Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций

Задачи и методы правового регулирования создания и деятельности транспортных организаций обуславливаются общими задачами и методами, характерными для транспортного права в целом. Но необходимо учитывать, что транспортное право признается исследователями комплексной отраслью, то есть сочетающей в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию транспортные отношения, составляющие отдельную сферу общественной жизни.

Транспортное право характеризуется комплексностью и это обуславливает наличие в его арсенале нескольких методов правового регулирования в отношении организации и деятельности транспортных организаций.[27]

Специалистами отмечается, что поскольку транспортное право не имеет своего собственного метода правового регулирования, то есть совокупности специальных приемов и способов воздействия на поведение субъектов с помощью правовых норм, то необходимо вести речь о заимствовании транспортным правом уже известных российскому праву и используемых другими отраслями права методов.

Властно-организационные отношения, с одной стороны, подчинены воздействию императивного метода, метода власти и подчинения, выражающегося в установлении властных предписаний и запретов, а с другой стороны, при регулировании имущественных отношений используется диспозитивный метод, метод равенства сторон правоотношения, для которого характерны дозволение совершать правовые действия, предоставление определенных гражданских прав, а также возможность варьировать свое правовое поведение. Таким образом, транспортное право сочетает в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала, не связанные единым методом правового регулирования[28].

Цели правового регулирования транспортной деятельности - это достижение нормативного упорядочивания общественных отношений, которое необходимо в отношении организации и деятельности транспортных организаций и иных субъектов, оказывающих транспортные услуги, а также достижение упорядочивания отношений между транспортными организациями (иными субъектами) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанных с ними общественных отношений, направленных на обеспечение оказания транспортных услуг.

Задачи, поставленные перед транспортным законодательством, неоднородны по своим масштабам.

Их можно подразделить на три группы:

- общие задачи, присущие российскому законодательству в целом;

- специальные задачи транспортного законодательства в его широком понимании (как законодательства, регулирующего отношения по поводу осуществления транспортной деятельности);

- конкретизированные задачи более определенные и узкие применительно к отдельным правоотношениям в сфере осуществления транспортной деятельности (безопасность на транспорте, льготное обслуживание отдельных категорий пассажиров и пр.).

Определение общих задач - предмет научно-правовых исследований, доктринальных подходов при выработке общих направлений деятельности государства, его социально-экономической политики. Они должны находить свое изначальное отражение в Конституции РФ, и последующее - в государственных реформах, Транспортной стратегии РФ.

Помещение общих законодательных задач в специальное законодательство обуславливает его явную декларативность и в конечном итоге формирует некую идеализацию, что может затруднять понимание отраслевых законов и неумышленно способствовать формированию необязательности их исполнения ввиду присутствия отмеченной декларативности.

Таким образом, верно поставленные и сформулированные специальные и конкретизированные задачи, вне всякого сомнения, будут способствовать наибольшей эффективности транспортного законодательства, чему также призваны способствовать рассмотренные ранее методы правового регулирования, особенности построения системы транспортного права и его конституционные основы.

Глава II. Деятельность транспортных организаций

Наши рекомендации