Лекция № 1. История развития логистики

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести

условий:

1. нужный товар;

2. необходимого качества;

3. в необходимом количестве доставлен;

4. в нужное время;

5. в нужное место;

С минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им

финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-

коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения

(потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему

перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое.

Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки,

скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока -

количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными,

транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими.

Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных

ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических

(транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка)

операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка,

погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и

хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и

соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих

производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация

с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической

системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение

(закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям),

производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции

потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные

области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции

(логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная

логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции

(распределительная логистика).

Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы

движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования

(коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой

продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек,

увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые

проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев:

поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья;

производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой

продукции вплоть до места ее потребления.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней

элементов логистической системы предопределила ее разделение на

макрологистику, мезологистику и микрологистику.

Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, связанные с

анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции

распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида

транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса,

рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья,

материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции,

с выбором транзитного или складского способа товародвижения.

Мезологистика - область логистики, осуществляющая интеграцию в одну

систему нескольких фирм одной отрасли.

Микрологистика - область логистики, решающая локальные вопросы в рамках

отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление

материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном

(внутрифирменном) уровне. Примером может служить планирование в пределах

предприятия различных логистических операций, таких, как

погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и др. Микрологистика

обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контролю за

процессами перемещения продукции внутри предприятий.

До применения логистического подхода критерий оценки эффективности в системе

"снабжение-производство-перевозка" был таким, что целевая функция

ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

L = min 3с + min 3п + min 3т ,

где 3с, 3п, 3т – затраты соответственно

на снабжение, производство, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения

издержек, поэтому на смену пришел новый критерий - критерий минимума суммы

указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что

позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту

общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач,

когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что

другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В.

Парето - решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо

одного критерия без того, чтобы при этом оно не было бы ухудшено относительно

других критериев:

В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

L = min (3с +3п +3т).

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и

производства в совокупности.

В логистических решениях принимают участие: продуценты (изготовители

товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные

структуры. Потребность в логистики возникает как в частном, так и в

государственном секторе (табл. 1).

В частном секторе потребитель предъявляет спрос на продукцию изготовителя.

Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с

транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а

готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на

транспортные перевозки – это производный спрос. Правительство определяет

общие правила функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность

транспортной инфраструктуры.

В государственном секторе правительство выступает как заказчик, потребитель и

поставщик части продукции (например, в области военных нужд) [5].

Таблица 1

Ключевые проблемы логистики в частном и государственном секторах

Участники

логистических решений Частный сектор Государственный сектор

Поставщик -

обслуживающее агентство

Управление запасами,

ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов

Транспортное агентство Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка

Правительство Налогообложение, цены на продукцию и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных отношений

Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование

Лекция № 1. История развития логистики

1. Исторические предпосылки возникновения логистики.

2. Этапы эволюции логистики.

3. Роль логистики в экономике России.

1. Исторические предпосылки возникновения логистики

Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова

восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или

«искусство рассуждения, вычисления».

Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались

«логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом

тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912

гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её

запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных

трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала

XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял

логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и

снабжении войск [6].

Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как

военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны, и,

прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском

театре военных действий, что позволило своевременно и систематически

обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных

материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США

и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику

как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим

снабжением войск.

Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики

использовалась в работах Г. Лейбница (1646–1716гг.).

Постепенно понятия и методы логистики переносятся из военной области в

гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном

управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в

производстве.

Логистика как наука и как инструмент бизнеса стала формироваться в начале

1950-х годов, прежде всего в США.

Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в

индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в

бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

2. Этапы эволюции логистики

В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов [1]

(Рис. 1). Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом

«фрагментаризации».

Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой

экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым

фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.

Период с середины 1950-х по 1960-е годы западные специалисты называют

периодом становления (концептуализации) логистики.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии (распространения своего

влияния) в западный бизнес явилось возникновение в этот период концепции

общих затрат в физическом распределении.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция

бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента. Основное

содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех

видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и

предложения на товары в определённом месте и в заданное время».

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-

логистики и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике.

К концу 1970-х на Западе практически завершилась так называемая «тарно-

упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс,

его операционный состав, организацию, техническое и технологическое

обеспечение.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным

развитием современных интегральной и маркетинговой концепций логистики в

индустриальных странах Запада.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой

экономике, которые объясняют феномен логистического «взлёта». Основными из

них являются следующие:

1) революция в информационных технологиях и внедрение персональных

компьютеров (ПК);

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

4) повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

5) рост партнёрства и стратегических союзов;

6) структурные изменения в организации бизнеса.

3. Роль логистики в экономике России

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти

основных факторов: экономического, организационно-экономического,

информационного, технического и специфического (для российских условий),

связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из

перечисленных факторов [6].

Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается

поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как

для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения

интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в

условиях развития рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель»

находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение

этого принципа.

Организационно-экономический фактор. Наряду с происходящими в российской

экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых

структурных образований, децентрализации управления получают развитие процессы

кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике,

предполагающей наличие различных форм собственности, всё большее значение

приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации,

которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия

предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и

транспорта.

Информационный фактор. Особенно актуально развитие информационных связей,

которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений,

взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает

рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются

информационные потоки.

Технический фактор проявляется в том, что логистика как система

управления, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных

технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления

(при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех

на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие

рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления

материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют

эффективного управления на логической основе.

Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за

необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения.

Использование различных методов государственного управления для регулирования

этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно

используются не только на микроуровне предприятий и организаций – участников

процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.

Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития

экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в

основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее

время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели

начали признавать также важность обеспечения сбыта за счёт снижения общих

издержек.

К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы:

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали

более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение

уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов

логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности производства. Становится всё труднее

достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с

производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остаётся

областью, где ещё сохраняются значительные потенциальные возможности

сокращения издержек фирмы.

3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у

розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой

продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы

управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить

соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у

дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции

маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему

необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой

огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание:

местоположение каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположение

средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от

каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и

предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня

запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных

технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями.

Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных

поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить

уровень обслуживания, представляемого поставщиками. Результаты анализа

приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими

систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему

поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет очень

высокие требования к поставщикам.

Наши рекомендации