государства

2.2 Теория разделения властей

Лекция 3 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3.1 Понятие и признаки правового государства

3.2 Теория разделения властей

Лекция 4. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОСОЗНАНИЕ

4.1 Понятие социального регулирования

4.2 Понятие, структура, функции и виды правосознания

Лекция 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

5.1 Правовое регулирование и правовое воздействие

5.2 Способы, методы и типы правового регулирования

5.3 Механизм правового регулирования и его эффективность

Лекция 6 ПРАВОТВОРЧЕСТВО

6.1 Понятие и принципы правотворчества

6.2 Формы (виды) правотворчества

6.3 Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов

6.4 Подзаконные нормативные акты

Лекция 7 СИСТЕМА ПРАВА

7.1 Понятие и признаки

7.2 Предмет и метод правового регулирования как критерии раз­деления системы права на отрасли

7.3 Отрасли российского права

Лекция 8 НОРМЫ ПРАВА

8.1 Понятие и признаки норм права.

8.2 Классификация (виды) норм права.

8.3 Структура норм права

Лекция 9 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1 Понятие, признаки и состав (структура)

9.2 Виды правоотношений

9.3 Правосубъектность, правовой статус, правовое положение

9.4 Субъект правоотношения

9.5 Объекты правоотношения

9.6 Содержание и форма правоотношения

9.7 Юридические факты

Лекция 10. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

10.1 Понятие, признаки и состав (структура)

10.2 Виды правоотношений

10.3 Правосубъектность, правовой статус, правовое положение

10.4 Субъект правоотношения

10.5 Объекты правоотношения

10.6 Содержание и форма правоотношения

10.7 Юридические факты

Лекция 11 ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

11.1 Правовое регулирование как движение информации.

11.2 Юридические документы, их классификация

11.3 Юридическая техника

11.4 Техника правоприменительных актов и других документов

11.5 Систематизация нормативно-правовых актов

11.6 Учет законодательства

Лекция 12 ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

12.1 Понятие и способы толкования

12.2 Виды толкования нормативно-правовых актов

12.3 Акты толкования права

Лекция 13 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

13.1 Правомерное поведение

13.2 Понятие правонарушения. Виды правонарушений

13.3 Юридический состав правонарушения

13.4 Причины правонарушений

13.5 Объективно-противоправные деяния

13.6 Государственное принуждение

13.7 Юридическая ответственность. Понятия, признаки, цели и основания

13.8 Принципы юридической ответственности

13.9 Виды юридической ответственности

13.10 Условия, исключающие юридическую ответственность.

Лекция 14 ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

14.1 Законность и правопорядок в современном обществе

Лекция 15 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

15.1 Правовые системы современности

15.2 Соотношение внутригосударственного и международного права

Й семестр

Лекция 1 Гражданское право в системе права России

1.1 Гражданское право в системе права России.

1.2 Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

1.3Действие гражданского законодательства.

Лекция 2 Понятие гражданского правоотношения (продолжение)

2.1 Система гражданского права.

2.2 Понятие гражданского правоотношения.

2.3 Содержание и форма гражданских правоотношений.

2.4 Виды гражданских правоотношений.

2.5 Толкование гражданско-правовых норм.

Лекция 3 Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений

3.1 Понятие гражданского правоотношения

3.2. Содержание гражданского правоотношения

3.3. Субъекты и объекты гражданских правоотношений

3.4. Виды гражданских правоотношений

Лекция 4 Субъекты гражданского правоотношения.

4.1 Правоспособность гражданина.

4.2 Дееспособность гражданина.

Лекция 5 Граждане как субъекты гражданских правоотношений (продолжение)

5.1 Признание гражданина безвестно отсутствующим.

5.2 Признание гражданина умершим.

5.3 Опека и попечительство.

Лекция 6 Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

6.1 Понятие юридического лица, дочерние и зависимые общества

6.2 Реорганизация юридического лица

6.3 Производственные кооперативы

6.4 Государственные, муниципальные унитарные предприятия

6.5 Общество с ограниченной ответственностью

Лекция 7 Объекты гражданских прав (продолжение)

7.1 Понятие объекта гражданских правоотношений

7.2 Виды объектов гражданских правоотношений

7.3Объекты гражданских прав и гражданские правоотношения

7.4 Вещи как объекты гражданских правоотношений и их классификация

7.5 Ценные бумаги и их классификация

Лекция 8 Юридические факты в гражданском праве

8.1 Понятие юридического факта.

8.2 Классификация юридических фактов.

Лекция 9 Понятие и виды сделок (продолжение)

9.1 Понятие сделки.

9.2 Виды сделок.

Лекция 10 Требования, предъявляемые к действительности сделок

10.1 Общие условия действительности сделок.

10.2 Форма сделки.

10.3 Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.

10.4 Государственная регистрация сделок.

10.5 Недействительность сделок.

10.6 Правовые последствия признания недействительности сделок.

Лекция 11 Ответственность по гражданскому праву (продолжение)

11.1 Понятие и виды гражданско-правовой ответственности.

11.2 Условия гражданско-правовой ответственности.

11.3 Размер гражданско-правовой ответственности.

Лекция 12. Понятие права собственности

12.1 Понятие и содержание собственности и права собственности.

12.2 Приобретение (возникновение) права собственности.

12.3 Прекращение права собственности

Лекция 13 Понятие и объекты права собственности (продолжение)

13.1Собственность и право собственности

13.2 Объекты права собственности

Лекция 14 Наследование собственности граждан

14.1 Понятия наследования и наследственного права. Принципы и значение наследственного права.

14.2 Субъекты наследственного правоотношения.

Лекция 15 Право публичной собственности (продолжение)

15.1 Общие положения о праве государственной и муниципальной собственности.

15.2 Приватизация государственного и муниципального имущества.

Лекция 16 Право собственности граждан. Право собственности юридических лиц. Личные имущественные права

16.1 Право частности собственности граждан.

16.2 Право собственности индивидуальных предпринимателей.

16.3 Право частной собственности юридических лиц.

Лекция 17 Авторское право (продолжение)

17.1 Авторские договоры.

17.2 Объекты авторского права.

17.3 Субъекты авторского права.

Лекция 18 Право на открытие

18.1 Понятие, объекты и субъекты патентного права

18.2 Патентно-лицензионные договоры

Лекция 19 Понятие и виды обязательств

19. 1Содержание и определение обязательства.

19.2 Виды обязательств.

19.3 Исполнение обязательств.

Лекция 20 Гражданско-правовой договор. Виды договоров (купля-продажа, мена, аренда и др.)

20.1 Понятие договора.

20.2 Содержание и форма договора.

20.3 Виды гражданско-правовых договоров.

Й семестр

Лекция 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

1.1 Понятие гражданско процессуального права

1.2 Предмет и метод гражданско процессуального права

1.3 Система гражданско процессуального права

Лекция 2 ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

2.1Понятие принципов гражданского процессуального права.

2.2Принцип осуществления правосудия только судом.

2.3 Принцип назначаемости судей на должность.

2.4 Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел.

2.5 Принцип независимости судей.

2.6 Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом. Принцип государственного языка.

2.7 Принцип гласности.

2.8 Принцип законности.

2.9 Принцип диспозитивности.

2.10 Принцип состязательности.

2.11 Принцип процессуального равноправия сторон.

2.12 Принцип сочетания устности и письменности при рассмотрении гражданских дел.

2.13 Принцип непосредственности.

2.14 Принцип непрерывности судебного разбирательства.

Лекция 3ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

3.1 Предпосылки возникновения гражданских процессуальных правоотношений.

3.2 Объект и содержание гражданских процессуальных правоотношений.

3.3 Субъекты гражданских процессуальных правоотношений.

Лекция 4СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

4.1 Стороны. Понятие истца и ответчика

4.2 Процессуальное соучастие

Лекция 5 ТРЕТЬИ ЛИЦА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

5.1 Понятие и виды третьих лиц.

5.2 Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.

5.3 Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Лекция 6УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

6.1 Характеристика прокурора как субъекта гражданских процессуальных правоотношений.

6.2 Роль и полномочия прокурора в гражданском процессе.

Лекция 7 УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН, ЗАЩИЩАЮЩИХ ПРАВА ДРУГИХ ЛИЦ.

7.1 Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления путем возбуждения гражданского дела.

7.2 Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу.

Лекция 8ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ

8.1 Понятие и значение представительства.

8.2 Виды и основания возникновения представительства.

8.3 Полномочия представителя

Лекция 9 Процессуальные сроки

9.1 Понятие и виды процессуальных сроков, их исчисление.

9.2 Приостановление, перерыв, продление и восстановление процессуальных сроков.

Лекция 10 ПОДВЕМОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

10.1 Понятие и значение подведомственности.

10.2 Виды подведомственности.

10.3 Подведомственность гражданских дел суду общей юрисдикции.

Лекция 11ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

11.1 Понятие подсудности ее признаки.

11.2 Виды подсудности

Лекция 12 СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И ШТРАФЫ

12.1 Понятие и виды судебных расходов.

12.2 Государственная пошлина. Издержки, связанные с рассмотрением дела.

12.3 Освобождение от уплаты судебных расходов. Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размеров.

12.4 Распределение судебных расходов между сторонами и их возмещение.

12.5 Судебные штрафы.

Лекция 13 ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

13.1 Относимость доказательств и допустимость средств доказывания.

13.2 Оценка доказательств.

13.3 Объяснения сторон и третьих лиц как средства доказывания.

13.4 Показания свидетелей

Лекция 14ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

14.1 Понятие и цель судебного доказывания.

14.2 Понятие судебных доказательств .

14.3 Предмет доказывания .

14.4 Основания освобождения от доказывания .

14.5 Распределение обязанностей по доказыванию

Лекция 15ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

15.1 Понятие и элементы иска.

15.2 Виды исков.

15.3 Право на иск.

15.4 Защита интересов ответчика.

15.5 Право сторон на изменения в исковом споре.

15.6 Обеспечение иска

Й семестр

Лекция 1 Трудовое право. Трудовые отношения. Источники и субъекты трудового права.

1.1 Трудовое право. Трудовые отношения. Источники и субъекты трудового права.

Лекция 2 Трудовой договор, его виды

2.1 Трудовой договор, его виды

Лекция 3 Рабочее время и время отдыха

3.1 Рабочее время и время отдыха

Лекция 4 Понятие и виды времени отдыха

4.1 Понятие и виды времени отдыха

Лекция 5 Трудовая дисциплина

5.1 Трудовая дисциплина

Лекция 6 Трудовые споры

6.1 Трудовые споры

Лекция 7 Права и роль профсоюзов

7.1Права и роль профсоюзов

Темы, выносимые на лекции

1) по очной форме

№№ лекций Разделы, подразделы, пункты содержания дисциплины, выносимые на лекции Примечание
  Второй семестр  
1:1.1; 1.2; 1.3 ; 1.4; 1.5; 2:2.1; 2.2; 3: 3.1; 3.2 2 ч.
4: 4.1; 4.2; 5; 5.1; 5.2; 5.3 2 ч.
6; 6.1; 6.2; 6.3; 6.4; 7; 7.1; 7.2; 7.3; 2 ч.
8: 8.1; 8.2; 8.3; 9; 9.1; 9.2; 9.3 2 ч.
9.4; 9.5; 9.6; 9.7; 10; 10.1; 10.2; 10.3; 2 ч.
10: 10.4; 10.5; 10.6; 11; 11.1; 11.2; 2 ч.
11.4; 11.5; 11.6; 12; 12.1; 12.2;12.3 2 ч.
13; 13.1; 13.2; 13.3; 13.4; 13.5; 13.6; 13.7; 13.8; 2 ч.
13.10; 14; 14.1; 15; 15.1; 15.2 1 ч.
  итого
  Третий семестр  
1:1.1; 1.2; 1.3 ; 2:2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5 2 ч.
4: 4.1; 4.2 ; 5; 5.1;5.2; 5.3; 6; 6.1; 6.2; 6.3; 6.4; 6.5 2 ч.
7; 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5; 8; 8.1; 8.2; 2 ч.
9; 9.1; 9.2; 10; 10.1; 10.2; 10.3; 10.4; 10.5; 10.6 2 ч.
11; 11.1; 11.2; 11.3; 12; 12.1; 12.2; 12.3 2 ч.
13; 13.1; 13.2; 14; 14.1; 14.2 2 ч.
15; 15.1; 15.2; 16; 16.1; 16.2; 16.3 2 ч.
17; 17.1; 17.2; 17.3; 18; 18.1;18.2 2 ч.
19:19.1; 19.2;19.3; 20: 20.1; 20.2; 20.3 2 ч.
  итого
    Четвертый семестр  
1:1.1; 1.2; 1.3 ; 2:2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2 ч.
2.6; 2.7; 2.8; 2.9; 2.10; 2.11; 2.12; 2.13 ; 2.14; 2 ч.
3: 3.1; 3.2; 3.3; 4: 4.1; 4.2; 5; 5.1;5.2; 5.3; 2 ч.
6; 6.1; 6.2; 7: 7.1; 7.2; 8; 8.1; 8.2; 8.3 2 ч.
9; 9.1; 9.2; 10: 10.1; 10.2; 10.3 2 ч.
11; 11.1; 11.2; 12; 12.1; 12.2; 12.3; 12.4; 12.5 2 ч.
13; 13.1; 13.2; 13.3; 13.4; 14; 14.1; 14.2; 2 ч.
14.3; 14.4; 14.5; 2 ч.
15:15.1;15.2; 15.3; 15.4; 15.5; 15.6 1 ч.
  итого
  Пятый семестр  
1:1.1; 2 ч.
1:1.1; 2 ч.
2:2.1; 2 ч.
2:2.1; 2 ч.
3: 3.1; 2 ч.
4: 4.1; 2 ч.
5; 5.1; 2 ч.
6; 6.1; 2 ч.
7; 7.1; 2 ч.
  итого
  ИТОГО

Лабораторные работы

Учебным планом не предусмотрено.

Договор купли-продажи

Договор подряда

27. Авторские договоры.

28. Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Транспортные договоры

Договор хранения

Темы курсовых работ.

1. Понятие и функции трудового права, его место в системе российского права.

2. Принципы трудового права.

3. Источники трудового права: понятие, общая характеристика, виды.

4. Трудовые отношения: понятие, содержание, основания возникновения.

5. Субъекты трудового права: понятие, виды.

6. Полномочия профсоюзов в сфере труда.

7. Правовой статус и правила регистрации безработного.

8. Понятие занятости, виды и формы обеспечения занятости.

9. Трудовая книжка.

10. Трудовой договор: понятие, функции, значение. Отличие от смежных гражданско-правовых договоров, связанных с трудом.

11. Испытание при приеме на работу.

12. Перевод на другую работу и перемещение. Виды переводов.

13. Классификация оснований прекращения трудового договора.

14. Порядок увольнения работников. Правовые гарантии при увольнении работников.

15. Понятие и виды рабочего времени.

16. Работа по совместительству и сверхурочные работы.

17. Понятие и виды времени отдыха.

18. Понятие и виды отпусков.

19. Понятие оплаты труда. Государственные гарантии по оплате труда.

20. Нормирование труда. Виды норм труда.

21. Понятие и виды гарантий и компенсаций в сфере труда.

22. Дисциплина труда: понятие, правовые методы ее обеспечения и укрепления.

23. Дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству: понятие, виды

24. Организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда.

25. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

26. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

27. Самозащита работниками трудовых прав.

28. Понятие забастовки и порядок ее проведения. Ограничение права на забастовку. Незаконные забастовки. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки.

Темы рефератов.

1.Общая характеристика теории государства и права

2.Предмет теории государства и права

3.Методология теории государства и права

4.Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть

5.Общие закономерности возникновения государства

6.Сущность государства, его признаки

7.Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства

8.Понятие и признаки права, его сущность

9.Соотношение государства и права

10.Теории права

11. Понятие и признаки права

12. Юридические презумпции и фикции

13 Источники (формы) права

14. Понятие социального регулирования

15 Понятие, структура, функции и виды правосознания

16 Правовое регулирование и правовое воздействие

17 Способы, методы и типы правового регулирования

18 Механизм правового регулирования и его эффективность

19. Понятие и принципы правотворчества

20 Формы (виды) правотворчества

21Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов

22 Подзаконные нормативные акты

23 Понятие и признаки

24 Предмет и метод правового регулирования как критерии раз­деления системы права на отрасли

25 Отрасли российского права

26 Понятие и признаки норм права

27 Классификация (виды) норм права

28 Структура норм права

29 Понятие, признаки и состав (структура)

30 Виды правоотношений

Образовательные технологии

Для наиболее эффективной реализации компетентностного подхода в рамках учебной дисциплины «Основы правового регулирования профессиональной деятельности» с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся целесообразно широко использовать в сочетании с внеаудиторной работой следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:

Деловая игра - это моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Она является основой методов интерактивного обучения и представляет собой имитацию принятия решений в различных областях, осуществляемую по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Деловая игра способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала студентами позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

Разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади) - это интерактивный метод организации обучения на основе описания и решения конкретных проблемных ситуаций (от английского «case» - случай). Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Этот метод дает возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Групповая дискуссия- это совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой педагогом с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм - это один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил: сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игра-разминка - это инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение групповые задания.

Фасилитация - это инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Педагог в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Мастер-класс - это интерактивный краткосрочный курс «высшего мастерства» в какой-либо сфере деятельности, как правило, профессиональной, проводимый выдающимся мастером в своей области.

Помимо этого для формирования профессиональных и общекультурных компетенций в рамках учебной дисциплины «Основы правового регулирования профессиональной деятельности» должны быть предусмотрены встречи и мастер-классы с представителями правоохранительных органов, государственных и общественных организаций.

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Л мозговой штурм, игра-разминка, мастер-класс
ПР деловая игра, разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади), групповая дискуссия, мозговой штурм, игра-разминка, фасилитация
Л мозговой штурм, игра-разминка, мастер-класс
ПР деловая игра, разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади), групповая дискуссия, мозговой штурм, игра-разминка, фасилитация
Л мозговой штурм, игра-разминка, мастер-класс
ПР деловая игра, разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади), групповая дискуссия, мозговой штурм, игра-разминка, фасилитация
Л мозговой штурм, игра-разминка, мастер-класс
ПР деловая игра, разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади), групповая дискуссия, мозговой штурм, игра-разминка, фасилитация  
Итого:

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

- Для проведения лекционных занятий по дисциплине требуется аудитория оснащенная видеопроектором, настенным экраном;

Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся

- Рабочее место преподавателя должно быть оснащено видеопроектором, ноутбуком;

- Компьютерный класс должен быть оснащен офисными программами, содержащими текстовые редакторы, электронные таблицы, средства создания презентаций и т.д.

Требования к специализированному оборудованию

При изучении данной дисциплине не используется.

Требования к программному обеспечению учебного процесса

- программа табличный процессор MS Excel;

- текстовый редактор MS Word;

- программа создания презентаций PowerPoint.

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости 2-й семестр

Образцы тестовых заданий для промежуточной аттестации во втором семестре

  1. Определенная область исследования объективной реально­сти-
  1. объектом нау­ки
  2. предметом науки
  3. субъект науки
  4. научные факты
  1. Предположительные знания о каком-либо явлении, истинность которых пока не доказана-
  1. научные санкции
  2. научные гипотезы
  3. научные факты

3. С точки зрения предмета ТГП выделяют два основных элемента:

1. теория государства и теория права

2. философия государства и права

3. законы и категории

4. частные теории и научные факты

Примеры оценочных средств для промежуточного контроля успеваемости 2-й семестр

1 Какой принцип требует рассматривать все го­сударственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности

  1. принцип плюрализма
  2. принцип историзма
  3. принцип подлинной объективности
  4. принцип подлинной субъективности

2 ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как

  1. фи­лософия,
  2. политология,
  3. социология,
  4. история

3 Функция заключается в том, что ТГП
исследует основы и принципы бытия государства и права, структура и зако­номерности бытия

  1. Гносеологическая
  2. Онтологическая
  3. Идеологическая
  4. Прогностическая

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости 3-й семестр

1. Функции ТГП взаимосвязаны и дополняет друг друга

  1. да
  2. нет

2. Политико-правовое свойство государства, выражающееся в
верховенстве и независимости государственной власти внутри страны и за
ее пределами

1. правопорядок государства

2. государственный суве­ренитет

3. правовая культура государства

4. нет верного ответа

3 В широком смысле общество это

  1. совокупность исторически сложивших­ся форм совместной деятельности людей*
  2. исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений

Примеры оценочных средств для промежуточного контроля успеваемости 3-й семестр

1Что входит в структуру гражданского общества

1. негосударственные социально-экономические отношения и институты

2. общественные объединения и организации

3. семья

4. верно 1,2

5. верно 1,2,3

2 Определенные направления и стороны дея­тельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение это

  1. признаки государства
  2. методы государства
  3. функции государства
  4. государственный механизм

3 Классификация функций государства по направленности:

  1. постоянные, временные
  2. внутренние, внешние
  3. основные, неосновные
  4. основные, временные

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости 4-й семестр

1.Сколько правовых формы осуществления функций государства

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 6

2 Какой подход в типологии государств был широко распространён в марксистско-ленинской тео­рии

  1. формационноый
  2. цивилизационный

3 В соответствии с этим подходом выделялось четыре типа ци­вилизации: древний мир, средневековье, новое время, новейшее время

1. формационноый

2. цивилизационный

Примеры оценочных средств для промежуточного контроля успеваемости 4-й семестр

1 Подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной си

Наши рекомендации