Осмотры в период неопределённого хранения.

При неопределённом хранении осмотры самолёта производятся следующим образом:

a) Осматривайте пробки-затычки на цилиндрах каждые 7 дней.

b) Если цвет силикагелевых влагопоглотительных пробок, ввёрнутых в свечные отверстия, сигнализирует о высоком уровне поглощённой влаги, замените влагопоглотительные пробки-«свечи».

c) Если такое изменение цвета имело место в половине цилиндров, необходимо заменить все влагопоглотительные пробки-«свечи».

d) Каждые 6 месяцев повторно разбрызгивайте (распыляйте) противокоррозионную консервационную смазку внутри цилиндров.

Примечание: Перед распылом осмотрите внутреннюю поверхность одного из цилиндров на отсутствие коррозии через отверстие для свечи зажигания, а также снимите одну из крышек коробок рокеров и осмотрите состояние клапанного механизма.

2-15. ВОЗВРАЩЕНИЕ САМОЛЁТА В РАБОЧИЙ РЕЖИМ ПОСЛЕ ХРАНЕНИЯ

a. Снимите самолёт с колодок и проверьте давление в шинах. Проверьте давление в носовом амортизаторе шасси.

b. Проверьте аккумуляторную батарею и установите её.

c. Уберите весь материал (затычки и клейкую ленту), который использовался для герметизации (изоляции) открытых отверстий.

d. Уберите табличку «не вращать» с пропеллера и табличку «моторное масло слито» с рукоятки сектора газа.

e. Демонтируйте и промойте маслофильтр двигателя. Установите его обратно, тщательно завернув. Если двигатель самолёта оборудован сменным («внешним») маслофильтром, замените фильтрующий элемент.

f. Выверните сливную пробку картера двигателя и слейте всё из него. Заверните пробку на место как следует.

Примечание: остатки консервационной смазки перемешаются с моторным маслом, так что необходимости в промывке маслосистемы двигателя нет (при сливе из системы будет выведено достаточное количество консервационной смеси).

g. Выполните обслуживание воздухофильтра мотора и установите его.

h. Выверните влагопоглотительные пробки (или просто заглушки), завёрнутые вместо свечей зажигания. Выверните свечи зажигания, если они завёрнуты. Проверните пропеллер на несколько оборотов, чтобы вывести противокоррозионную смесь из цилиндров.

i. Очистите свечи зажигания, отрегулируйте зазоры и установите все свечи на места. Момент затяжки см. в разделе 11.

j. Проверьте топливный фильтр. Снимите и очистите фильтрующее сито. Убедитесь в отсутствии влаги и осадка в топливных баках и в топливных магистралях. Слейте столько топлива, сколько будет необходимо для обеспечения отсутствия влаги и осадка.

k. Выполните тщательную предполётную проверку, после чего запустите и прогрейте мотор.

l. Тщательно очистите самолёт (это при работающем-то двигателе – примечание переводчика над сочинителями инструкций) и выполните тест-полёт самолёта (проверку в полёте).

2-16. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСУЖИВАНИЕ

2-17. Требования к техническому обслуживанию изложены на рис. 2-4.

Ниже в последующих пунктах содержится информация, поясняющая данный рис.

2-18. ТОПЛИВО. Топливные баки заполнять СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ ПОЛЁТА ВО ИЗБЕЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОДЯНОГО КОНДЕНСАТА.

Ёмкости баков указаны в табл. 1-1. Рекомендуемый сорт топлива указан на рис. 2-4.

2-19. Сливные пробки для топлива и отстоя расположены в различных местах топливной системы (см. раздел 12). Кран слива отстоя из фильтра составляет неотъемлемую часть узла топливного фильтра. Кран слива отстоя из топливной системы выведен рядом с масляным щупом уровня моторного масла. Таким образом, доступ к сливному крану отстоя топлива осуществляется через лючок масляного щупа уровня моторного масла.

Сливные пробки для отстоя топлива и дренажный кран топливного фильтра нужно открывать через интервалы, указанные на рис. 2-4.

Кроме того, если в ходе ежедневной проверки топливного фильтра в отстое фильтра топлива будет обнаружена вода, это может указывать на наличие воды в отстойниках топливных баков или (и) в топливопроводах.

В таких случаях нужно отвернуть все пробки для слива отстоя и слить всю имеющуюся в топливной системе воду.

Для того чтобы открыть сливной клапан при заборе пробы топлива нужно поместить ёмкость для забора пробы под клапаном и нажать на клапан с помощью рычажка, идущего от ёмкости (см. рис. 12-3).

2-20. ПРОВЕРКА СЛИВНОЙ ПРОБКИ КАРБЮРАТОРА

Для предотвращения возможности загрязнения резьбового герметика в поплавковой камере карбюратора каждая проверка, выполняемая через 100 моточасов (а также при обнаружении воды в топливе), должна заканчиваться осмотром карбюратора с его очисткой:

а) при закрытом (OFF) топливном кране отверните дренажную пробку карбюратора и полностью очистите конец и резьбу пробки от остатков герметизирующих уплотнений.

b) осмотрите дренажное отверстие карбюратора и удалите из него все остатки герметизирующих уплотнений.

c) откройте (ON) топливный кран, чтобы промыть поплавковую камеру и слить дренаж из дренажной камеры. При этом нужно ощупывать отверстие дренажной пробки, чтобы полностью вывести (смыть) из карбюратора все остатки уплотнительного герметика. Промывка должна длиться от 15 до 30 сек.

d. Затем нужно повторить промывку и взять пробу слитого топлива, чтобы убедиться в отсутствии в нём каких-либо остатков прокладки (частиц герметика).

e. Установите на место сливную пробку:

e1. Вначале наверните её на 1,5 – 2 оборота.

e2. Затем нанесите на неё противозадирный графито-вазелиновый герметик NS-40 (RAS-4) MIL-T-5544 или аналогичный, чтобы герметизировать резьбу.

e3. Затяните и зафиксируйте сливную пробку.

f. Поверните топливный кран в открытое положение («ON») и проверьте, нет ли явных утечек топлива.

2-21. МОТОРНОЕ МАСЛО

Проверьте уровень моторного масла масляным щупом через 5…10 минут после остановки двигателя. При проверке уровня масла для получения наиболее достоверных результатов корпус самолёта должен стоять как можно ровнее. Слив моторного масла нужно производить при ещё горячем двигателе, при этом носовую часть самолёта следует слегка приподнимать для лучшего слива отстоя (шлама), собранного в картере.

Моторное масло необходимо заменять через каждые 6 месяцев, даже если соответствующие замене масла моточасы не выработаны. При длительной эксплуатации самолёта в пыльных районах и в холодных климатических условиях при наличии условий активного шламообразования, а также при кратковременных полётах и продолжительных простоях (что также способствует шламообразованию) моторное масло необходимо заменять чаще.

Если масло на щупе выглядит загрязнённым, необходимо заменить масло, очистить маслофильтры, очистить или заменить внешний фильтрующий элемент.

На двигателе Lycoming BLUE STREAK применяются масла авиационных сортов, соответствующие спецификации AVCO Lycoming № 301 и Инструкции по обслуживанию №1014, а также их последующим изменениям и приложениям к ним. Беззольное масло с антикоагуляционной присадкой …MHS-24 – для двигателя Continental (Rolls Royce).

Примечание. В новые двигатели и двигатели сразу после капремонта заправляется минеральный масляный дистиллят авиационного сорта без присадок (до первой замены масла). Если на новом двигателе или двигателе сразу после капремонта используется беззольное масло с антикоагуляционной присадкой, возможен большой расход масла. Антифрикционные добавки в моющие масла и масла с антикоагуляционными присадками замедляют приработку поршней, колец и стенок цилиндров, поэтому лучше применять минеральный масляный дистиллят без присадок.

Компания «Сессна» поставляет самолёты заправленными антикоррозийным авиационным моторным маслом MIL-C-6529 тип II «Rust Ban». Если потребуется доливать масло в первые 25 моточасов, используйте только минеральный масляный дистиллят авиационного качества без присадок не моющий согласно спецификации MIL-L-6082. По прошествии 25 моточасов работы слейте масло из картера мотора и очистите сетку маслофильтра на всасывании и сетчатый маслофильтр, работающий под давлением. Если установлен дополнительный маслофильтр, замените фильтрующий элемент при этой первой смене масла. Залейте в картер двигателя минеральный масляный дистиллят авиационного качества без присадок не моющий и пользуйтесь им до окончания первых 50 моточасов либо до стабилизации расхода масла, после чего замените масло на беззольное масло с антикоагуляционной присадкой.

При смене моторного масла снимите и очистите маслофильтры (на самолётах, оснащённых внешним маслофильтром, замените фильтрующий элемент). Может быть установлен кран для быстрого слива масла. Этот кран обеспечивает быстрый чистый (аккуратный) слив моторного масла. Он устанавливается на дренажном (сливном) канале картера и позволяет надевать шланг для слива масла в ёмкость. Для слива моторного масла выполняйте действия в следующем порядке:

a) Дайте двигателю поработать до нагрева масла до нормальной рабочей температуры.

b) Используя краник быстрого слива масла: наденьте шланг на фитинг крана для быстрого слива моторного масла из картера. Нажмите на привод этого крана так, чтобы кран зафиксировался в открытом положении. Масло будет слито через шланг в ёмкость.

c) Без использования крана быстрого слива (или при его отсутствии): отверните сливную пробку масла из картера и дайте возможность маслу вытечь в ёмкость.

d) после слива масла закройте кран быстрого слива и снимите шланг. Тщательно заверните и зафиксируйте сливную пробку.

e) Снимите и очистите маслофильтры либо замените фильтрующий элемент внешнего маслофильтра.

f) Заправьте мотор необходимым количеством моторного масла соответствующего сорта.

Примечание: См. периодичность замены масла и маслофильтров на графиках осмотров и проверок.

Примечание: Заправочные ёмкости масла для различных моделей приведены ниже в таблице. Для минимизации потери масла через сапун заливайте масло до указанного уровня «NORMAL» по щупу при нормальных условиях эксплуатации (имеется в виду полёт продолжительностью не более 3 часов). Если планируется более продолжительный полёт, долейте масло до метки «FULL» (полный картер).

Не допускайте эксплуатации самолёта, если остаток масла ниже количества, указанного как «MINIMUM FOR FLIGHT» (минимум для полёта).

Если установлен внешний маслофильтр, то при замене его фильтрующего элемента необходимо добавлять кварту (0,93 л) масла.

Модель общая заправочная ёмкость моторного масла общая заправочная ёмкость при наличии внешнего маслофильтра нормальная эксплуатация минимум для полёта

При добавлении или замене масла применяйте масло авиационных сортов в соответствии с приведённой ниже таблицей.

Мотор «Blue Streak» (Lycoming)
Модель Диапазон температуры окружающей среды Сорт
    минеральный дистиллят без присадок* беззольное масло с антикоагулянтом*
172 и F172 (начиная с 1972 г. выпуска) выше 16 оС от 0 оС до 33 оС от -17 оС до 22 оС ниже -11 оС SAE 50 SAE 40 SAE 30 SAE 20 SAE 40 или SAE 50 SAE 40 SAE 30 или SAE 40 SAE 30

* необходимо использование масел авиационных сортов, соответствующих спецификации № 301 и инструкции по обслуживанию № 1014, а также их последующим редакциям и приложениям к ним.

2-22. Воздухофильтр на системе впуска двигателя. Воздухофильтр предназначен для защиты впускного коллектора двигателя от попадания посторонних частиц (пыли и грязи). Значимость поддержания воздухофильтра в хорошем чистом состоянии трудно переоценить.

В основном износ двигателя обусловлен эксплуатацией при грязном либо повреждённом воздушном фильтре. Периодичность съёма, проверки (осмотра) и замены фильтра определяется главным образом условиями эксплуатации самолёта. При этом хорошим общим правилом будет снимать, осматривать и очищать воздушный фильтр не реже чем через каждые 50 моточасов (при тяжёлых условиях эксплуатации - чаще). Некоторые пользователи-операторы предпочитают держать на домашней базе лишний воздухофильтр с тем, чтобы всегда иметь готовый к использованию воздухофильтр. В условиях крайне высокой запылённости рекомендуется ежедневный осмотр воздушного фильтра.

Применяются фильтры двух типов: мокрый (смазываемый маслом) с рыхлым покрытием и сухой бумажный.

Примечание: изготовитель оснащал ранние модели серии F172 рыхлыми смазываемыми маслом фильтрами («мокрого» исполнения). Сейчас сервис-центр запчастей «Сессна» поставляет новые фильтры в сухом исполнении с усовершенствованным фильтрующим элементом.

Модель серии 172 оснащается фильтрами сухого типа.

При обслуживании рыхлых воздушных фильтров «мокрого» исполнения (смазываемых маслом):

а) снимите фильтр с самолёта.

б) тщательно промойте фильтрующий элемент, держа его загрязнённую поверхность вниз к растворителю.

в) слейте растворитель из фильтрующего элемента (дайте ему стечь) и подсушите и смажьте маслом того же сорта, которое заправлено в систему смазки двигателя. Дайте возможность стечь избытку масла.

г) обеспечьте, чтобы воздушный короб был чист. Проверьте фильтр и замените его, если он повреждён.

Примечание: под повреждённым фильтром понимается фильтр, у которого сломаны панели фильтрующих элементов либо на панелях фильтрующих элементов отсутствуют участки рыхлого покрытия, т.е. имеется возможность прохождения через фильтр непрофильтрованного воздуха на систему впуска двигателя. Фильтр, вызывающий подозрения, должен быть заменён.

д) при установке фильтра на вход воздушного короба установите прокладку (на поверхность рамы фильтра со стороны хвостовой части самолёта) и соблюдайте направление потока воздуха, указанное стрелкой.

При обслуживании воздушного фильтра сухого типа:

а) снимите фильтр с самолёта.

Примечание: при чистке фильтрующего элемента сжатым воздухом соблюдайте осторожность, чтобы не повредить фильтрующий элемент.

б) очистите фильтр, обдувая его сжатым воздухом (давление не должно превышать 6 бар) с направления, противоположного нормальному потоку воздуха (направление нормального потока воздуха показано на фильтре стрелкой).

Предупреждение: при промывке фильтра не пользуйтесь растворителями и прочими жидкими очистителями. При промывке фильтра пользуйтесь только водой и раствором бытового моющего средства (детергента).

в) после очистки в соответствии с п. «б» фильтр можно при необходимости промыть в растворе мягкого бытового моющего средства в тёплой воде. Допускается использование раствора моющего средства в холодной воде.

Примечание: узел фильтра можно чистить сжатым воздухом не более 30 раз, а мыть не более 20 раз. После 500 моточасов (но не позднее чем через год после начала эксплуатации) необходима установка нового воздухофильтра. Кроме того, замена фильтра необходима, если обнаружены его повреждения (сломаны панели фильтрующих элементов либо на панелях фильтрующих элементов отсутствуют участки рыхлого покрытия, т.е. имеется возможность прохождения через фильтр непрофильтрованного воздуха на систему впуска двигателя). Если есть сомнения в целостности фильтра, его нужно заменить.

г) после промывки прополощите фильтр чистой водой до тех пор, пока из фильтра не начнёт вытекать чистая вода. Дайте воде стечь и подсушите фильтр сжатым воздухом при давлении не свыше 6 бар.

Примечание: во влажном виде фильтрующие панели фильтра могут деформироваться, но после сушки форма и размеры восстановятся.

д) обеспечьте чистоту воздушного короба. Проверьте фильтр и замените его, если фильтр повреждён.

е) при установке фильтра на вход воздушного короба установите прокладку (на поверхность рамы фильтра со стороны хвостовой части самолёта) и соблюдайте направление потока воздуха, указанное стрелкой.

2-23. Фильтр вакуумной системы.

Центральный воздушный фильтр вакуумной системы не пропускает пыль и грязь на приборы, работа которых основана на вакуумном принципе. Замену центрального воздушного фильтрующего элемента выполняйте через 500 моточасов, а также при падении вакуума ниже 117 мм ртутного столба. Нельзя использовать вакуумную систему со снятым фильтром и при отсоединённых вакуумных линиях, так как в неё попадут пыль и другие посторонние частицы. Они могут повредить гироскоп и гирокомпас.

2-24. Аккумуляторная батарея.

Обслуживание батареи включает в себя добавление дистиллированной воды для поддержания постоянного уровня электролита по горизонтальной перегородке (сепаратору) в нижней части заливных отверстий, проверку клеммных подсоединений к батарее, нейтрализацию и очистку мест пролитого электролита, а также очистку от следов коррозии.

Для нейтрализации следов пролитого электролита или следов коррозии используется водный раствор бикарбоната натрия (пищевой соды), после чего соответствующие участки тщательно промывают водой. Очистите клеммы и клеммные наконечники проволочной щёткой. Перед подключением клеммных наконечников к клеммам смажьте их вазелином.

При наличии следов коррозии отсек (короб) для аккумуляторной батареи нужно также очистить.

Для поддержания уровня электролита использовать дистиллированную воду, а не раствор серной кислоты (регенерирующий электролит).

Указанную проверку выполнять через каждые 50 моточасов, но не реже чем каждые 30 дней, причём в жаркую погоду чаще.

Более подробно процедура съёма аккумуляторной батареи, её установки и проверки описана в разделе 16.

2-25. ШИНЫ. Поддерживайте давление в шинах на уровне, указанном в спецификации (табл. 1-1).

При измерении давления в шинах проверяйте износ шин. При проверке состояния шин обращайте внимание на отсутствие порезов, следов проскальзывания и других повреждений. Смойте с шин следы масел, смазок и грязь водой с мылом.

Примечание: Необходимо поддерживать рекомендуемое давление в шинах. Это особенно важно в холодную погоду, так как изменение температуры приводит к изменению давления.


Наши рекомендации