Сущность понятия и история развития логистики.
Микрологистические системы.
Микрологистические системыобразуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Микрологистическая система функционирует в рамках отдельных звеньев логистической цепи, например, в пределах предприятия. Здесь решаются вопросы планирования, подготовки, реализации и контроля за перемещением материалов внутри предприятия. В пределах внутрипроизводственной системы выполняются тарно-упаковочные, транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. Как правило, в этой системе технологические перевозки выполняются собственным транспортом, а внешние – привлеченным.
В логистической цепи микрологистической системы, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции
6.Основные функциональные области логистики.
Логистику можно разделить напять основных функциональных областей:
· закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство;
· производственная логистика – управление материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя;
· распределительная логистика–это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров. Распределительная логистика охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.;
· транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств;
· информационная логистика – это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.
Перечисленные области логистики имеют свои особенности.
Закупочная логистиказанимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет свою специфику, которая и учитывается закупочной логистикой. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Задачей закупочной логистики является также принятие мер при нарушении условий поставок.
Главная особенность производственной логистикисостоитвтом, что управление материальным потоком на данном этапе его существования выполняется на территории одного предприятия, движение потока происходит на основе решений системы управления предприятием, а участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.
Распределительная логистиказанимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями так и предприятиями-посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих задач имеют непосредственное отношения структуры власти, которые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит экономическое состояние в регионе. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования производства, поскольку эта область логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации.
Методы транспортной логистики используются при организации любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом могут использоваться два вида транспорта: транспорт общего пользования, т.е. транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий. В основном, транспортная логистика осуществляется транспортом общего пользования.
Информационная логистика в отличие от четырех других, занимается управлением информационным потоком, а не материальным. Соответственно для нее неприменимы методики, которые используются в других областях логистики. К тому же с развитием в последнее десятилетие информационных технологий появилась возможность оперировать мощными информационными потоками и тем самым обеспечивать сквозное управление материальным потоком. Это и послужило толчком к созданию информационной логистики.
Закупочная логистика.
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.
1. Определение потребности в материальных ресурсах.
2. Исследование рынка закупок.
3. Выбор поставщика.
4. Осуществление закупок.
5. Контроль поставок.
6. Подготовка бюджета закупок.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Снабжение - это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.
Управление снабжением - это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок с целью обеспечения добавленной ценности для потребителей.
Производственная логистика.
Управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции называется производственной логистикой.
Слово "производство" применяется в разных смысловых качествах, таких, как: 1) общественный процесс создания материальных благ; 2) самостоятельная организация; 3) производственная единица в составе крупной организации или акционерного общества; 4) производственный процесс на предприятии, который включает основные, вспомогательные и обслуживающие процессы.
В первом случае производство выступает как самостоятельная экономическая категория, используемая для характеристики различных общественно-экономических формаций, во втором, третьем и четвертом случаях понятие "производство", как правило, применяется на уровне организации в целом или ее части и отождествляется с производственной системой, в которой люди находятся в определенных производственных отношениях и, используя орудия труда и предметы труда, создают необходимые обществу продукты производственного и личного потребления. Во втором и третьем случаях основное внимание в организации уделяется субъекту управления и реализуется структурный подход к организации управления, а в четвертом случае при рассмотрении организации главное внимание уделяется процессному подходу ко всем элементам и частям производственного процесса или бизнес-процессам.
В последнем случае логистика нацелена на рационализацию потоковых процессов, а производственный процесс выступает как объект рационализации.
В связи с этим производственную логистику можно определить как науку (теорию, методологию) о системной рационализации управления процессами развития производственных систем (например, рабочего места, участка, цеха, производства как набора цехов для выпуска конкретной продукции или оказания конкретных услуг, организации) с целью повышения их организованности (эффективности) посредством синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных системах. Это наука о рационализации процессов управления организацией путем выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организации.
Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.
Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.
В организационном отношении часть логистической системы, к которой относится управление производственными потоковыми процессами, образует производственную логистическую подсистему, которая является интегрированной совокупностью элементов в общей структуре действующей логистической системы.
Производственные логистические подсистемы генерируют материальные потоки и задают ритм работы других подсистем. Они определяют потенциальные возможности адаптации логистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обусловливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала. Функционирование логистических подсистем основного производства должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки производственных программ, планов и взаимодействий всех подразделений логистической системы.
Особый статус процесса производства по отношению к другим видам производственно-хозяйственной деятельности предопределяет специфику производственной логистики как единственной сферы, в которой материальный поток выражается в трех материальных формах. На этапе входа в подсистему - в виде сырья, материалов, комплектующих, на стадии выхода из подсистемы производственной логистики в подсистему распределительной логистики - в виде готовой продукции. А в течение самого процесса производства - в виде полуфабрикатов.
Транспортная логистика.
В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.
Основные задачи транспортной логистики
Транспортная логистика решает следующие основные задачи:
– создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
– совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
– обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
– совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
– выбор вида и типа транспортного средства;
– определение рациональных маршрутов доставки.
Выбор оптимального вида транспорта. Характеристика видов транспорта
Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:
– о характерных особенностях различных видов транспорта, их + и –;
– других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:
– время доставки;
– частота отправлений груза;
– надежность соблюдения графика доставки;
– способность перевозить разные грузы;
– способность доставить груз в любую точку территории;
– стоимость перевозки.
Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами, грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.
Информационная логистика.
Информационная логистики - это часть логистики, которая организует поток данных (информации), сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии.
Информационная логистика управляет всеми процессами движения и складирования товаров на предприятии, тем самым обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из мест их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Основные понятия информационной логистики:
· информационный поток;
· информационная система;
· информационная технология.
Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Каждый уровень иерархической структуры предприятия должен получать только необходимую информацию в требуемые сроки.
Информационная логистика должна выполнять следующие функции:
· собирать возникающую информацию;
· анализировать информацию;
· перемещать информацию;
· накапливать и хранить информацию;
· фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
· объединять и разъединять информационные потоки;
· выполнять элементарные информационные преобразования;
· управлять информационным потоком.
Информация (экономическая) -- совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.
Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.
Сущность понятия и история развития логистики.
Данный термин появился еще в Древней Греции, где «логистикой называлось искусство проведения расчетов (в греческом языке logistice –искусство вычислять...)». С течением времени значение термина «логистика» несколько изменилось. Логистика стала военной наукой. В IX в. н.э. в Византии логистика использовалась в значении «тыл, снабжение войск». Это значение термина «логистика» сохранилось с некоторыми изменениями вплоть до середины XX в. Сама наука первоначально широко применялась в военном деле, ведь качественное, продуманное и математически обоснованное снабжение войск является залогом успеха. Без этого невозможно не только выиграть войну, но и провести сколько-нибудь качественно даже мелкую военную операцию. Логистике придавалось большое значение в армии Наполеона в начале XIX в., в России – с его середины.
Особенно бурное развитие логистика получила в период второй мировой войны, когда она была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале, как нового научного направления о рациональном управлении движением материальным потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Это направление развития логистики – экономическое.
Анализируя и обобщая эти определения, можно сказать, что на сегодняшний день под логистикой понимают науку и практику планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистика включает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, их доведением от поставщика исходного сырья до изготовителя и от него до конечного потребителя в соответствии с требованиями последнего. Она включает также планирование, обоснование вариантов и управление транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями.
В настоящее время выделяют три этапа развития логистикикак экономической дисциплины:
· на первом этапе развития логистики, проходившим в 60-е гг. XX в., происходит интеграция работы склада с транспортом. Если раньше они были связаны только операцией погрузки-разгрузки, то теперь эту деятельность начинают координировать. Например, тару, используемую для данного груза, выбирают исходя из вида используемого транспорта, а при выборе транспорта учитывают характер перевозимого груза. Склад и транспорт начинают работать согласованно, по одному графику, и их работа направлена на один и тот же экономический эффект;
· на втором этапе – 80-е гг. XX в. – к складированию и транспортировке добавляется новое звено – производство.
С этого момента цех, склад и транспорт работают как один механизм, что позволяет сократить время выполнения заказов, т.е. улучшить обслуживание потребителей за счет своевременности поставок, увеличить коэффициент использования оборудования и сократить издержки;
третий этап развития логистики начался в конце 80-х гг. XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Современные информационные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя готовой продукции. Важность логистики начинают понимать и участники цепи снабжения, производства и распределения.
2.Концепция логистики.
Концепция логистического подхода к товародвижению построена на следующих основных положениях:
1. Системность, предполагающая слаженную и согласованную работу автономных элементов логистической системы.
2. Использование технологического и подъемно-транспортного оборудования, максимально приспособленного к конкретным условиям выполнения отдельных логистических операций, т.е. индивидуализация оборудования.
3. Обеспечение современных безопасных условий труда и выполнение экологических требований к производству.
4. Учет затрат на протяжении всей логистической цепи с ориентацией на рынок и минимизация совокупных издержек.
5. Развитие сервиса и услуг как способ повышения конкурентоспособности продукции и транспортной деятельности.
6. Способность логистической системы приспосабливаться к рыночной конъюнктуре, для которой характерны случайные процессы. В связи с этим особое значение приобретает логистический прогноз спроса.
Важнейшим в этой концепции является требование достижения оптимального для всей системы значения выбранного оценочного критерия: кратчайший путь, минимальное время движения и количество перевалок грузов в пути следования, минимальные потери грузов и совокупные логистические издержки.
Фундамент логистики формируют четыре главных составляющих:
· экономические оценочные показатели;
· технические возможности логистической инфраструктуры (пути сообщения, средства связи, перерабатывающая способность станций, портов, терминалов);
· технологические основы (организация транспортировки материалов);
· математические основы (моделирование этапов товародвижения для расчетного обоснования обслуживающих устройств – погрузочно-разгрузочных механизмов и показателей качества обслуживания).
Итогом реализации концептуальных положений логистики должен быть обоснованный ответ на вопросы:
· где и когда должны быть произведены ресурсы;
· где и когда они должны быть складированы;
· куда и когда они должны быть доставлены.
Ответы на эти вопросы могут быть получены в процессе решения следующих конкретных задач:
· установление хозяйственных связей по поставкам продукции, т.е. определение пунктов отправления и назначения грузов;
· обоснование объемов, времени и направлений перевозки;
· определение последовательности, звенности и транспортно-технологических схем продвижения продукции через пункты складирования и определение числа перевалок грузов;
· оперативное регулирование поставок и перевозок;
· размещение и оснащение складов и мест передачи грузов на магистральный транспорт и приема с него.
В последнее время в мировой практике наметился новый подход к развитию логистики,который можно охарактеризовать в целом как логическое и естественное продолжение вышеуказанного комплексного подхода. Его специфика – в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий – максимальное соотношение выгод и затрат.Новый подход получил название концепции «общей ответственности».
Предполагается, что в XXI веке общественное значение проблем профессионального обучения, защиты окружающей среды и прав потребителей будет возрастать. В этих условиях продолжится расширение сферы компромиссов, и, что особенно важно, логистика включит в себя балансирование целей получения прибыли и решения социальных задач.
3.Логистическая система и ее элементы.
Логистическая система–это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Логистические системы делятся на макро и микрологистические.
Макрологистическая система– это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Макрологистические системыможно разделить на три группы:
· логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;
· эшелонированные логистические системы, т.е. системы, в которых материальный лоток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы через одного посредника;
· гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.
Микрологистические системыобразуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Каждая логистическая система обладаетследующим набором свойств:
· целостностью– логистическая система представляет собой целостную совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом;
· членимостью–можно осуществить декомпозицию логистической системы на элементы. При этом можно разработать несколько вариантов декомпозиции. На макроуровне элементами логистической системы могут быть предприятия, между которыми осуществляется движение материального потока, и транспорт, который их связывает. На микроуровне логистическую систему можно разделить на подсистемы закупок, управления производством и сбыта. Подсистема закупок обеспечивает поступление материального потока в систему. Подсистема управления производством занимается приемом материального потока от подсистемы закупок и управлением этим материальным потоком во время технологического процесса. Наконец, задача подсистемы сбыта – выведение материального потока из логистической системы;
· сложностью–в логистической системе существует большое количество элементов со сложным взаимодействием между собой, сложной системой управления, которая необходима из-за воздействия на логистическую систему большого числа стохастических влияющих факторов, как возникающих внутри системы, так и действующих извне;
· связностью– между элементами логистической системы существуют связи, которые обеспечивают выполнение системой поставленных перед ней задач. В макрологистических системах основой этих связей являются договоры, а в микрологистических – внутрипроизводственные отношения;
· организацией– элементы логистической системы и связи между ними упорядочены определенным образом;
· стохастичностью поведения–невозможностью предсказать поведение логистической системы в конкретных условиях и под влиянием внешней среды из-за большого числа случайностей в поведении системы;
· адаптивностью– способностью логистической системы изменяться структурно и менять свое поведение под воздействием внешней среды;
· интегративностью–логистическая система обладает качествами, не свойственными ни одному из ее элементов;
· оптимальностью–логистическая система способна выполнять все свои функции в заданные сроки с минимальными экономическими затратами.
Элемент логистической системы– функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию. Для макрологистической системы элементами будут выступать предприятия и организации, а для микрологистической – подсистемы закупки, планирования и управления, сбыта.
Элементы логистической системы можно объединить в некоторые множества, которые разделяются в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах: логистические каналы; логистические цепи; логистические сети.
Логистический канал–это наименее упорядоченная структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Логистическая цепь макрологистической системы–это линейно упорядоченное множество предприятий и организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой.
Звенья логистической цепи:поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов; склады; транспортные предприятия; производители товаров; потребители продукции; распределительные центры; финансовые учреждения (банки, биржи); предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.
Логистическая операцияпредставляет собой обособленную совокупность действий, направленных на преобразование материального потока. Примерами типичных логистических операций являются упаковка, погрузка, транспортировка, складирование, внутрипроизводственное перемещение сырья и полуфабрикатов при изготовлении продукции, сбор, хранение и обработка информации, соответствующей материальному потоку. Затраты на последние из названных операций составляют значительную долю логистических издержек.
4.Макрологистические системы.
Макрологистическая система– это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Макрологистические системыможно разделить на три группы:
· логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;
· эшелонированные логистические системы, т.е. системы, в которых материальный лоток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы через одного посредника;
· гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к ее потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.
В макрологистических системах, функционирующих в разных регионах страны или в разных странах, решаются стратегические задачи по анализу рынка поставщиков и потребителей, по выбору вида транспорта или их сочетаний, размещению складов, организации транспортного процесса, рациональных направлений грузопотоков, выбору транзитной (прямой) или складской (через посредника) схемы доставки грузов. Транспортное и экспедиционное обслуживание этих систем выполняется специализированными транспортными организациями или коммерческими перевозчиками.
Микрологистические системы.
Микрологистические системыобразуют класс более мелких внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой.
Микрологистическая система функционирует в рамках отдельных звеньев логистической цепи, например, в пределах предприятия. Здесь решаются вопросы планирования, подготовки, реализации и контроля за перемещением материалов внутри предприятия. В пределах внутрипроизводственной системы выполняются тарно-упаковочные, транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. Как правило, в этой системе технологические перевозки выполняются собственным транспортом, а внешние – привлеченным.
В логистической цепи микрологистической системы, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции
6.Основные функциональные области логистики.
Логистику можно разделить напять основных функциональных областей:
· закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство;
· производственная логистика – управление материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя;
· распределительная логистика–это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров. Распределительная логистика охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.;
· транспортная логистика – это управление транспортировкой грузов, т.е. изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств;
· информационная логистика – это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения.
Перечисленные области логистики имеют свои особенности.
Закупочная логистиказанимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет свою специфику, которая и учитывается закупочной логистикой. Она решает задачи выбора поставщиков, заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Задачей закупочной логистики является также принятие мер при нарушении условий поставок.
Главная особенность производственной логистикисостоитвтом, что управление материальным потоком на данном этапе его существования выполняется на территории одного предприятия, движение потока происходит на основе решений системы управления предприятием, а участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.
Распределительная логистиказанимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственно предприятиями-производителями так и предприятиями-посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих задач имеют непосредственное отношения структуры власти, которые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит экономическое состояние в регионе. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования производства, поскольку эта область логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации.
Методы транспортной логистики используются при организации любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом могут использоваться два вида транспорта: транспорт общего пользования, т.е. транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий. В основном, транспортная логистика осуществляется транспортом общего пользования.
Информационная логистика в отличие от четырех других, занимается управлением информационным потоком, а не материальным. Соответственно для нее неприменимы методики, которые исп